На высоких уровнях абстрагирования - "гранд-стратегия" и всё такое - мне представляется, что сирийский конфликт есть конфликт Вестфальского мира одновременно с до- и после-Вестфальским.
До-Вестфальский - это примат религиозного/идеологического устроения общества над его государственным устроением и отказ признавать материально существующего суверена ("царь", "народ", "партия") иначе, как проекцию на материальный мир сверхъестественного существа (Аллах, Ктулху и т. п.). ИГИЛ, да.
После-Вестфальский - это "мировое сообщество отказывает Башару аль-Асаду в легитимности", то есть та же самая практика, но с более сложным, аналитическим описанием сверхъестественного существа - как правило, по частям, через "права", "свободы" и "ценности". Взятые вместе, - а они претендуют на взаимное дополнение вплоть до тотальности - они образуют непрерывные границы, форму, а равно её наполнение. То, что получившемуся названия либо нет, либо его замалчивают и забывают - "второй сложный". Лично я использовал бы выражение "безумный Эдди", ЕВПОЧЯ.
То, что второразрядный диктатор в стране, где в рамках национального своеобразия сперва честно постарались испортить наполеоновский кодекс, а потом устроить социализм, но ни в том, ни в другом полностью не преуспели, выступает чемпионом (заступником) Вестфальского мира - ну, тут можно только пожать плечами и сказать, что история любит пошутить назидательно.
Можно добавить, что в своё время Гилберт К. Честертон, защищая католическую церковь, отметил, что её позицию критикуют с разных сторон, а значит, какая-то правда за ней есть, за плепорцией. Я думаю, что и про Асада-Сирийского с его страной, одновременно отпихивающихся от столь различных противников, можно сказать то же самое, не слишком покривив душой.
Именно вне-Вестфальскость (звучит-то как!) роднит США и ИГИЛ и вызывает подозрения в договорной игре между этими аббревиатурами.
Если же спуститься уровнем ниже, то видно примерно следующее. Тамошняя войнушка сильно напоминает нашу Гражданскую - с несколькими важными отличиями. Условно "красная" сторона (сходство тогдашних "красных" с ИГИЛ - великолепная тема для срача) не имеет преимущества оперирования по внутренним линиям, а кроме того, наступает на более плотно заселённые области из менее заселённых. Минус беженцы, с которыми - вспомните цену, которую ломили за проезд в Европу - из Сирии наверняка вышло немало сторонников демократического выбора и борьбы с диктатурой.
Иначе как долго и муторно, на истощение, такая война не выигрывается - ибо ИГИЛовская движуха сейчас в стадии "эту песню не задушишь, не убьёшь", и отчёты США о скольких-то убитых боевиках откровенно смешны. "Всех не перестреляете!"
Асад может выиграть, если сумеет каким-то макаром/с чьей-то помощью уменьшить парк грузового транспорта противника и перемалывать его, противника, висящего на плохом снабжении. Как я понял, перемалыванием он там и занимается. На радость, я полагаю, немалому числу других правительств - в том числе из того самого "мирового сообщества", которое таким образом избавляется чужими руками от пассионариев обрезанных. В знак признательности Асаду - если у него начнёт получаться, и ИГИЛ хрустнет - вполне могут выписать пулю в спину или что поромантичнее - от "агентов исламистов" или с оформлением "воли народа", это как получится.
Безумный Эдди, он такой.
Из долговременных факторов - многое зависит от того, какой величины зуб у связанного с "братьями мусульманами" населения севера страны на Асада-старшего за рубеж 1980-х.
По поводу российской помощи - можно сказать, что в парадигму защиты Вестфаля она укладывается. Конкретная реализация может быть весьма разноообразна; здесь уже надо знать конкретику... хотя, по вышеизложенному, в передачу данных со спутников лично я бы поверил, в организацию ремонта тяжёлого вооружения тоже, и даже, наверное, в помощь советников (не инструкторов) в организации разведки вплоть до тактической.
Систематическая воздушная штурмовка линий снабжения ИГИЛ стала бы козырным действием, но в неё я не верю. Слишком дорого во всех смыслах.
С точки зрения экономики - любая послевоенная Сирия будет развивающимся рынком на полтора десятка миллионов рыл с потенциальными преференциями для тех, кто помог во время войны тем, кто в ней победил. Про транзитные соображения писать долго, но они более чем суть.
Всё. Тяжела ты, фуражка Биглера, но без тебя ещё тяжелее.
Спасибо за внимание.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.