?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Приелись мне книги и фильмы, в которых всякими альенами, мутантами, зомбями, радиоактивными осадками, зловредными вирусами, ледниковым периодом, парниковым эффектом и прочей апокалиптической шушвалью осаждаема случайная группа людей, не образующая ни общества, ни популяции.

Да, может оказаться зрелищно и читалищно, однако ж такое достигается именно что через игнорирование скучного выживанчества и продолженчества, которым займётся связная человеческая популяция, образующая общество.

Ничего нового и неизвестного под катом не будет. Я всего лишь привлеку к описанию всем ведомых вещей Общую Теорию Всего, беспорядочные наброски которой можно найти в этом журнале, в постах с заголовками, содержащими слово "Пиджин-". Что многое говорит о моём отношении к предмету. Хотя, конечно, надобно как-нибудь взять себя в руки и набросать теми же руками более или менее упорядоченный конспект.

Потом. А пока о процессе преодоления человеческой популяцией угроз её масштаба. Обобщённо.

Дело будет так.

Для начала, всякая угроза уровня популяции воспринимаема на личном уровне (композитные личности, вроде семьи, подразумеваются) как обусловленная внешними обстоятельствами общая недостача какого-то ресурса. Нехватка, дефицит чего-то нужного.

Сам ресурс можно определить сколь угодно вычурно или примитивно, а-ля "Цивилизация": еда, тепло, безопасность, место под солнцем, манеры и этикет, энергия, возможность самореализации, нужное вписать. Здесь это упрощение уместно.

Напомню, что согласно Общей Теории Всего, общество мною рассматривается как совокупность коммуналии, где стабилизирующий отбор мог бы властвовать безраздельно ("улица", "свои, но не свои"), и ограничивающих её выгородок, где различные виды девиантного поведения сохраняются/поощряются/используются на благо общества/адаптируются к коммуналии ("семья", "школа", "тюрьма", "армия").

Отсюда всякий сценарий выживания общества в условиях внешней угрозы будет определён балансом следующих крайностей.

1. Радикальная нормализация. По сути это синтез стратегий конкуренции и кооперации, соперничества и сотрудничества, основанный на зрячем и сиюминутном внедрении стабилизирующего отбора.

Идея предельно проста: нормальные кучкуются и, как обычно, затаптывают девианта - однако на этот раз не только в силу стайности/подражательности/необходимости сброса нервного напряжения, но и в пищевых целях (точнее, в целях отъёма и распределения чаемого ресурса). Рационализация такого поведения никакой трудности не представляет. "Он еретик, он на нас навёл непогоду с неурожаем, мы тут лебеду жрём, а у него в подвалах наверняка полно зерна, бей сатанюгу".

Применимость радикальной нормализации в общем определяется отношением параметров распределения наблюдаемых различий в популяции к переживаемой остроте нехватки ресурса. Проще говоря, от того, насколько одержимому дефицитом обывателю хочется зацепиться за различия соседа.

Исчерпание радикальной нормализации происходит тогда, когда оставшихся отличий уже недостаточно для выбора новой жертвы - "если я сейчас на него укажу, и мы его съедим, то в следующий раз уже меня оприходуют, потому что он ото всех не более отличен, чем я".

Это не означает, что процесс заканчивается де-факто, - достаточно острое переживание нехватки может его поддерживать - однако тут возникает известная ситуация "пауков в банке" с уничтожением общества. Уже не толпой затаптывают, как положено, а с ножиками друг на дружку охотятся. Это не ко мне, это в Голливуд.

Прошу заметить, что радикальная нормализация как процесс определяется суммой внешних стратегий личностей, она никоим образом не отменяет стратегий внутренних, того же тайного накопления дефицита для себя/ семьи.

Радикальная нормализация буйствует в коммуналии, а в выгородки вторгается только вместе с вооружённой вилами и факелами толпой.

2. Безрассудная инновация. Состоит в некритичном заимствовании коммуналией практик и ухваток, характерных для выгородок, пересмотра на этой основе действующих в популяции норм и переформирования коммуналии по этим новым нормам.

Если чуть точнее, то это резкие ускорение и локализация такого процесса (обычно идущего поколениями), слом норм вместо их дрейфа - слом, оправдываемый необходимостью скорейшего преодоления нехватки ресурса либо через увеличение его добычи (экстенсивным или интенсивным путями), либо через научение игнорировать эту нехватку.

На личном уровне это выливается в участие в массовой движухе по адаптации девиантного поведения для себя и окружающих. "Все, как один, встанем в стройные ряды трудовой армии" или "Каждый должен научиться кунг-фу для защиты от смертельных зомби".

Оно, участие, кстати, может быть даже выгодно само по себе в той степени, в которой вытесняет частную борьбу за ресурс (на неё не остаётся сил) или отвлекает от неё (не остаётся внимания).

Применимость безрассудной инновации в общем определяется желанием отдельной личности сменить быт, отнесённым к прочности/высоте/устойчивости барьера между тем или иным типом выгородки и коммуналией.

Как и в случае радикальной нормализации, такая готовность поддерживается переживанием нехватки - и может поддерживаться за пределами рационального планирования поведения.

Исчерпание безрассудной инновации определяется усталостью от быстрой смены неработающих решений, этаким калейдоскопом умирающих надежд, когда выгородочные рецепты опробованы и не помогают.

При этом само стремление к очередному "новому единству", массовидности в самых безнадёжных условиях может быть поддержано именно этой безнадёжностью - переживание сколь угодно надуманного единства выступает средством её временного игнорирования. "Пока мы вместе скачем и кричим "москалей на ножи", нам не страшен дефолт".

Как и радикальная нормализация, безрассудная инновация слабо влияет на внутренние стратегии, "что мои собственные дети кушать будут".

С другой стороны, её обязательным условием является наивозможное расширение действительного сообщения коммуналии и выгородок. Это значит, что сопутствующим эффектом попыток адаптации выгородочных практик к коммуналии непременно станет перенос коммунальности в выгородки. Скажем, весьма военизированное советское государство не могло не начаться с "ты, товарищ, пойди, распропагандируй солдат против царского режима".

Каким образом эти противоречивые крайности работают вместе, образуя конкретную реализацию преодоления популяцией некоторой нехватки?

Во-первых, последовательная и успешная радикальная нормализация с вилами и факелами разрушает границы между коммуналией и выгородками, тем самым увеличивая применимость безрассудной инновации.

Грубо говоря, когда питательные соседи-еретики заканчиваются, и дальше остаётся жрать только совсем уж себе подобных и себя лично, то как раз обращаются к тому, как дела делаются не "на улице", а в условной "школе", "семье", "тюрьме" или "армии". Скажем, вестфальское мироустройство получилось именно из этого; уже на развалинах сообразили - "еретики отменяются, местное единоначалие вводится".

Во-вторых, когда безрассудная инновация устанавливает очередную новую норму (или объявляет ею обломки старой), то её закрепление в коммуналии востребует как раз радикальной нормализации.

Из "новой надежды" получается повод пощупать запаздывающего с адаптацией соседа: "оно вкусное? оно сочное?" После чего собрать таких же быстро адаптировавшихся и пойти бить сатанюгу. "Обострение классовой борьбы", верно.

Думаю, читатель понял, что такого рода колебания между крайностями, выраженные или не очень, могут вести как "вверх", так и "вниз" - всё зависит от того, будет ли найдено работающее решение по преодолению конкретной нехватки.

Если да, то смены подходов сложатся в доведение такого решения до ума. Если нет, то получится проедание пресловутых ресурсов до тех пор, пока общество - а то и популяция - перестанет быть или по меньшей мере сильно потеряет в сложности процесса воспроизводства.

Ну, и в заключение. Описанный процесс виляния между радикальной нормализацией и безрассудной инновацией, отнесённый на достаточно долгий промежуток времени, когда переживаются только локальные нехватки, а нехватка глобальная только вспоминается или предвидится... по-моему, это и будет фундамент, основа и предел всякого политического процесса, то есть процесса принятия решений, объявление/реализация которых влияет на параметры воспроизводства популяции.

И я использую этот постулат для анализа той или иной ситуации, если охота почесать мозги о политику.

Чего не хватает данному обществу? Насколько это "что-то" важно для него? Насколько однородна популяция, образующая общество? Что они там уже успели попробовать? Насколько "закрыты" в данном обществе выгородки от коммуналии? Какая выгородка наиболее открыта в данный момент? Какие ухватки оттуда могут быть импортированы коммуналией или, что то же, импортировались в подобных случаях в известной мне истории? Как и чем этот импорт будет публично оправдан с точки зрения преодоления нехватки? Какие типичные изменения в отношения между людьми в коммуналии он внесёт? Насколько радикальными мерами эти изменения будут продвигаться в качестве новой нормы? Приведут ли эти изменения к преодолению нехватки?..

...и так далее. Для предсказания цены на нефть и особо пафосных моментов в речах мировых лидеров это дело не очень годится, а вот по темам вроде "чем всё это кончится лет через ...дцать, независимо от выборов, тракторов и реакторов" иногда получаются довольно интересные озарения, годятся пошутить за праздничным столом (что, в общем-то, потолок для полусознательного сетевого трепла вроде меня, у которого нет доступа к численным значениям интересных мне параметров).

Опять же, удобно формулировать и предлагать всякие великие планы.

Но это как-нибудь в следующий раз.

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 8 — добавить )
damian_winter_v
7 окт, 2015 12:31 (UTC)
В новый Фоллаут играть будете? ))
17ur
7 окт, 2015 15:10 (UTC)
Куда деваться-то. Сейчас вот Wasteland 2 перепройду и буду.

Edited at 2015-10-07 15:10 (UTC)
damian_winter_v
7 окт, 2015 16:17 (UTC)
Вы ведь, кажется, к компьютерам прямое отношение имеете? ))
17ur
7 окт, 2015 18:21 (UTC)
Сижу сейчас за одним таким, и только. А сколько-нибудь долговременное прямое отношение я имею к волоконно-оптическим датчиком и попыткам научить студентов отличать индуктивные датчики от индукционных.
damian_winter_v
7 окт, 2015 18:59 (UTC)
Эх, жаль. Совет адекватного чела в вопросе выбора железа был бы как нельзя кстати.

PS По простоте душевной, всегда считал их одним типом датчиков.
zviad_bigbachia
7 окт, 2015 19:38 (UTC)
на хардфорум.ру есть адекватные советчики
damian_winter_v
8 окт, 2015 02:09 (UTC)
Спасибо, может воспользуюсь.
17ur
7 окт, 2015 22:01 (UTC)
Не, свой комп я собираю сам, конечно - но брать на себя ответственность за советы не стану. Лучше и в самом деле обратиться в клуб, рекомендованный чуть выше, или ему подобный.
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger