?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Имеется в виду эпопея «Чёрный отряд» («The Black Company») авторства Глена Чарльза Кука.

Жанр: фэнтези, однако дописывать туда «боевую», «эпическую» или «героическую» по отдельности было бы неверно, а всё сразу невозможно; этим, собственно, и являет себя прелесть череды весьма многословных романов.

Если кто не читал, то рекомендую. Имеющие место быть русские переводы по крайней мере первой половины удовлетворительны, - хотя стиль изложения автора, сам по себе увлекательный и не дающий читателю скучать, для сколько-нибудь точного перевода откровенно сложен.

Для тех, кто читал, оставляю здесь замечания по трём персонажам: Костоправу, Госпоже и Душелову. По тамошнему мультиверсуму "вообще" я выскажусь как-нибудь потом.

Без знакомства с сюжетом большая часть нижеизложенного будет любопытному читателю непонятна.

1. О Костоправе.

Костоправ в оригинале зовётся Croaker. To croak – «хрипеть», «бурчать», «ворчать» или, если жаргонное, то «умереть», «испустить дух» - или «убить [кого-то]», буде глагол переходный.

Чуть точнее и намного неуклюжее можно было бы перевести Croaker'а как «Мясника» или «Резника» - одновременно в смысле «убийцы» и в смысле «врача, хирурга». Однако и так не закрыть ни роль Костоправа как замполита, устраивающего проповеди, ни его темперамент как собеседника – он и в самом деле не перестаёт бурчать, ворчать и ехидничать. Итого здесь претензий к переводчику быть не может – человек выбрал равноудалённость.

Интересно происхождение Костоправа. По экстерьеру это сухопарый лоб ростом метр девяносто, голубоглазый и узкогубый, вместилище рецессивных генов. А вот по географии он вырос «на том берегу» тамошнего эквивалента Средиземного моря, где в нашем мире таких не водится.

Если внимательно посмотреть на «великий поход» Чёрного отряда после окончания разборки Госпожи с Душечкой (Lady и Darling соответственно), то можно видеть, что они, в отличие от слонов, всё время идут на юг, а последовательность пересекаемых ими областей очень грубо соответствует прерывистой нарезке из восточного побережья Средиземного моря, аравийской пустыни и дальнейшего спуска по Гангу – Таглиос это всё же скорее Бангладеш, а не Индия.

То есть Костоправ проходит мимо родных мест как раз на восточном побережье Средиземного моря, а не на южном. Мнится мне, что автор, рисуя Костоправа, имел в виду население «королевств крестоносцев» в Леванте (аналог – одна из легенд Else Tage из «Instrumentalities of the Night»). С другой стороны, во-первых, крестовых походов as is там не было, а во-вторых, тамошние мусульмане эти земли тоже не завоёвывали, а под псевдонимом Vedhna тихо сидят себе на югах.

Без умножения сущностей можно предположить, что Костоправ – потомок северных беженцев от художеств Властелина (Dominator) несколькосотлетней давности. Если Властелин по политической необходимости выжигал целые провинции, то беженцев должно было случиться немало и без крестовых походов.

К собственной биографии Костоправа возникают вопросы. Дело в том, что уже где-то в тридцать лет или раньше он вполне квалифицированный врач-универсал, умеющий не только зашивать раны, но и варить противоядия. На ходу такому не учатся, однако никаких учителей он не упоминает. Ни в Чёрном отряде, ни вообще – хотя помешанность на походной гигиене, которую он вдалбливает остальным, очевидно является штукой наживной: такому учатся либо всю жизнь, либо – если молодой – у кого-то.

Костоправ – горожанин, из торгового, но далеко не прибрежного города, не из богатой семьи: упоминается tenement (то, что у нас называлось «барак»). С другой стороны, он помнит, как выглядела его бабка, а значит, даже небогатая жизнь там была вполне приличной и не такой уж короткой. Опять же для того, чтобы вымахать до метра девяносто в эпоху мечей и луков, надо было неплохо питаться.

Когда Костоправ ушёл с Чёрным отрядом, - заметьте, записавшись туда прямо перед тем, как Отряд закончил свою службу в тех местах – в городе оставалась как минимум его сестра: при этом совесть Костоправа не мучает, то есть похоже, что он никого не кинул на произвол судьбы. Правда, он упоминает, что здесь его считают мёртвым, а это можно понимать по-разному.

Ещё Костоправ однажды ссылается на собственный юный идеализм, когда во имя всего хорошего он не считал зазорным биться головой об стену.

Итого, ученик лекаря, - а это достаточно дорогой навык – влипший по молодости и дурости в историю, после которой оставалось только смыться с уходящими из города наёмниками. Моё предположение – какая-нибудь фигня с ядами и использование молодого дурака втёмную. Город торговый: конкуренция, гильдии, городская старшина, всё такое…

В Чёрном отряде Костоправ сравнительно быстро, за несколько лет довольно спокойных гвардейских контрактов, дослужился до замполита, то есть хрониста и политинформатора; товарищ отвечал за идентичность Чёрного отряда, за его историю и ксенофобию. Замечу, что для такой работы нужна определённая предрасположенность - и товарищ со временем дорос до вполне натурального Верховного Главнокомандующего.

Его выходки в последней части эпопеи весьма впечатляют - хотя и более ранний трюк с Ножом (Blade) рекомендуется к изучению всякому конспирологу, начинающему и не очень.

2. О Госпоже.

В оригинале она Lady. Настоящее её имя вроде бы Dorotea Senjak, но это как раз под большим вопросом. Магия в мультиверсуме Чёрного отряда устроена так, что, если с полагающимися притопами и прихлопами назвать истинное имя сколь угодно могучего колдуна в присутствии последнего, тот лишается волшебной силы.

По сюжету Госпожу так и обслужили, однако впоследствии сила стала к ней возвращаться. С учётом того, что она имела довольно долгий исключительный доступ к Анналам Чёрного отряда и была не совсем дурой, то пару-тройку изменений она могла туда внести. Имхо. На всякий случай.

Опять же, по моему мнению, когда Костоправ посадил за Анналы Мургена (Murgen), там, скорее всего, был достигнут компромисс. Граничное условие – истинное имя Душелова (Soulcatcher), сестры Госпожи, в Анналах присутствует. Опять же на всякий случай.

То есть Госпожа – скорее всего Senjak, но не Dorotea и не Sylith/Sileth.

Властелин на весь свет, при куче свидетелей, под запись пытался поименовать её Ardath и тоже промахнулся. Значит, методом исключения она Вера (Credence), – заметьте, это именование мы знаем только от Хромого (Limper), свидетелями чему были только сам Хромой, Госпожа, Костоправ, Душечка и Молчун (Silent). Потом Молчун якобы как раз и проименовал её Доротеей.

Итого, если на самом деле было наоборот – Хромой пытался проименовать Доротею и ошибся, а Молчун выдал Веру и угадал, то по итогам мы имеем всего двух свидетелей истинного имени, причём одного с обетом молчания, другую глухонемую и вдобавок тогда вырубленную.

То есть Госпожа получает ощутимую возможность как минимум единожды увернуться от крупных неприятностей и сильно удивить кого-нибудь, рискнувшего назвать её Доротеей.

Вполне вероятно, кстати, что сама идея возникла почти сразу, и Костоправ записал её Доротеей ещё в пути на юг. Особенно когда выяснилось, что некоторые особо важные персоны считаются мёртвыми неправомерно.

Происхождение Госпожи показывает, что до Властелина в тамошнем эквиваленте Центральной Европы (некоторый аналог не имеющей серьёзных соперников СРИГН, думаю, с превалированием полисной организации) существовали развитые и сложные отношения между волшебниками, светскими и церковными властями. Сложные и развитые вплоть до "революционной ситуации", над которой, думается мне, "люди работали" задолго до того, как "Властелин провозгласил себя".

Госпожа и её сёстры (имхо, всего девочек было пять - именно пятая и есть та, которую в юности прибила Госпожа) были получены в результате того, что вежливо можно назвать то ли экспериментом, то ли частной исследовательской программой. Их изначально прокачивали как волшебниц, из-за чего будущая Душелов получила расщепление личности, а будущая Госпожа – сильнейшую танатофобию. И то, и другое в сочетании с масштабными жизненными вызовами сделало их носительниц существами более чем упрямыми.

Отмечу то, что мне представляется очевидным: Владычество было не авантюрой одного-двух сверхмощных волшебных талантов, но итогом воплощения долговременных революционных идей и долговременного же продуманного заговора, под который эти таланты были подобраны в количестве. «Тёмная империя Властелина» (хи-хи-хи) в своей конкретной реализации была основана на договоре между Властелином, Госпожой и Душеловом, - и ещё много кем, кто не выжил и не дожил – а вот прямое подавление и организация сообщества Взятых (Taken), приведённых в подчинение Властелину могучих колдунов, были уже следствием.

Воспоминания Следопыта (Tracker) о записанных судьбах четырёх сестёр ложатся в эту канву вполне логично.

Кстати, то, что Взятые «записывались на имя Властелина» – знак того, что этот бычара был слабейшей стороной в упомянутом договоре; и даже переманивание Душелова на свою сторону ему не помогло. Похоже, Госпожа там по мощи, хитрости и дисциплине крыла всех остальных – или по меньшей мере могла нанести остальной гоп-компании, вместе взятой, совершенно неприемлемый ущерб.

Можно сказать и больше: не выглядит невозможным предположение, что Госпожа использовала восстание Белой Розы, чтобы обнулить этот договор. Активы Властелина были уничтожены восстанием (фокус, позднее повторенный в присутствии Чёрного отряда и с его участием), а Госпожа позаботилась, чтобы её стазис был слабее остальных, резонно рассчитывая на то, что сумеет манипулировать будущими воскресителями (resurrectionists), которые - ну надо же! – появились почти сразу.

Ирония судьбы: то, что вместе с ней из могил восстали Взятые, вполне могло быть отклонением от ХПГ. Особенно если учесть, что первой из могилы выпрыгнула её сестра Душелов.

Не удивлюсь, если Госпожа договаривалась с прежней Белой Розой напрямую – это объяснило бы, как она покинула Упокоище (Barrowland), не разрушив охранные схемы, почему хаяла нынешнюю Белую Розу «глухонемой крестьянкой» и почему пошла в такие прогоны, чтобы задействовать её против настырно желающего воскреснуть Властелина.

И если бы не Молчун, то Госпожа сгребла бы выигрыш. А так ей пришлось отправиться на разборку с Оборотнем (Shapeshifter) и натолкнуться на всякие непредвиденности. Да, по моему мнению, это и было рациональным резоном увязаться за Костоправом.

Сцена на осаждаемой пиратами барже на самом деле имеет двойное дно, которого Костоправ, по крайней мере напоказ, не понимает: возвращения Ревуна (Howler) не предполагалось, да, однако маготехника, захваченная Госпожой в поход, как раз и предназначалась против Оборотня (который, если что, вполне мог быть тем самым королём Бартелме Прогулкиным (Barthelme of Jaunt), фиктивным мужем Веры).

При этом Госпожа со всей её божественных масштабов упёртостью и пониманием «профессионалы обсуждают логистику» особенным кровопийством не отличалась, и, не мешай ей свои Взятые и чужие повстанцы, просто отладила бы государственную машину империи, заперлась в Башне Чар (Tower at Charm) и жила бы вечно, никого не трогая.

Вначале не повезло - хотя по итогам эпопеи её очень слабая ставка всё же выиграла, с задержкой лет на тридцать. Ну, хоть мир девушка посмотрела в процессе.

3. О Душелове.

Душелов, в миру Sylith Senjak, сама по себе интересна в первую очередь как иллюстрация дополнения к третьему закону Кларка насчёт развитой технологии и магии.

Дело в том, что, во-первых, технология невозможна без определённого типа мышления – условно «индустриального», завязанного на разделение труда и одновременное рассмотрение объекта на различных уровнях абстрагирования и как носителя различных групп свойств. Во-вторых, технология, развиваясь, тяготеет к концентрации: плотность размещения элементов на несущей конструкции тому пример.

Из этого следует, что для мира, в котором действует магия, способности мага (сила плюс умение) прямо пропорциональны его умственной дисциплине, а сами маги становятся носителями и концентраторами индустриального, упорядоченного мышления – и, вполне вероятно, монопольными обладателями такового. Транснациональная корпорация в отдельно взятой черепной коробке, а кругом сплошные селюки.

В мультиверсуме Чёрного отряда сильные маги именно что работают в индустриальном режиме, организовывая поточное производство бластеров или наноассемблируя крепости с клонированным гарнизоном, и только шелупонь вроде Одноглазого (One-Eye) пробует создавать шедевры.

У Душелова – вероятно, старавшейся не отстать от сестёр-магичек – перемкнуло ту самую умственную дисциплину на то самое разделение труда, и девушка всю жизнь проговорила сама с собой на разные голоса, как собрание акционеров.

Цель в жизни у неё была одна: посчитаться с сестрой, переплюнув её. Другого объяснения, почему она упаковала Госпожу в стазис, а потом принялась рядышком строить империю из подручного материала, я не вижу: тут именно что пробудить через сто лет и повозить любимую родственницу мордой на тему «у меня лучше получилось».

Другое дело, что многочисленное население отдельно взятой головы диктовало весьма легкомысленный, несерьёзный и изменчивый подход к действительности. Кроме того, даже сильно побитый Чёрный отряд оставался песней, которую не задушишь, не убьёшь – а вот сама «песня» могла и то, и другое.

Надо признать, что автор очень и очень удачно подобрал персонажа, чтобы объяснить читателям ту незамысловатую истину, что с определённого уровня возможностей и полномочий ни друзей, ни врагов уже не бывает.

На материале сравнительно вменяемых персонажей такое трудно объяснить, вот и приходится привлекать человека-оркестр Душелова, упоротого параноика и манипулятора Костоправа, а также Мургена, который ходит в астрал как на работу.

***

Пожалуй, всё. Про устройство мультиверсума Чёрного отряда и историю такового я ещё отпишусь отдельно, как и обещал в начале текста. Там есть кое-какие вещи, на которые не грех указать грязным толстым пальцем с обкусанным ногтем. Особенно если понимать, что по количеству роялей в кустах автор ухитрился достичь едва ли не абсолютного минимума в классе фэнтези-эпопей.

Посему тем, кто, невзирая на предупреждение, ринулся под кат, не читав книг, остаётся подождать.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

17ur
19 окт, 2015 15:34 (UTC)
Сложно, но возможно. Там нужно сильно вложиться именно что в антураж и стилистику и выдерживать её до упора, невзирая на давление менеджмента.

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger