Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Реклама как преступление против человечности.

Обещанный текст по рекламе в рамках идеи о переходе от централизованных систем распространения инофрмации в обществе к сетевым. Резонёрствую и визионерствую не слишком тщательно, но всё же.

Давным-давно человек - произошёл. Чем он отличался от животного? Разумом, который количественно есть возможность перерабатывать информацию. Человек мог перерабатывать больше информации в единицу времени, чем зяблик или пантера. Однако к возможности больнее укусить или лучше спрятаться это имело весьма косвенное отношение.

Как это количественное превосходство перешло в качественное? Дело в том, что у человека, в отличие от компьютера, не бывает idle process, то есть башка у него варит постоянно. Если наружной информации, подлежащей обработке, мало, то человек *глючит себя*, занимая мозги.

Из этого получается такая вещь, как воображение. В подавляющем большинстве случаев воображение малополезно, но есть два случая, когда оно необходимо: когда можно вообразить грядущую неприятность и увернуться от неё, или когда можно вообразить грядущую радость и приложить усилия к её достижению. Этих двух случаев хватило, чтобы человек стал венцом творения, царём зверей и прочая, прочая, прочая. То есть человечность можно в известном смысле определить как способность к реализуемому предвидению.

Дальше появились знаки как способ упаковки воображения, чтобы imagination process был более эффективен. Однако повторю, сам этот процесс по своему назначению есть постоянный просмотр вероятностей приятного и неприятного в будущем. В общем-то, всю человеческую историю с этой точки зрения можно определить как наращивание умения отдельного человека выживать в мире знаков. Наше воображение, целеполагание есть постоянное преодоление лабиринта символов, с какой-то степенью точности описывающих реальный мир. Успех или неудача этого преодоления вполне реально сказываются на наших шкурах - чего стоит, например, выражение "крах задуманного предприятия".

Человечность как неживотность состоит в умении а) создать лабиринт символов, адекватный реальности, и б) рационально преодолеть его, достигнув нужной локации в будущем.

Преступление против человечности есть наведение неадекватности лабиринта и помеха в его преодолении.

Рекламный ролик - беру крайне примитивный концепт, остальное из него выводится.

Молодой самец хомо сапиенс нуждается во внимании молодой самки хомо сапиенс и не получает его. Молодой самец обретает или употребляет Продукт. Молодая самка оказывает ему своё внимание, причём если не словесный язык, то язык мимики и жестов позволяет предположить, что молодой самец может рассчитывать на сексуальное удовлетворение. Затем вновь демонстрируется Продукт или его символ.

Описанный ролик распространяется таким образом, чтобы возможно большее количество людей его посмотрело возможно большее число раз.

Очевидно, что никто не проводил эксперимента, скажем, на 100 парах, чтобы выяснить наличие корелляции благосклонности самки с употреблением Продукта. В некоторых случаях такая корелляция будет наблюдаться - скажем, если парень щеголяет часами "Ролекс" за пару зелёных тонн, то вероятность внимания девушек к нему выше, чем. Но только в некоторых случаях.

Логическая связка повышения вероятности получить сексуальное удовлетворение с употреблением Продукта в общем отсутствует; тем не менее, она проецируется в сознание человека, в его лабиринт символов. Получается фальшивая стенка, или нарисованный проход, или ещё что-нибудь. Это затрудняет прохождение лабиринта, следовательно, является преступлением против человечности.

Те же дела касаются иных человеческих эмоций, базирующихся на слабо контролируемых инстинктах - материнской любви и проч.

Надо понимать, что рекламная фальшивая логика ("образы", "имидж", "позиционирование" и прочее - это байда, призванная скрыть именно преступление против мышления) по сути ничем не отличается от забобонов любимого фюрера про "шарнир времени", "полую землю", "отрывание Луны от Земли" и прочее. Более того, если человек идёт на убийство ради обогащения, имея в виду покупку рекламируемого товара, чем он отличается от эсэсмана?

Теперь. Целью рекламы является заставить человека купить некий Продукт. В рекламе обычно показывают людей, купивших этот Продукт и получивших какое-то удовольствие. То есть, целью рекламы является заставить человека подражать рекламным персонажам. Вопрос: эти персонажи нормальны? Их поведение - поведение умственно полноценных особей хомо сапиенс? Вы сочтёте человека, производящего при Вас те же действия и демонстрирующего те же реакции, что и рекламный персонаж за стеклом телеэкрана, нормальным человеком? Очень часто ответ - нет. Следовательно, реклама очень часто призывает Вас подражать умственно неполноценным особям.

Демонстрация рекламы по ТВ часто сопряжена с неприятными эмоциями зрителей - прерывается художественное произведение, рекламные образы могут резко не соответствовать ему и проч. Очевидно, что цена рекламы идёт в цену Продукта. То есть, человек, покупающий рекламируемый таким образом Продукт, платит за доставленные ему неприятные эмоции. И сама реклама, призывая его купить Продукт, призывает человека заплатить за доставленные ему неприятные эмоции. Такое поведение нерационально и нечеловечно.

Ещё один нюанс, эндемичный. Название огромного количества Продуктов заточено под английский язык или его символы. Реклама, утверждающая, что Продукты эти суть *хорошо*, автоматически решает задачу канонизации языка чужаков, придания ему статуса, высшего относительно местного языка - английские слова и символы ассоциируются с хорошим и радостным. Возможно, я параноик, но мне такое кажется угрозой.

Итак, реклама в том виде, в котором она существует ныне, есть преступление против человечности. Как можно лишить её этого статуса? По-моему, большая часть неприятностей происходит из-за того, что реклама использует централизованные медиа, являясь, строго говоря, информационным паразитом, предъявлять к которому какие-то требования бессмысленно. Паразит паразитирует, потому что он больше ничего не умеет. Бороться с ним можно, резко сократив ресурс паразитирования и изменив условия выживания паразита на этом сократившемся ресурсе. То есть, при переходе от централизованных систем распространения к сетевым появляется возможность рекламу обуздать - более того, изменить её в лучшую сторону и даже сделать полезной для общества.

Какие изменения в рекламе кажутся мне желательными при переходе к высокосвязной системе распределения и сетевому принципу распространения информации в обществе?

Во-первых, рекламу из централизованных медиа вообще уже не изгонишь - прикипело. Хотя тренды развития показывают нечто интересное - двд-плееры стоят всё дешевле, музычку всё легче носить с собой, а человеку, сидящему в сети, ток-шоу нах не нужны, да и новости тоже. То есть ящик становится развлечением не для бедных, а для очень бедных, и если с оченьбедностью страна справится, то уникальными для ТВ остаются только спортивные трансляции, прямые репортажи особой важности и сериалы (так называемые "реалити-шоу" относятся к последним). Во время переходного процесса значимость телевизионной информации будет непомерно раздуваться, но это не поможет. С газетами те же дела.

Во-вторых, в сети необходимо запретить массовые рекламные рассылки - они являются эквивалентом телевизионной рекламы в проекции на сеть и серьёзным производителям просто не нужны. Общий принцип, вероятно, будет осуществляться так: юзер должен будет подтвердить своей цифровой росписью заинтересованность в получении информации о данной категории товаров. Одновременно с этим необходимо чёткое юридическое определение рекламного текста. А дальше - просто: получил ненужную рекламу, стучи куда надо и сразу предъявляй претензию - небольшую, баксов на сто. Это не отменяет системы баннеров на бесплатных сайтах и проч.

В-третьих, постепенно надо начинать процесс декоммерциализации языка. Моему скромному разумению тут любезен диалектический подход: создать совершенно отдельный коммерческий жаргон, точный и ёмкий, заточенный под обсуждение сделок и описание товаров, в рамках общественного приличия применимый только в этой области. И вывести этот жаргон из централизованных медиа и системы образования.

В-четвёртых, статус рекламы необходимо повысить через введение юридической ответственности для производителей рекламы за неиспользование рекламируемого товара. То есть, если модель не бреет задние ноги рекламируемым ею эпилятором, она должна отвечать по закону. Если футболисты не пьют "официальное пиво чемпионата" - в суд. Основной принцип такой ответственности - "не пользуешься сам, не убеждай других". Это создаст известные препятствия для рекламы новинок, но, очевидно, можно просто рекрутировать известных личностей, презентовав им пилотные экземпляры... или использовать тех же известных личностей просто для имиджевых роликов и баннеров.

В-пятых, все названия зарубежных фирм и товаров надо переводить на русский язык. Так, не стоит обвинять меня в квасном патриотизме; то, что я предлагаю, ещё хуже. Либо принудительный перевод вплоть до корнесловий, либо пусть нанимают русских специалистов для облагозвучивания. Работы там непочатый край. Но никакой иностранщины - почему, я уже сказал выше.

В-шестых, в рамках того же повышения статуса рекламы, вполне можно перевести её из разряда ремесла в разряд спорта. Я не шучу. Ведь спорт несёт общественные функции не только зрелища, но и той же самой рекламы здорового образа жизни и физических нагрузок. Предположим, что по закону заказывать рекламную кампанию для того или иного товара должно будет минимум двум агентствам. Предположим, что, оформляя при высокосвязной системе распределения заказ на тот или иной товар, заказчик пометит в графе, чей именно ролик-баннер-слоган, по его мнению, склонил его к покупке. Согласитесь, что такая обратная связь будет приветствоваться и производителем, и рекламщиком.

В-седьмых, реклама подлежит жёсткой цензуре. Вся фальшивая логика должна быть оттуда вычищена. Все действия, представляющие угрозу обществу, должны быть оттуда вычищены. Меня, например, убивают рекламные ролики, где дети воруют еду с тарелок у старших родственников. Такое очень не смешно, мягко говоря. Вообще, комичное, неправильное изображение какой-то социальной, профессиональной, национальной, расовой группы в рекламе тоже должно быть вычищено - это слишком серьёзно (в этом смысле я поддерживаю идею политкорректности - если и надо за что-то чморить чужака, то только за то, что он чужак, а не за деньги). Что останется? А "показать товар лицом" - слыхали такое выражение?

Таким образом, статус рекламы в обществе должен быть повышен, условия её производства ужесточены, и степень её адресности должна определяться только техническими возможностями по обеспечению этой адресности.

П.п. 2-5-й и 7-й можно реализовать уже сейчас.

Пока всё.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →