?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Замечание о ценностях.

Крупская выступает перед пионерами:

- Дорогие дети! Всем известна доброта Ленина. Я вам расскажу такой случай. Однажды Ленин брился у шалаша в Разливе, а мимо шёл маленький мальчик. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ильич побрился, кисточку вымыл, опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и положил в футлярчик. А ведь мог бы и полоснуть!"

Значит, я о ценностях. О "нормативных объектах в сфере поведения"(c). Или, что то же, об основаниях ограничения человеческих поступков.

Современный человек, сколько-нибудь соприкасающийся с производством, обычно знает, что с усложнением производства - точнее, с увеличением количества операций на производстве* и увеличением количества деталей в готовом изделии - происходят изменения в подходе к контролю качества изделий.
---
* - не отождествлять только с увеличением разнообразия операций на одно изделие. Имеются в виду и увеличение разнообразия операций, и увеличение количества готовых изделий.
---


В чём состоят эти изменения? В том, что при "менее сложном" положении дел проверяемы и бракуемы готовые изделия ("сделано правильно"), а в "более сложном" - проверке и настройке подлежат этапы/операции по изготовлению ("делается правильно").

Смысл изменений очевиден, ибо задан императивом "то же за меньшие деньги, а не лучшее за те же", а в "более сложной" ситуации контроль операций дешевле контроля изделий.

В следующем рассуждении аналогом "изделия" служит поведенческое решение "в такой-то ситуации я поведу себя так-то".

Ценности как средство ограничения поведения при выработке поведенческого решения могут быть использованы по-разному.

Первый подход, - "а ведь мог бы и полоснуть!" - состоит в применении ценностей и порождённых ими ограничений к нескольким готовым, примерно одинаково проработанным поведенческим решениям и выбор из них одного или нескольких правильных. "Сделано правильно".

При этом, подчеркну, крайние, непривычные, неожиданные для окружающих решения - то же полосование - не кажутся чем-то невозможным и вполне себе продумываются.

Более того, сам набор, "форма области" доступных к осуществлению, обдуманных решений оказывает влияние на то, какое из них будет выбрано, в пределе: "это или это, лишь бы не это и не это". Не буду полосовать, потому что это неправильно и нехорошо, хотя и вполне могу.

Такое и есть "свобода": некоторому набору ценностей отвечают разные поведенческие решения, между которыми можно выбирать, как между небракованными изделиями.

Второй подход состоит в применении ценностей к самому процессу планирования поведения, отбрасыванию по его ходу всякой мелочи, которая кажется сама по себе не соответствующей той или иной ценности, нарушающей порождённую последней норму. "Делается правильно".

Получившееся поведенческое решение видится единственно возможным, "как же иначе" - и его гораздо труднее оспорить со стороны, нежели "а мог бы и полоснуть". Это не "свобода", но "путь". "Путь самурая" или "столбовая дорога цивилизации, основанная на общечеловеческих ценностях" - дело десятое и один хрен.

Так вот, когда говорят, горюют и громокипят о "ценностях", - начиная, думаю, с древнего Шумера и ещё пораньше - то, как правило, сваливают оба этих подхода применительно к человеческому поведению в одну кучу.

С понятной целью развести окучиваемого собеседника на труд, время, уважение/поклонение, деньги и проч. - короче, поработить.

Демагогия по теме "у нас ценностей нет, а они нужны, давайте все мы ---" всегда сводится к тому, чтобы навязать адресату подход "как же иначе", оставив за собой подход "а мог бы и полоснуть".

Именно потому оная демагогия обычно исходит от "представителей сообщества" (церковного, либерального, патриотического, культурного, этнического, статистского - нужное подчеркнуть, отсутствующее дописать), внутри которого уязвимые перед внешней критикой "свобода", возможность выбора из нескольких проработанных решений как-то защищены от этой критики, поддерживаются внутренним обменом в сообществе. А наружу идёт "как же иначе": "путь", "образ жизни" и проч..

Потому же такая демагогия используется/модулируется властью.

Прошу заметить, это и в самом деле есть усилия по распространению ценностей, всё честно. Даже сами распространяемые "представителями сообщества" ценности могут быть именно те, что разделяемы "сообществом". Разница всего лишь в порядке их применения.

Более того, по приведённой выше аналогии с производством подход "как же иначе" (множество мелких трат на поправки текущего поведения "согласно ценностям") с разрастанием общества и разнообразия его деятельности становится дешевле подхода с обращением к ценностям тогда, когда припирает, и надо выбирать, полосовать или нет.

Правда, способность так окученного общества к адаптации падает, и на следующем "великом переломе", вызванном внешними по отношению к обществу факторами, поляжет гораздо больше народу, но уж это мало кого беспокоит, ибо дела обычные, рутинные, нынешние и повседневные обходятся намного дешевле здесь и сейчас.

Лобовое столкновение двух подходов обычно знаменуется полными пафоса вопросами "да ты что, слепой, что ли, не видишь этого?" и "да как можно об этом даже думать?", которые каждая из сторон задаёт стороне противной.

Пожалуй, всё на сегодня. Будет настроение, разовью тему. А навеяна она - да, дискуссиями Рунета, в которых дискутирующие злоупотребляли местоимением "мы".

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 6 — добавить )
kouzdra
1 май, 2016 10:03 (UTC)
В общем - "не делайте из еды культа, сказал Остап и съел огурец сам" :)
17ur
1 май, 2016 10:22 (UTC)

Точнее, пророк Fwi-Song с орбитала Vavatch из "Consider Flebas" тов. Бэнкса.
snerjo
1 май, 2016 12:44 (UTC)
Аналогия не является доказательством. А так всё замечательно. Глубокая философия на мелком месте.
17ur
1 май, 2016 15:13 (UTC)

Куда уж мельче, для человека, пользующегося исключительно продукцией ручной работы и не знакомого с культурными артефактами моложе двухсот лет возрастом.
stalker707
2 май, 2016 09:21 (UTC)
Аналогия это всего лишь "модель". То есть инструмент познания окружающего мира с помощью научного мышления и абстракций-систематизаций, которые далее используются для формирования теории ... ну и так далее, в классическом университете всё это подробно разбирается на первом курсе.

К сожалению, в последнее время в интернете стало модным какое-то средневековое мракобесие в форме отказа от научного мышления.

-- Эти вещи сравнивать некорректно!
-- Любая аналогия страдает!
-- Это конспирология!
-- Не надо изобретать велосипед!

... и прочие фразы-стопоры, блокирующие любую попытку использовать рациональное мышление.
rabbit1960
3 май, 2016 05:45 (UTC)
Хорошо, что Вы о Ленине начали. Давно хотел спросить мальчик вокруг бродил все время, что Ильич брился? Тогда любой мог бы резануть. Спасибо.
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger