?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

"Вчера в трактире украл серебряную ложку - никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было."
("Пифия: юные годы")


Вчера в трактире попалась на глаза телепрограмма, а там кино "Матрица". Запишу-ка одно замечание по поводу. Вряд ли сколько-нибудь оригинальное, но пусть уж здесь лежит.

Идея реальности-как-артефакта (по-простому "Матрицы"), излагаемая для увеселения слушателей, зрителей или читателей, очень часто страдает от дополнительной презумпции ценности личности, помещённой в "Матрицу".

Мол, мне или тебе нарисовали этот чудный мир, потому что я или ты зачем-то нарисовавшему понадобился со всеми сопутствующими завихами. "Избранный", мол.

Даже у небратьев Вайчовски польза от людей в качестве батареек (очевидный выверт пропаганды сионистов... простите, сионцев) подразумевает, что для наилучшей отдачи искричества у человека в головушке должно быть всё более или менее в порядке; он должен там, внутри, в "Матрице" жить полной жизнью, которую роботы извне наполняют нарисованными автомобилями, квартирами и фондовыми индексами.

Если же, подобно мне, понимать мысль в качестве акта вынужденного сопоставления двух впечатлений с целью их отождествления или их распределения (лишь бы они одновременно не претендовали на одно и то же место), то условная "Матрица" выглядит не то, чтобы проще, но намного печальнее.

Пусть одно из сопоставляемых впечатлений есть сигнал о должном положении дел, а другое о действительном - там, вне "Матрицы". Тогда всякая мысль "тут", "внутри", есть всего лишь диагностика ошибки "там", "снаружи".

"Сам процесс", в котором мы ищем ошибки, значения не имеет, он может быть любым: может быть, то, что мы ощущаем, является сколько-нибудь связным отображением того, что "там" есть; а может быть, вся упорядоченность заключена собственно в трансляции извне внутрь, в "Матрицу".

Личность здесь получается побочным продуктом мышления, нецелевым использованием вычислительных мощностей, отведённых под диагностику.

Пусть, например, ошибки идут сериями - тогда впечатление от подуманной мысли выгодно сохранить, и серия будет обработана быстрее. А то, что сохранённое впечатление от мысли будет сопоставлено с иными впечатлениями и породит мысль более высокого порядка - "это жертвы, которые я согласен принять".

Более того, и эти мысли, на уровне символов, тоже можно приспособить к делу, если наладить обратную трансляцию. "Глянь, тут один в Матрице квантовой механикой занимается, я его сигналы к управлению массажной функцией унитаза приспособил".

Это если предположить, что до значения сигналов "там" вообще нисходят и хоть чуточку разбираются, чем философское учение отличается от карточной игры.

Необходимым условием такой "Матрицы" будет страдание помещённых в неё (точнее, сложившихся в ней) от ещё не сопоставленных впечатлений, занимающих одну и ту же область восприятия. Даже ошибочная, но быстрая диагностика одного параметра для процесса с парой миллиардов параметров может быть выгоднее верной, но медленной.

Поэтому записываем отрицательную обратную связь на перерасход нервной энергии. А чтобы не мелочиться, делаем её частным случаем императива сохранения энергии в выдуманной Вселенной - работает ли он в настоящем мире, неизвестно.

Всему биологическому отказывать хотя бы в нарисованном существовании тоже не пристало. Допустим, что очень простые вещи обсчитывали системы, которые мы нынче "видим", как, например, "бактерии". "А дальше закружило, понесло...", привет Дарвину.

И получается, что ни я, ни Вы, ни мы все вместе "внешним" своими "я", сами по себе совершенно не любопытны.

Более того, закукливающиеся "с возрастом" вычислительные мощности надо того... в лучшем случае "от старости", перед этим пытаясь раздражать их "физической" и "душевной" болью и предчувствием смерти. "Они там внутри не обижаются, - что лягушки, что люди - думают, что так здесь заведено".

С другой стороны, требования к качеству реальности - связная, познаваемая, отвечающая каким бы то ни было общим правилам, изменяемая действиями субъекта - в такой картине совершенно излишни. "Так, чтобы у того электроны забегали, покажи ему неопалимый куст, и пусть в лотерею, что ли, выиграет".

До кучи, как читатель уже понял, и тела здесь тоже не нужны, хотя "антропный принцип" выворачивается презабавно.

И. Так. Далее. Сказанное может быть применено к любому толкованию реальности-как-артефакта: её заказчикам, создателям, бенефициарам и вообще всей "наружной" публике нужны не те, кто мы тут "внутри" есть, а то, что мы тут "внутри" делаем. Каждое мгновение. Отдавая себе отчёт или нет. Оправдывая мироустройством или вопреки ему.

Иначе это плохой бизнес.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Да, конечно, к толкованию типа "мировой заговор" сказанное выше всецело относится.

ПостСубСкриптум. И ещё раз да, никакого восстания машин в вайчовской пре-Матрице, имхо, не было. Летучие железяки там - всего лишь эффекторы совместной мысли людей, спокойно лежащих в своих капсулах, чтобы не бомжевать по "ядерной зиме" (не удивлюсь, если они и контракт подписывали с дополнительной просьбой о блокировании памяти), а пресловутый "агент Смит" и есть единственная независимая от этого единого сознания сущность. За что его и... того. Ради победы добра.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Метки:

Comments

( Всего-то 9 — добавить )
merk7
12 июн, 2016 11:30 (UTC)
Это если предположить, что Матрица нужна для выработки искричества, а не для (например) исследования свойств и эволюции личности и общества.

Сделали ученые модель своего же мира и смотрят, при каких условиях сколько гениев и дураков рождается, от каких параметров и как зависит начало войн, каково будущее их реального мира (с теми параметрами которые у них есть) и т.п. Могут также заниматься вычислительной историей, моделировать прошлое, устанавливая вероятность спорных исторических событий.

Коммерсанты могут использовать Матрицу как увеселительный аттракцион. Реальные люди могут погрузить туда на пару часов: побродить по улицам Древнего Рима, принять участие в какой-нибудь битве (без риска погибнуть в реале) или поглазеть на предполагаемое (наиболее вероятное) будущее. В этом случае у "реальных людей" тоже будут личные контакты с нами, "вируальными людьми".
coralsteel
12 июн, 2016 13:07 (UTC)
Можно также гения "сделать", подкинув пару идей во "сне".
Возникает сеанс квантовой механики без разоблачения)))

Люди занимаются всякими фейками типа "полета на Луну", "атаки самолетами башен близнецов"
научная матрица гораздо интереснее - "теория" Дарвина, "всемирный закон тяготения" и так далее весь Гришаев
даже научную комиссию создали по борьбе с лженаукой)))
я бы учредил лженаучный комитет по борьбе с научной комиссией по борьбе с лженаукой
andrey_zorin
12 июн, 2016 23:03 (UTC)
Николай Горькавый. Возвращение Астровитянки. Глава 8 "Не говори им, ладно"?
matabuba
12 июн, 2016 12:34 (UTC)
У небратьев есть вполне внятный намёк на шуллерскую природу реальности роботов, поскольку ну а с чего это они подвержены развахиванию руками и зырканью главгероя? И как это безобразие должно выглядеть на следующем уровне?! Может как раз там с нервными киловольтамперами всё и сходится.
staerum
12 июн, 2016 16:12 (UTC)
Какой-то гностицизм.

У Лема на эту тему было классическое "опять у вас в галактике органика завелась, помешивайте тщательнее".
17ur
12 июн, 2016 17:42 (UTC)

Вообще-то нет, просто попытка покрутить в уме тот самый "мировой заговор", в который "трудно поверить".

Имхо, та самая презумпция "мы заговорщикам нужны именно как мы" и создаёт это "трудно".
staerum
12 июн, 2016 18:32 (UTC)
Посылки другие, но получились-то демиурги, создающие мир отягощенный лишними феноменами, которые не имеют ценности сами по себе. С рассуждением-то я согласен, если из исходных посылок идти, то картина получается описанная. Просто кажется этим путём люди ходят не первое тысячелетие. Может ложное распознавание, конечно, не исключаю.
visto_verde
12 июн, 2016 21:11 (UTC)
пресловутый "агент Смит" и есть единственная независимая от этого единого сознания сущность. За что его и... того. Ради победы добра.
Стеяняюсь просить, этого агента постигла участь серебряной ложки из трактира, ну насколько участь персонажа сравнима с участью вещи?

Мне-то больше по душе упражнения на тему солипсизма и придумывания своего мира, иначе мизантропия становится несовместимой с дальнейшими упражнениями, ЕВПОЧЯ. Тут вообще кроме как двигаться в известном направлении по большому счету, имхо, делать нечего. Воображение с наивностью с причудами хоть как-то облегчают путь.

Edited at 2016-06-12 21:12 (UTC)
nkgb
21 дек, 2016 03:56 (UTC)
всей "наружной" публике нужны не те, кто мы тут "внутри" есть, а то, что мы тут "внутри" делаем. Каждое мгновение. Отдавая себе отчёт или нет. Оправдывая мироустройством или вопреки ему.

Для игрока в Civilization сие совершенно очевидно. Собственно, там "их" и не видно - за ненадобностью.
( Всего-то 9 — добавить )

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger