Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

...вступление в область мышления.



Это запись а) неухватистая и б) сделанная для себя, по следам некоего спора о возможности мыслящей машины. О машине здесь не будет, здесь будет о мышлении, потому и неухватисто. Такой уж предмет.

Как там у Гоголя?

"Шесть огромных томищей предстало ему пред глаза, под названием: «Предуготовительное вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной производительности». Что ни разворачивал Чичиков книгу, на всякой странице: проявленье, развитье, абстракт, замкнутость и сомкнутость, и чёрт знает чего там не было."

Я попробую покороче, хотя просто у меня не получится. Мне - атеисту и материалисту - приходится воздерживаться от соблазна по-быстрому воззвать к вере, поселить в рассуждение чины небесные и подземные и тем удовлетвориться.

Чтобы сделать упражнение вычурнее, воздержусь заодно и от иностранных слов новейшего времени.

Мышление, мыслительная деятельность есть деятельность по производству мысли. Она есть частный случай нервной деятельности и сводится к движению электрических зарядов.

Орган мышления, вмещающий это движение, пребывает в таком соответствии с телом, которому принадлежит (и через него с окружающей средой), что движение электрических зарядов в нём обычно не разрушает этот орган, а приказы, отдаваемые им телу, обычно не разрушают это тело заметным для того, мгновенным способом.

Впечатление есть производное от ощущения: более или менее устойчивое изменение расположения электрических зарядов в органе мышления, вызванное изменением соответствия тела и окружающей среды.

Неделимая единица мысли, простейшая мысль есть сопоставление двух впечатлений, которое может быть сведено к сравнению движения двух множеств электрических зарядов, изначально отличающихся самое малое расположением.

Итогом простейшей мысли могут быть либо заключение о тождестве сравниваемых впечатлений или их различии, либо отсутствие такого заключения.

Отсутствие заключения в простейшей мысли вызывает нервное напряжение, неудобство, перерасход энергии; тело существа не получает требуемого отклика от органа мышления и продолжает его требовать, если изменение окружающей среды, заметное телу, никуда не делось.

Снятие нервного напряжения достигается выдачей заключения "да, одно и то же" и "нет, разное" или восстановлением прежнего состояния окружающей среды, когда минует повод к мысли.

Безусловная телесная необходимость снятия нервного напряжения заставляет орган мышления выдавать заключения условно "недобросовестные", "лишь бы отвязался".

Забавным примером одностороннего развития этой способности в соответствии с развитием жизни на Земле будет известная пугливость, настороженность живых существ. Естественный отбор безжалостно выпалывал тех, у кого "недобросовестное" мышление выдавало ложное заключение об отсутствии опасности, а не тех, кого такое же "недобросовестное" мышление предупреждало о несуществующих хищниках*.

* - именно поэтому мы, наследники не одной тысячи тысяч лет мнительности, способны видеть в облаках очертания лиц или животных, которых там ни в коем случае нет.

Важнейшим обстоятельством мышления является то, что само думание хотя бы и простейшей мысли тоже оставляет впечатление, сколько-то устойчиво изменяя расположение электрических зарядов в органе мышления.

И уже это впечатление - а оно тоже вызвано изменением соответствия тела и окружающей среды, пусть и опосредованно - может служить сырьём для иных, более сложных, более заметных мыслей, состоящих в сопоставлении впечатлений от мыслей менее сложных.

Эти сложные мысли менее подвержены принуждению тела к скорейшему их заключению, однако это принуждение, порождающее всё ту же "недобросовестность", никуда не исчезает.

Добавлю в картину ограниченную разборчивость - или, как принято ныне выражаться, разрешающую способность - тела, его органов чувств.

Получу, что достаточно развитой орган мышления непременно произведёт мысль, основанную на одном и том же изменении окружающей среды, породившем разные впечатления из-за изменения "точки зрения". "Смотрел издалека" и "смотрел в подробностях".

Заключение "да, одно и то же" - а оно более вероятно в силу "недобросовестности" мышления, той самой настороженности - составит осознание ограниченной разборчивости собственных органов чувств.

Именно его я считаю первым, простейшим осознанием - сознательным мыслительным действием.

Как сопоставление двух впечатлений есть простая мысль и основа сложной мысли, так и сопоставление двух различных впечатлений об одном и том же есть осознание и основа сознания.

Или, что то же, сознание основано на впечатлениях от осознания тождества различных впечатлений.

Отсюда следует, что та часть мыслительной деятельности, которая составит деятельность сознательную, будет устремлена на обобщение.

Обобщение есть способ снятия нервного напряжения, которое возникает, если орган мышления не способен выбрать между "да, одно и то же" и "нет, разное". Оно применимо только к сравнительно сложным мыслям, простые мысли по-прежнему требуют чёткого "да-нет" и потому обуяны "недобросовестностью".

Для мыслей сложных обобщение снимает это напряжение, создавая понятие. Мол, "да, это одно и то же, пусть и различное на вид, вкус и запах". Да, котёнок - это кошка (понятие), пусть и маленькая кошка. Да, котёнок - это четвероногое (понятие), пусть и не такое шумное, как слон.

Понятие заключает в себе и тем в некоторой степени обезвреживает "недобросовестность" мышления, вызванную ограничениями по возможностям органа мышления, ограничениям во времени, отводимому на мысль, и ограниченной разборчивостью телесных органов чувств.

Именно "обезвреживает", ибо нервное напряжение есть вещественный износ и перерасход энергии, что невыгодно всякому мыслящему существу.

Понимание есть впечатление от снятия напряжения, вызванного неопределённостью сравнения других впечатлений (ёмкое слово "дошло") - и, конечно же, всякое понимание есть сырьё и для мыслительной деятельности вообще, и для сознательной мыслительной деятельности.

Всю эту последовательность от ощущения к понятию и можно назвать восприятием. Я, во всяком случае, называю её именно так.

Я считаю, что мы ощущаем вещи, - точнее, их движение - но воспринимаем понятия, создаваемые и обновляемые нами; и приписываем понятиям возможность вещей существовать и двигаться независимо от нас.

А такой возможностью наши понятия не обладают.

Одним из самых явственных проявлений такой подмены оказывается определение: попытка кратко предуказать все возможные телесные ощущения от некоторого предмета с завидным постоянством ведёт к спорам о мере "недобросовестности" в понятии, полученном при восприятии этого предмета.

Засим всё. Спасибо за внимание.

ПостCкриптум. Да, я намеренно воздержался от слова "реальность" и похожих на него. Чересчур иностранное. Немецкое озорство.

ПостСубСкриптум. Нет, я не старался опровергнуть иерархии земные и небесные, в которые Вы истово веруете, и которые я считаю тем самым обобщением вопреки всему: способом обретения посыла к действию в условиях недостаточных данных, когда такая недостаточность вызывает излишнее нервное напряжение.

Потому не стоит мне доказывать, что я не могу без них, иерархий, обойтись. Я слаб, я потомок тех самых трусливых обезьян, благодаря которым я вижу лица в облаках; и не великолепным детям Адама упрекать меня в этом.


Похоже, сайт arakcheev.info прекратил свою работу. Однако я по-прежнему считаю, что Аракчеев должен быть свободен. И буду так считать независимо от содержания подножника.


Tags: дыбр, свет и тьма, символы, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments