?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Читатель прекрасно понимает, что тема эта совершенно умозрительна и отвлечена. Не с чего русскому рассуждать о ненависти сколько-нибудь актуальной. Разве русского ненавидит кто-нибудь? Разве русскому надо кого-нибудь ненавидеть? Конечно же, нет.

Помилуйте, так с чего тогда разбираться в этом ужасном переживании? - ему нет места в нашей жизни, оно истощает и оскверняет, а его взращивание грозит уголовной ответственностью.

Потому - паки и паки абстрактно. Я даже обозначения выдумывал на ходу, вспоминая кое-как подходящие латинские корнесловия.

И вообще, давно я не писал длинных трактатов, злоупотребляя при том тегами.

1. О предмете и обращении с ним.

Что такое ненависть? Ненависть есть желание несуществования объекта ненависти.

Именно из этого определения следует необходимость (совершенно умозрительная, товарищ майор) в ненависти разбираться.

Начать с того, что "ненавидеть за что-то" - это подход в принципе не правильный, пусть и применимый. Ненависть - всего лишь пожелание препятствию исчезнуть.

"За что-то" - одновременно ненужная детализация и ненужное обобщение.

Детализация - объяснение, как объект ненависти мешает. Мол, объект мешает тем, что квадратный, круглый, небритый, плохой, задолжал денег, его дедушка укусил моего дедушку и так далее.

Детализация не нужна как минимум потому, что может быть подменена и использована для манипуляции ненавистью и даже её отмены в ущерб интересу ненавидящего. Мол, объект по-прежнему мешает, но теперь он хороший и извинился, а значит, надо терпеть.

Обобщение - это перенос ненависти с помехи как факта на помеху как способ. Ненавидеть не круглый мешающий объект, а всё круглое (квадратное, небритое, плохое). Как легко догадаться, и здесь для манипуляции открываются бескрайние просторы.

Ненавидят не "за что-то", а потому, что объект мешает самим своим существованием. Не потому, что объект что-то делает или как-то выглядит. А просто потому, что он существует, занимает место.

Ещё одно основание для разбирательства в ненависти - затратность переживания, его тяжесть. Как же, я хочу, чтобы чего-то не было, а оно есть. И так надолго. Фру Страция, как сказали бы шведы.

Замечу, что тяжесть ненависти намеренно преувеличена и усиливается культурными средствами.

Для масс ненависть навязчиво подаётся как чувство, подчёркнуто опасное для физического и душевного здоровья (а какое безопасно?), а равно подчёркнуто ущербное для социального статуса: потеря контроля над собой, аффект, смешной внешний вид, необдуманные поступки с непредвиденными последствиями и проч.. Можно подумать, что, влюбившись, мы дурака не валяем.

Зачем нужно такое утяжеление? Ответ очевиден: ненависть есть чувство естественное, всеприсутствующее, воспроизводимое самим фактом жизни в ограничениях (биологических, имущественных, социальных) и при том чувство действенное, двигающее на поступки по преодолению этих ограничений.

Следовательно, массы должны его чураться, подавлять, сублимировать, пережигать и обезвреживать иными способами, возможно более самостоятельно. Лишь бы не мешать тем, кто получает от наложенных на массы ограничений те или иные выгоды.

Кроме того, "окультуренный", страдающий перечисленными предрассудками в отношении ненависти человек не поймёт, что он сам есть объект ненависти, если на него при этом не кричат и не скрежещут зубами. А значит, его легче будет употребить - к удовольствию ненавидящего без истерик.

2. О разметке предмета.

Именно в целях предупреждения ущерба я предложил бы следующее перечисление разновидностей ненависти. Не для того, чтобы использовать достаточно неуклюжие слова вслух, но для того, чтобы определять присутствие, понимать разницу и делать выбор.

В конце концов, разве не удобно, если можно выбрать извод ненависти, наиболее подходящий к ситуации и объекту, самый удобный для переживания и использования?

И разве не хорошо, когда можно вовремя понять: сам представляешь собой объект ненависти некоторого извода?

Упреждающее примечание: примеры в кавычках я привожу именно как примеры, частные случаи. Скажем, желание смерти объекту ненависти вполне может быть заменено пожеланием отвязаться к чёртовой матери от субъекта ненависти и т. п..

Для начальной классификации ненависти я взял такие понятия, как мера и протяжённость. Просто для того, чтобы ограничить тему, забрав в эти понятия уточняющие вопросы, связанные с "несуществованием" из определения ненависти.

В своей мере ненависть бывает

- тотальная, когда объекту желают совершенного несуществования ("чтоб ты сдох");
- сепаратная, когда объекту желают несуществования тех или иных его свойств ("чтоб у тебя руки-ноги отсохли");
- градуальная, когда объекту желают уменьшения существования, а не совершенного несуществования ("чтоб тебя параличом разбило");
- сепаратно-градуальная, когда объекту желают уменьшения существования тех или иных его свойств ("чтоб у тебя руки-ноги тряслись").

Протяжённость даёт несколько уровней классификации.

В своей протяжённости ненависть может быть

- прима-ненавистью, когда желают, чтобы объекта не существовало изначально, никогда не было ("нет никаких русских");
- нулл-ненавистью, когда желают, чтобы объект перестал существовать, чтобы объекта не стало ("русские были до 1240-1653-1917 года", оно же "русские не протянут дольше 2030").

Нулл-ненависть, очевидно, имеет времена: прошедшее, настоящее и будущее - в зависимости от того, когда её объекту желательно потерять в существовании целиком или частично.

Прошедшая нулл-ненависть при своей внешней комичности сопрягает прима-ненависть с нулл-ненавистью. "Я хочу, чтобы тебя не было никогда" сравнительно легко транслируемо в "я хочу, чтобы тебя не стало издавна" и наоборот.

Настоящая нулл-ненависть - желание прекращения существования объекта или неких его качеств сей же час* - вещь весьма тонкая и способная приносить самые разнообразные выгоды в процессе человеческого общения.

* - я полагаю "настоящее время" достаточно длительным.


Я бы сказал, что умение так ненавидеть, умение вызывать у себя настоящую нулл-ненависть и отрешаться от неё усилием воли есть навык, жизненно необходимый всякому сколько-нибудь образованному и воспитанному человеку.

Будущая нулл-ненависть - желание, чтобы объект двинул кони когда-то потом - есть ненависть простейшая и доступная каждому. Именно она рекомендована слабым и претендует на место "ненависти вообще". Выгоды? Будущая нулл-ненависть неявно включает в себя признание существования объекта здесь и сейчас.

Именно будущую нулл-ненависть массовая культура обычно раскрашивает якобы обязательными заламыванием рук и скрежетом зубов и отождествляет с ненавистью вообще.

Теперь о вещи чуточку посложнее.

Во всякой ненависти к объекту, предположительно обладающему сознанием, присутствует отличное от нуля пожелание объекту ненависти осознать её воплощение, то бишь прекращение своего существования или утрату тех или иных свойств ("чтобы понял, что умирает"). Назову это пожелание когнитивной компонентой ненависти.

Когнитивная компонента ненависти тоже имеет времена: прошедшее, настоящее и будущее - в зависимости от того, к какому времени сам объект должен (по желанию ненавидящего) отнести воплощение нулл-ненависти к себе.

Так вот, время нулл-ненависти и время её когнитивной компоненты могут не совпадать.

Непонятно? Поясняю. Весьма распространено в "романах про привидения" убеждение призрака его врагами в том, что тот уже давно умер - с тем, чтобы он исчез и не застил сейчас. Здесь мы имеем настоящее время нулл-ненависти и прошедшее время её когнитивной компоненты.

Назову такую нулл-ненависть, в которой присутствует когнитивная компонента со временем, отличным от времени нулл-ненависти, дифференциальной ненавистью.

Дифференциальную ненависть тоже можно разделить на две группы: та, в которой время когнитивной компоненты отстаёт от собственного времени нулл-ненависти ("пойми, что умрёшь"), и та, в которой время когнитивной компоненты опережает собственное время нулл-ненависти ("пойми, что ты уже умер" - см. пример выше и вообще все эти "покаяния" и "искупления").

Их можно назвать соответственно отстающей ненавистью и опережающей ненавистью.

Отстающая дифференциальная ненависть может быть ПН ("понял в прошлом, умираешь сейчас"), ПБ ("понял в прошлом, умрёшь в будущем") и НБ ("понял сейчас, умрёшь в будущем"). Соответственно, опережающая дифференциальная ненависть - это НП ("понял сейчас, что когда-то умер"), БП ("ещё поймёшь, что уже умер") и БН ("ты умираешь сейчас, а поймёшь это потом").

Все перечисленные разновидности ненависти, размеченной по протяжённости, обладают своей мерой. То есть могут быть "градуальная прима-ненависть", "сепаратная будущая нулл-ненависть" или "тотальная ПБ-ненависть". И так далее.

Как видите, выбор достаточно богатый.

3. Заключение, а точнее, список недоделок.

Я, к сожалению, не готов обсуждать вопросы, в какой ситуации который вид ненависти может быть легче обнаружен (по отношению к себе), легче и/или эффективнее пережит (по отношению к другим), хотя предполагаю, что жизненного опыта самого читателя тут должно хватить если не на обобщения, то по крайней мере на сопоставления.

Если уважаемому читателю не хватило вступления для ответа на вопрос "зачем всё это надо" и "почему не хватает одного-единственного слова для обозначения ненависти", то в ответ я могу поинтересоваться, почему он сам не обходится всю жизнь словами "няка" и "бяка".

И добавить, что я, например, с немалым удовольствием читаю те или иные тексты именно сейчас, когда могу различать (верно или ошибочно) и при желании называть ту ненависть, которой они движимы. Это же понимание позволяет точнее определять объект обнаруженной ненависти.

В ответ на претензии к неуклюжести названий разновидностей ненависти ("симметриады и асимметриады", да-с) мне сказать нечего: выбирал с ходу, на слух. Могу только повторить, что, читая упомянутые тексты, я эти названия про себя не проговаривал, мне хватало понимания разницы.

И, конечно же, про любовь я мог бы написать то же самое с точностью до знака, потому что любовь есть желание существования объекту любви. Однако мнится мне, что любовь читателю любопытна несколько менее. "Жизнь такая".

Спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.




Comments

( Всего-то 55 — добавить )
kouzdra
1 июл, 2016 10:36 (UTC)
Вообще-то для того чтобы желать объекту исчезнуть совершенно не обязательно его ненавидеть - "Затруднение? Товарищ Фарфуркис - устраните".

Как раз увязка с ненавистью (то есть надстроенной над этим желанием эмоцией) - как раз типовой шаг описанной манипуляции - первый собственно шаг - перевод рационального желания уничтожения объекта в иррациональную плоскость.
17ur
1 июл, 2016 10:49 (UTC)

"Совершенно не обязательно его ненавидеть" - это как раз с Вашей стороны увязка с раздиранием рубах. Я и говорю о том, что ненависть есть НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ желание исчезновение препятствия, а на это желание накручивают всяческий аффект, который Вы в комментарии и называете "ненавидеть". Мол, если не пляшет святого Витта, то и не ненавидит, а так, погулять вышел.

А эмоция получается сама - всякое желание порождает у желающего эмоции, т.к. мы люди. И манипуляция таковой и есть описанное мною в головном посте: "не нравится арбуз - уничтожить всё круглое, начав с моего конкурента, у него в эмблеме кружок".
(без темы) - kouzdra - 1 июл, 2016 10:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 июл, 2016 11:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vanderdecken_lj - 1 июл, 2016 11:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 июл, 2016 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vanderdecken_lj - 1 июл, 2016 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 1 июл, 2016 12:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 1 июл, 2016 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 1 июл, 2016 12:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 2 июл, 2016 05:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 2 июл, 2016 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 3 июл, 2016 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kouzdra - 2 июл, 2016 05:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grato_blanco - 2 июл, 2016 22:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zhaw - 1 июл, 2016 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zhaw - 3 июл, 2016 07:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stalker707 - 2 июл, 2016 09:52 (UTC) - Развернуть
vanderdecken_lj
1 июл, 2016 11:09 (UTC)
Восхищаясь вашими аналитическими экзерсисами и, чего уж греха таить, завидуя этой вашей способности, дерзну предложить вам измыслить универсальное описание абстрактного явления во всем богатстве его свойств, характеристик, взаимосвязей как доступных нашему непосредственному восприятию (цвет, громкость, шероховатость и т.п.), так и совершенно нематериальных (полезность, обусловленность и проч, проч, проч).
17ur
1 июл, 2016 11:34 (UTC)

Так уже есть. Конфигурационное пространство с базисом по свойствам явления; отображение его на менее мерное пространство нашего восприятия, с базисом по чувствам (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Так как мерность меньшая, то разносить по времени - впрочем, боюсь, что и того не хватит.
(без темы) - vanderdecken_lj - 1 июл, 2016 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:21 (UTC) - Развернуть
zhaw
1 июл, 2016 11:28 (UTC)
Всё-таки подавляющее большинство людей на земле под ненавистью воспринимают именно эмоцию - поэтому не соглашусь с Вашим исходным посылом про отделение "ненависти" как желания от эмоции. Просто потому что слово имеет именно такое устоявшееся значение. При всем этом по классификации полностью согласен - весьма познавательно. Да и эмоциональная окраска ненависти далеко не всегда так мерзка, как пытаются показать некоторые ханжи - бывает она и "благородная" (как ярость), бывает и расчетливая, бывает и прекрасная в своей опасности и всякая ещё бывает.
Насчет вот любви не соглашусь - любовь не есть желание существования, а скорее притяжение к объекту любви (это если про любовь женщины к мужчине и обратно, для любви материнской и прочее - тут полностью поддерживаю).

Edited at 2016-07-01 11:29 (UTC)
17ur
1 июл, 2016 11:37 (UTC)

"Устоявшееся значение" - так ведь работают по устаиванию. Впрессовывают. С начала времён - если любовь, то серенада на коленях, если ненависть, то бросок на горло с рычанием. Начинается уже с уровня племени - вождь желает, чтобы его предупреждали о покушении, причём сами покусители... так приучи их, сказитель, к тому, что при ненависти надо скалиться.
(без темы) - hindrancus - 1 июл, 2016 15:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hindrancus - 2 июл, 2016 05:49 (UTC) - Развернуть
shastalmen
1 июл, 2016 13:07 (UTC)
Все же, всего лишь "несуществования" - мало. Имхо ненависть ненавистью делает желание так сказать дополнительных к несуществованию опций.
Например, Ненависть это когда нужно чтобы объект существовал, но жалел об этом - и, по возможности, непрерывно. И в таковом состоянии пребывал протяженно во времени.
17ur
2 июл, 2016 04:29 (UTC)

Не уверен. Вряд ли садисты ненавидят своих жертв.
(без темы) - shastalmen - 3 июл, 2016 04:06 (UTC) - Развернуть
grato_blanco
1 июл, 2016 13:57 (UTC)
Товарищ сержант, скоро кончится лето,
и ночь хороша, словно сказочный сон.

Мне давно любовь-ненависть неразличимы. Игра ума фокус сбила. На практике, своей шкурой постигается различие. Высшая справедливость такова, кмк.



UPD. Яркая иллюстрация к неразличению любви-ненависти. Трепетно и нежно люблю классные машины, органы бывают разные, их за скобки. Когда столько хорошего в одном месте, а новость о причине их кучкования двусмысленная, не могу отделаться от жгучей ненависти во всей красе. Память гадости нашептывает, страх от наблюдаемого сковывает, ладони от ожидаемого сжимаются в кулаки. Хоть сейчас к психиатру за антидепрессантами.

Edited at 2016-07-02 18:21 (UTC)
gilgatech
1 июл, 2016 18:14 (UTC)
т. м-р: Давно подозревал, что вы пишете свои посты далеко не из любви к искусству.
17ur
2 июл, 2016 04:29 (UTC)

Да что Вы, обычная психотерапия. Или привычка. Или рефлексия.
ynot
1 июл, 2016 20:56 (UTC)
Не в первый раз вас ловят на попытке приватизации общепринятого термина. Выглядит забавно, но прием дешевый. "Ради красного словца не пожалеет и узусца", хе-хе.

Ну и соответственно остаются небезынтересные мысли в ряду фоменки и задорнова: "после революции большевики начали писать бесцеремонно, и теперь везде бесы, а надо беЗцеремонно"
17ur
2 июл, 2016 04:50 (UTC)

Я приёмами не торгую, так что Вам виднее. А "общепринятый" и "точный" - большая разница. Я говорил про то, *что такое* ненависть, а не про то, *как она проявляется* - более того, особо указал на намеренно вносимые искажения в это проявление.

Корнесловиями я в головном тексте не игрался, так что ассоциации с Фоменко и Задорновым приберегите на более удобный случай, не разбрасывайтесь.
foxhound_lj
2 июл, 2016 03:07 (UTC)
>Ненависть есть желание несуществования объекта ненависти.

Так это брезгливость. А ненависть — желание заставить объект ненависти страдать. Я, например, ненавижу сами-понимаете-кого, но не желаю им исчезнуть до тех пор, пока я с ними не закончу. А закончу я лет через пятьсот.
(Анонимно)
2 июл, 2016 04:25 (UTC)
Тут может быть не брезгливость, а стеснение: какой-то объект (вовсе не мерзкий, а, может быть, даже красивый) вас стесняет, ограничивает доступное вам пространство, и от этого объекта хочется избавиться. Или страх: какой-то объект вам угрожает, и тоже хочется, чтобы этого страшного объекта не было.

А желание заставить страдать - это садизм. Доставлять страдание можно и совершенно невинному человеку, которого не за что ненавидеть.
(без темы) - foxhound_lj - 2 июл, 2016 08:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 3 июл, 2016 21:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 04:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 2 июл, 2016 05:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 2 июл, 2016 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - foxhound_lj - 2 июл, 2016 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grato_blanco - 2 июл, 2016 22:13 (UTC) - Развернуть
stalker707
2 июл, 2016 09:40 (UTC)
Дон Румата, у вас богатые погреба!

То есть, я хотел добавить. Понимание и классификация излучающего субъекта и типоразмера ненависти, направленной на нас извне вещь очень нужная и полезная.

Но мы, как народ в целом, сейчас поражены (получили искусственную прививку) более опасным видом ненависти - это самоненависть, самокозление. Полагаю, что это корневая проблема всех наших бед и если привить хороший и надёжный иммунитет к этой болезни самоненависти, тогда снимется большая часть проблем. В том числе и ущерб от получения ненависти извне.
shastalmen
3 июл, 2016 04:10 (UTC)
То не мы, то кто-то, кто пускает себе в голову разныхтам.
(без темы) - 17ur - 3 июл, 2016 07:47 (UTC) - Развернуть
Владимир Арете
3 июл, 2016 22:00 (UTC)
Весьма спорная попытка
ИМХО, различия между тотальной ненавистью и тремя другими потенциальными ее разновидностями сводятся к двум положениям - полнейшее отрицание или частичное. "Разбивание параличом" и "руки-ноги тряслись" в моем представлении суть одно и то же явление, равно как и "отнимание конечностей" может подразумевать ряд условий (по предплечье? по плечо? с параличом плечевого сустава или без? и т.д.), которые так же будут неизменно влиять на те или иные функции организма в целом, т.е. существования, несуществования или ограниченного существования свойств объекта.
17ur
4 июл, 2016 11:57 (UTC)
Re: Весьма спорная попытка

Там выше в комментариях оспаривающего есть отсылка к "цели" - так вот, я взываю к ней.

"Паралич" - чтобы не двигалась. "Тряслись" - чтобы промахивался.
hoholusa
7 июл, 2016 03:32 (UTC)
Класс !
( Всего-то 55 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger