Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

В гостях у сказки.

Будучи у неё в гостях, надобно всё время помнить две вещи.

Во-первых, львиная доля "сказки - лжи" обязана собою подразумеваемости, но не применимости бритвы Оккама. Проще говоря, сказка совершается в пустоте внешней. Именно поэтому столь легко сказку дописывать и перетолковывать, наполняя сию пустоту. Или, напротив, распространять и прокачивать эту пустоту, теряя в ней всякие дополнительные тонкости сказки.

Иван сражается с Кощеем. Махнул дубиной, вбил Кощея в землю по колена. Тот вылез, махнул палицей, вбил Ивана в землю по пояс. И так далее, вы знакомы с процессом. Одно удовольствие дописать к этому "Иван, твой отец - это я, а Сила происходит от мидихлориан". Или, наоборот, не дописывать, что вся эта потасовка нужна каким-то иноземцам, чтобы ни покалеченный Иван потом не полез возвращать крест на св. Софию, ниже умордованный Кощей отправил Черноморский флот добывать стратегические проливы для мировой революции.

Во-вторых, следующих из "во-первых", "да в ней намёк" - вещь как минимум сырая. Персонажи сказки немногочисленны, но они - для того, чтобы довести "намёк" до ума - типичны. На самом деле в немногочисленной группе особенности, повреждения типа видны сразу и чётко, и они составляют прочность и устойчивость этой группы - внутренние связи, завязанные на "тип плюс особенности" оказываются сильнее внешних связей, опирающихся только на "тип".

Отсюда сплочение немногочисленной группы - особенно при удалённой коммуникации - применяемая "сказочная" типизация способна напрочь запороть.

И особенно такое верно, когда группу пытается сплотить условный "лидер" через увлечение предложениями, а не через выслушивание частных исповедей и тщательный подсчёт тараканов в головах потенциальных последователей.

Мораль: сказка, голливуд и вообще нарратив - вещи очень хорошие, нужные, полезные. Мы в них живём, кувыркаемся и плаваем; без них невозможны ни человечество, ни человечность. Однако обывателю не менее хорошо, нужно и полезно иметь в запасе пару отработанных умственных приёмов.

Приём первый: всякую сказку надобно "качать на косвенных", выявляя источники внешних возмущений, которые ответственны за "эффекты второго порядка", увиденные/услышанные Вами в сказке. И отказ от этого "ой, ну да ладно" в перспективе для отказавшегося социально опасен, ибо кто поручится, что хитрому и упорному соседу не окажется не "да ладно", и сосед не поймёт того, что наш обыватель проигнорировал себе на горе?

Приём второй: никогда не считать типы, приведённые в сказке, чем-то достаточным для выстраивания Вашего поведения в группе. На живых людей сказочные персонажи-типы похожи не более, чем каменный параллелепипед на статую - понятно, что она где-то там внутри, но это "где-то там" включает в себя чёртову уйму работы по избавлению от ненужных кусков - или по приставлению нужных. И этой работы не надо чураться, не надо беречь своё восприятие.

То, что я сказал, я полагаю вещами элементарными, на уровне "слышали - знаем". Просто у нас тут сейчас праздники прошлые и настоящие, а равно и иные события, в которых нарратив, то есть сказка - буйствует.

Вот я и остерегаю уважаемого читателя - вполне вероятно, излишне.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: дыбр, история, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments