?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Человечность.

Вот попадётся же на глаза, а? Какой-то то ли агнец божий, то ли ещё не обретшее бога мясное животное трогательно рассуждает о человечности. Ну да: любить-прощать-уступать-потворствовать. Вы себе представляете, поэтому ссылок не будет.

Может быть, я понимаю человечность неправильно, зато сильно по-другому.

Человек от четвероногой и четверорукой скотины отличается тем, что у него на некоторой малой доле всякого рода "естественных", химически обусловленных позывов, на реакциях нижнего уровня установлены тормоза и фильтры. Много. Разных. Соперничающих друг с другом. Отменяющих друг дружку, замедляющих и усложняющих "рефлексы" до полной их неприменимости в соответствии с эволюционными императивами.

У скотины такое тоже присутствует, особенно у дрессированной, но у человека больше. Хотя, повторю, все эти дела даже у человека оседлали много меньшую часть "рефлексов", нежели та, что осталась без присмотра. Как бы мы себе ни льстили.

Так вот, человечность, основа признания себя человеком, по моему скромному мнению - это способность учитывать тот факт, что некоторая часть поведения окружающих в принципе неестественна. Способность понимать как извращение/чудо/достижение то, что вместо того, чтобы треснуть Вас по голове и уволочь в пещеру на предмет ужина, человек продаёт Вам айфон, чтобы потом на долю малую от выручки купить себе поесть.

"Способность учитывать" включает в себя понимание того, что сама неестественность поведения - все эти тормоза и фильтры - носителя этого поведения может раздражать или, наоборот, радовать. Видели людей, которые прутся от собственной вычурной вежливости? Да, оно; однако оно так у всех.

Равно "способность учитывать" включает в себя понимание того, что у неестественного поведения существуют границы, то бишь какие-то "рефлексы" у собеседника вполне могут оказаться необлагороженными или облагороженными слабо, нестойко; что те или иные границы в разговоре или иной совместной деятельности надо сперва ощупывать, а не смело переступать.

И уж, конечно, "способность учитывать" подразумевает способность планировать собственное поведение, исходя из имеющихся наблюдений за окружающими.

Вот эти три вещи - понимание неестественности человеческого поведения, в том числе своего собственного, понимание границ этой неестественности и формирование собственного поведения относительно этого понимания в сумме я бы и назвал человечностью.

К прощению и потворствованию человечность в моём понимании никак не сводится - напротив, готовность дать по рукам, естественным образом протянувшимся к случайно замеченному вкусному, в моё понимание человечности входит изначально. Как и готовность отказать контрагенту в осмысленном поведении, по-коллинзовски объяснив всё воздействием химии, хотя бы и от желёз внутренней секреции.

И, докручу уже до предела, человечный человек живёт в мире, где всегда существует шанс, что самый пенснистый профессор вдруг встанет на четвереньки и поскачет кусать аспиранток за ляжки. Шанс мизерен, но он есть.

Кстати, здесь работает одна из ловушек человечности как свойства, обусловленная особенностями её носителя - само "наличие шанса" человек имеет обыкновение понимать как "чуть меньше половины", и, напротив, "почти невозможно" как "совсем не бывает" - так что сказанное чуть ранее насчёт профессора многие сочтут наветом и/или выдумкой.

По-всему-этому человечность поддерживать трудно, и она, как правило, ситуационна.

В отличие от готовности накормить собой всякого желающего. Уж её-то можно привить перманентно. "Под сладкий лепет мандолины"(с).

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 6 — добавить )
thesz
4 дек, 2015 13:46 (UTC)
"...самый пенснистый профессор вдруг встанет на четвереньки и поскачет кусать аспиранток за ляжки."

https://story.californiasunday.com/joel-dreyer-criminal-psychiatrist

Не одномоментно, однако же. Не вдруг. Но встретив давнего знакомого, надо быть готовым к произвольному отличию поведения.
ip148
4 дек, 2015 23:18 (UTC)
"Человечность"
Сергей Кара-Мурза
"Молодым нужно холодное и достоверное знание..."

"По-всему-этому человечность поддерживать трудно, и она, как правило, ситуационна."
Путин
"Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив её разума и рассудка."
shastalmen
5 дек, 2015 05:22 (UTC)
Неестественность человеческого поведения - как бы пара естественно-животному? Как в примере твоем - увидел цацу и сразу без раздумий хвать её?
aschsch
5 дек, 2015 15:28 (UTC)
Из поста вроде бы ясно, что "готовность накормить собою всякого желающего" -- это никак не человечность. Но как же это тогда определить? Как дочеловеческую и даже доживотную установку?
probawxy
5 дек, 2015 15:34 (UTC)
Кто бы сомневался. Однако создаётся впечатление, что маловато будет трёх критериев. Нужно ещё плеснуть какой-нибудь пакости (а может и достаточно).
wild_wolfman
12 дек, 2015 10:43 (UTC)
> Вот эти три вещи - понимание неестественности человеческого поведения, в том числе своего собственного, понимание границ этой неестественности и формирование собственного поведения относительно этого понимания в сумме я бы и назвал человечностью.

Интересным образом пересекается с концепцией Человечности и Путей в целом в рамках WoD.
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger