?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Давая определение оседлого человека, я не стал бы заморачиваться постоянством пространственных координат. Оседло можно жить и на большом плоту, который носит течениями туда-сюда. Не говоря уж о том, что и материки движутся, а планета движется так и ещё быстрее.

Рискну задаться утверждением, оседлый - тот, чьё время соответствует времени его окружения. "Время", напомню, это смена состояний чего-либо.

Соответственно, оседлый - тот, кто в холод одевается теплее, а в конце весны доедает то, что запасал в конце осени. Рутинное "на одном и том же месте" отсюда следует, при всей возможной экзотике типа упомянутого ранее плота. Ну, или корабля "Авангард" Фонда Джордана.

Тут можно углубиться в рассуждение о том, что на самом деле оседлый намеренно либо подстраивает своё время под время окружения, либо наоборот, подстраивает его под своё. И подстраивается в большей мере сельский житель, а подстраивает городской. Можно, но не буду.

Противоположностью оседлого человека, конечно же, станет кочевник: тот, кто отказывается решать задачу совмещения собственного времени и времени окружения. Пронумерую первым исторически известный тип: "скотина всю траву съела, переезжаем".

Рассогласование времён не решается ни перестройкой себя, ни перестройкой окружения, но заменой окружения. "А мы уйдём на север, а вот когда вернёмся, не будет никого", только трава в полный рост.

Нет, я не хочу сказать, будто это плохо, отстало, смешно или как-то ещё неправильно - даже если я однозначно на стороне оседлых. Это определённый жизненный уклад со своими преимуществами, недостатками, философией, спецификой взаимоотношений с соседями и получающейся на выходе историей.

Для русских исторически известные кочевники первого типа были проблемой, которую русские решили. Опять же: достоинства, недостатки, философия, история решения. См..

Однако читатель уже видит, что в предложенном базисе возможен ещё один тип кочевника, который Чингизу и не снился. А именно: тот, кто отказывается решать задачу совмещения времени собственного и времени окружения, при этом меняет не окружение, а себя.

Оседлый человек видит такого кочевника второго типа, живущего рядом и никуда не уезжающего, как некое воплощение беспринципности и беспамятности, "оборотня" и "предателя" - впрочем, это уже ругательства, если оседлый человек от смены-замены-измены пострадал имущественно, физически или психологически.

Сам же кочевник второго типа постольку, поскольку его не ограничивают, живёт в мире эпоса, пафоса, откровений, просветлений, революций, сброса оков, знамений, личного роста и прочего такого же. Плюс-минус наличная культура. "В настоящее время каждый имеет своё право".

Они - эпос, пафос, знамения, личный рост и сброшенные оковы - дают такому кочевнику возможность отказаться от задачи совмещения собственного времени и времени окружения. Не решить эту задачу, а отказаться от её решения, объявив себя окружающим и себе самому тем, для кого эта задача не существует.

Если кочевник первого типа перекладывает решение на природу, - "а вон там трава уже выросла" - то кочевник второго типа позволяет содержать себя окружающим людям и тому, что они уже сделали и построили.

При этом житейская хитрость никуда не девается. Неважно, выражается ли она в искусстве пастуха и следопыта или в умении собирать деньги на святое дело.

Надо понимать, что кочевники второго типа точно так же могут составлять общество и страну, как кочевники первого типа.

Да, об историческом успехе в терминологии оседлых лучше не заикаться, но существовать можно довольно долго, время от времени налетая на тех же оседлых, если у них нет засечных черт. Опять же, можно упереться в перенаселение или в неприятные климатические изменения, которые оседлые перенесут.

Общество, поражённое кочевничеством второго типа, проедает инфраструктуру, уничтожает механизмы накопления репутации (доверие) и структуры, на них основанные, включая сложные производства - так что если те и существуют, то исключительно благоволением или данью извне.

Оно нуждается в войнах - любых, хоть бы и воображаемых - как средстве экстренного восстановления репутации.

Отказ от своих обязательств и отрицание их существования, продажность, обман и предательство в нём - это образ жизни, а мечта о том, чтобы сбежать из него, трансляция кочёвки второго типа в кочёвку первого - общее место.

Замечу, впрочем, что, осуществившись, такое скорее станет разносом заразы.

Ярким примером кочевничества второго типа, прижившегося на этнической почве, является украинство как мировоззрение. Что, полагаю, во многом объясняет наблюдаемую русскую реакцию на него. С этой новой Степью ещё придётся разбираться.

Если отвлечься от "этнической почвы", - или не отвлекаться - то именно мера присутствия кочевничества второго типа в государствах, обществах и частных сообществах составляет основной вопрос "советско-антисоветского" ср... простите, спора. Причём крайне забавны презумпции того, что какие-то государства, общества и сообщества от него в принципе застрахованы правильным цветом флага или чем-то таким же.

Это я так, наброса для. А сам текст составил, чтобы проще было запомнить мысль о "совмещении характерных времён как подходе к адаптации" до того времени, когда я к ней вернусь. Как оседлый человек.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

fon_rotbar
3 май, 2016 10:56 (UTC)
является украинство
А россиянство, значит, не является?
17ur
3 май, 2016 11:22 (UTC)
Re: является украинство

Нет, ибо привязано к путинской "стабильности". Я, кстати, всё ещё верю в то, что слово можно освободить от того, с чем оно ассоциировано.

А "украинство" - это именно что сплошная бифуркация, "стабильность" там или нет. Нигерия хрошей дасть, сигнал по ушлёпкам пройдёт, и они ваксой станут мазаться и кричать, что так "казак Мамай" делал. И БУДУТ В ЭТО ВЕРИТЬ.

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger