Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

Живём в лесу, молимся колесу.

Был недавно разговор; по какой-то ассоциации третьим темпом вспомнили старые серии "Планеты обезьян" - неохота искать, но, по-моему, конец шестидесятых. Фильмы, кстати, не вызвали у меня особенной аллергии, хотя, конечно, пьербулевский оригинал там выжимали насухо и насиловали в извращённой форме (то есть это я думал, что в извращённой, пока не увидел новые фильмы).

И вот, в разговоре вспомнилась тамошняя сюжетная линия про лысых чудиков-телепатов, которые после ядерной войны молились особо крупному едрён-батону.

Я отметил, что условно пост-аповские верования-религии-церкви будут, мягко говоря, другими, без молений бомбе-взрыву-радиоактивному свечению. Людей всё же нельзя недооценивать, даже лысых. Они непременно найдут способ устроить вещи погаже и пострашнее.

Разверну и оставлю тут пару замечаний о религии после TEOTWAWKI, БП или - буду традиционен - апокалипсиса. Одно о том, почему не будут кланяться изображению атомного гриба, а второе о том, что может быть хуже этого.

В сём блоге уже говорено о том, что церковь есть оформление стихийного процесса самоидентификации популяции, причём тогда, когда эта самоидентификация популяции действительно нужна - чтобы не путать себя с чужими. "Мы верим в бога Бубу, а они верят в чёрта Чучу - между нами вселенная разницы".

Отсюда получаем, что с чужими, по крайней мере, технически возможно перепутаться, а реализация этой возможности грозит ущербом.

В свою очередь, это означает, что общение с чужими происходит не только в форме перестрелки или, из уважения к Эйнштейну, поножовщины, и ущерб от такого общения не сводится к убитым людям и поломанным вещам, хотя может включать в себя и то, и другое.

Проще говоря, церковь - это долгосрочный ответ популяции на необходимость сохраниться в условиях торговли и шпионажа.

А это означает, что никаких изолированных сектантов в пост-апе не будет вообще. И неизолированных, но упоротых на предмет всё и вся подмять под себя - тоже. Любые попытки использовать шок от апокалиптических событий на предмет устройства жёсткой теократии в изолированном сообществе сойдут на нет уже в следующем поколении. Даже удачные попытки. Ибо такое в сообществе никому не нужно: ни тем, кто, ни тем, кого - а расходов требует.

Гораздо проще и дешевле в отсутствие соседей взять к ноге население через старое доброе стукачество, фаворитизм и поедание излишков под одеялом (см. "Эмбер сити").

То есть, если принять, что пост-аповская религиозная доктрина/церковь всё же существуют, то они существуют в сообществе, где еретиков вполне будут подпускать к себе, чтобы правоверным было с кого не брать пример и среди кого вести разъяснительную работу, укрепляя и поверяя об еретиков собственную идентичность.

Теперь вопрос: если апокалипсисом накрыло всех, - не обязательно одинаково по силе, но обязательно тем же самым - то откуда взяться различию, служащему самоидентификации, раз уж в прошлом у всех были бомбы-взрывы-радиоактивное свечение (зомби, инопланетяне, парниковый эффект)? Именно они и не будут фигурировать в качестве главного блюда что священного писания, что священного предания. "Само собой разумеется".

Циничный пример: даже тот, кого нынче напоказ воротит от не менее показной государственной пропаганды "Великой Победы", на автомате употребляет выражения "до войны" и "после войны" неотличимо от тех, кто этой пропагандой упивается. Так и здесь. Это декорации, а не действие. Шлак, а не руда.

Кстати, весьма вероятной, простой и безобидной пост-аповской религиозной доктриной может стать именно история о победе. Недобитый и размножившийся захолустный гарнизон объявляет себя стороной-победителем в третьей мировой и тем живёт.

Серьёзные же - отвратительные и опасные - вещи будут связаны с индивидуальными переживаниями стукнутых бомбой или ещё чем - случившимися в период до установления сколько-нибудь размеренного прозябания.

И вот тут действительно начнутся перипетии.

Дело в том, что наследие "мировых церквей" никуда не денется, а институт святых вообще и пророков (пифий, юродивых) в частности составляет его неотъемлемую часть.

Иными словами, святые люди появятся, и их будут слушать - более чем обычно, учитывая обстановку. И более чем обычно будет вероятно, что их переживания, от которых они поведут проповедь, действительно будут чем-то незаурядным и от души: "и видел я", а не "даю устаноуку" и "сдавайте на храм".

Более того, в сравнительно малочисленных сообществах трансляция этих переживаний на паству окажется не слишком размытой повседневным бытом и ухмылками соседей-агностиков. То есть личные прибабахи одного человека будут размножены.

Не особенно важно то, насколько получившиеся при таком развитии событий пост-апокалиптические доктрины будут отличаться друг от друга - если такого рода сообщества будут рядом, то торговый интерес их всё равно заставит договориться, невзирая на Бубу и Чучу.

Важно то, насколько эти доктрины будут отличаться от до-апокалиптических - причём не семантически (имена и символы хрен с ними), а синтактически.

Проще говоря, вполне может оказаться, что выжившие и уверовавшие перестанут понимать до-апокалиптические тексты на системном уровне, из-за изменения порядка обращения к составляющим тексты смыслам.

Тексты имеются в виду и художественные, - скажем, изменится понимание сюжета как такового (самый простой пример: мэйнстримом вдруг станет изложение событий в обратном порядке) - и тем более научно-технические: они ведь завязаны на ещё большее количество условностей, чем художественные.

И вот тут открываются бездны: и потеря знаний с их последующим восстановлением совершенно иными путями, и всяческие извращённые (по нашему, древнему мнению) практики, и само понимание нас, древних - абсолютно неверное. Да, то самое, чем нас пугают вследствие физического ущерба и всяких разрушений... в то время, как люди здесь справятся сами. С песнями.

Самое же обидное, что действительно интересную читателю вещь про такое не напишешь. Подумаешь, лысые чудики не понимают учебник химии для средней школы, хоть и знают язык... комедь (ЧУТЬ ПОЗЖЕ. Да, "Ночная ваза с цветочным бордюром", и это ещё очень щадяще). Не-е-е-т, нам подавай патетическое моление едрён-батону с бабахом в финале.

И даже то, что непонимание учебника химии есть острая форма того явления, которое в форме хронической образует всю человеческую историю даже в отсутствие ядерных бомбардировок, оправданием не послужит.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, критика, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments