?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

"Социяльный оборот"(с).

Во первых строках этого письма хочу сказать, что это чисто умозрительное построение. Я его использую, пытаясь самостоятельно понять те или иные вещи, однако никому не навязываю. В ответ, надеюсь, никто не станет навязываться на роль моего лечащего врача.

Кроме того замечу, что ниже будет попытка разобраться в вещах, имхо, и так понятных - плохо ли, хорошо ли - всякому спинному мозгу. Из-за такой понятности мозг головной (мой, во всяком случае) возражает против чужой работы и по привычке заворачивается в иностранные слова и сложносочинённые предложения.

Не говоря уж о том, что миллионы успели подумать об этом до меня. Я не шучу. То, что я пишу ниже - это, имхо, банальности, всего лишь изложенные так, чтобы мне было удобно на них опираться.

Зачем пишу? Затем, что прочёл ровно на одну утопию больше, нежели терпимо. Автор не виноват, - прочти я именно его вещь тысячью ранее, не возникал бы - поэтому его не поминаю. Ниже я буду говорить о том, что такое общество, и что такое народ, и что такое всякое изменение в обществе, желательное или нежелательное.

Итак, у нас есть обычное четырёхмерное пространство: x, y, z и t. Назову движением изменение любой координаты в этом пространстве какого-либо предмета.

Можно определить пространство движения с невообразимым количеством осей, заданных по предметам, перемещениям, их сложности, точным координатам и областям в обычном четырёхмерном пространстве. Каждой точке в этом пространстве будет соответствовать какое-то движение какого-то предмета.

Ради примера: пространство движения с вообразимым количеством осей можно определить для игры "Пятнашки".


Ностальгия.


Для окружающего мира, данного нам в ощущениях, базис будет в миллиарды раз сложнее. Или в миллиарды миллиардов раз. Или больше.

В этом пространстве можно выделить пространство совместных поступков людей, то есть пространство такого движения, которое невозможно без участия минимум двух человек.

Что такое человек, я здесь рассуждать не буду (купите уже зеркало - не себе, вампирушко, так мне), а вот про участие скажу, что это и помощь, и препятствование, и невмешательство "а мог бы и полоснуть", и аплодисменты с криками "бис". Главное то, что без другого движение не состоялось бы.

В пространстве совместных поступков людей каждой его точке можно сопоставить вероятность реализации поступка в этой точке. Меру "получится", "сделаем", "произойдёт".

Чтобы не сносить крышу читателю здесь, а позволить ему снести её самостоятельно, порекомендую ему обратиться к тому пониманию вероятности, которое ставили несчастным персонажам "Анафема" Нила Стивенсона. Однако в этом посте - просто вероятность.

Так вот, по моему скромному мнению, общество есть вероятность реализации поступка, распределённая в пространстве совместных человеческих поступков, производном от ранее упомянутого пространства движения.

Напомню, что пространство движения может быть определено в том числе по области в обычном четырёхмерном пространстве, ограниченном, скажем, исторической эпохой и некоторой версией логистических барьеров (море, таможни, религия и проч.).

То бишь обществ может быть много, и они могут быть разные просто потому, что вероятность некоторого совместного поступка в области А отличается от вероятности его же в области Б.

Составляющими этой вероятности (и этого отличия) можно назвать техническую составляющую (нельзя сходить в театр, если его нет), личную (в театр хочу или не хочу) и общественную (заманивают или не пускают).

Очевидно, что составляющие могут противоречить друг дружке. В театр хочу - это к вероятности плюс, театра нет - это минус. Продолжу хотеть и начну прикладывать усилия по созданию театра - вероятность будет расти по оси t. И тому подобное.

Теперь важное. И личная, и общественная составляющие вероятности того или иного совместного поступка оцениваются одними и теми же процессорными мощностями - теми, что у нас между ушами. Других нет. Мясом оцениваются.

Помимо прочего, это означает, что общество занимает у каждого из нас стремление выжить. Которому мы, кстати, только придаём форму через коммуникацию друг с дружкой, а так оно у каждого из нас дочеловеческое, домлекопитающее и донезнаюкакое.

Выживание общества есть вполне понятные изменения распределения вероятности в пространстве совместных человеческих поступков: больше поступков становятся более вероятными, а ранее утратившие вероятность её возвращают.

В версии для испорченных детей Вы знаете это как "свободу" и "богатство".

Было бы ошибкой отождествлять выживание общества с выживанием человеческой популяции, на которой существует общество. Например, в противоатомных бункерах в условиях постапа выживает популяция, а не общество.

Не удивительно, что совместный поступок может быть определён противоречием желаний выжить у его участников. "Боливар не вынесет двоих". Не удивительно и противоречие стремления выжить у отдельно взятого имярек и у общества, которому он принадлежит. "Тенна хенко банзай".

Однако отсюда можно указать на существование особенных механизмов защиты человека от общества и общества от человека.

Если для противоречия "человек-человек" с участием или отсутствием Боливара у нас есть этикет, права, репутация, договоры, "крыша" и всё такое - то и для противоречия "человек-общество" в дополнение к перечисленному тоже должно быть нечто особенное, что позволяет при нужде человеку защищаться от общества, а обществу от человека.

Во-первых, это нечто должно позволять человеку успешно или не очень запрещать новые (или ранее известные, но ныне маловероятные) совместные поступки всех остальных за его счёт. "Почему меня нельзя сожрать в голод, ведь тогда все остальные выживут" или "почему меня нельзя посадить в "Оку" и запустить в гайдзинский линкор".

Во-вторых, это нечто должно заставить человека успешно или не очень воздержаться от понижения вероятности совместных поступков вокруг него. "Почему мне нельзя наложить кучу на банкетный стол, ведь до туалета далеко идти".

Это нечто - тоже дочеловеческое - у людей называется "свойство". Общество и человек защищаются друг от друга, противостоят друг другу и притираются друг к другу через осознание "я свой" и "это свои". Нельзя сожрать, потому что свой. Нельзя наложить кучу, потому что кругом свои, вонь их разгонит.

Группа носителей "свойства" - выработанного, унаследованного, установленного - по отношению к конкретному экземпляру общества я понимаю как "народ". Для меня народ есть люди, способные защищаться от общества, которое сами же и составляют; и одновременно народ есть общество, способное защищаться от людей, из которых состоит.

А теперь несколько следующих из изложенного утверждений, на которые я обычно опираюсь.

Одно и то же общество может состоять в отношениях с разными "свойствами", то есть в нём могут участвовать разные народы на разных условиях.

Одна и та же человеческая популяция может поддерживать разные экземпляры общества - как минимум в силу разницы начальных условий, задающих техническую составляющую вероятности, распределение которой образует конкретный экземпляр общества.

Изменения в обществе тождественны изменениям в технической, личной и общественной составляющих вероятности совместных поступков людей, в обществе состоящих, состоявших или назначенных к состоянию.

Успех осуществления намеренных изменений в обществе полностью зависит от изменений в силе и избирательности переживания свойства отдельно взятым человеком.

Обеспечение изменений в обществе сводится к обеспечению изменений в переживании свойства достаточным количеством его членов.

К тайным обществам это тоже относится.

Всё.

Вот это я хотел сказать об утопиях и антиутопиях сколь угодно коряво. Кто хочет, тот может использовать сказанное для анализа тех или иных устроений в книгах, фильмах или компьютерных играх.

Более сложной стадией этих рассуждений будут размышлизмы о деградации и гибели (или о процветании и рождении) популяции, общества и народа, которые популяцию, общество и народ я полагаю очень разными вещами.

Это размышления о границах, - что и когда засчитывать - а границы здесь штука очень расплывчатая, хотя и счётная.

Так что как-нибудь потом, после очередной утопии с приставкой или без, каковой утопии вдруг окажется на одну больше, чем нужно.


Вах, баюс, баюс.


Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 7 — добавить )
thesz
15 авг, 2016 13:42 (UTC)
> народ есть люди, способные защищаться от общества, которое сами же и составляют; и одновременно народ есть общество, способное защищаться от людей, из которых состоит

Народ синоним гомеостаза?
17ur
15 авг, 2016 15:39 (UTC)

Честно говоря, я не знаю, гомеостаз он вообще или избирательный, под конкретное воздействие. Если можно задать избирательный, то да, тогда народ можно определить как совпадение двух гомеостазов, как и сказано в определении. Если нет, и считается всякое внешнее воздействие, то нет.
thesz
15 авг, 2016 15:42 (UTC)
В определении не уточнено, что меня и смутило.
bantaputu
15 авг, 2016 23:11 (UTC)
А реальность они вывели в чистую абстракцию и расстреляли.

Сдаётся мне, что общество это всё же совокупность действий (процессов, изменений), а не вероятностей действий. Вероятности действий хорошо характеризуют общество, но сами по себе ещё не составляют его.

Соответственно, обеспечение переживания свойствá для осуществления осознанных изменений общества является условием необходимым, но не достаточным. После совместных скачек копать всё же придётся.
17ur
16 авг, 2016 04:59 (UTC)

Выживание - задача популяции, а не общества, которое на той существует. Существующее общество привлекается как средство решения этой задачи. Жить хочет мясо.

Копать надо, чтобы не откинуть копыта. Копать надо вместе, один не справлюсь. Иван - свой, Пётр - нет. Копать буду с Иваном, потому что с Петром не получится, и тогда откину копыта.
bantaputu
17 авг, 2016 11:05 (UTC)
В данном случае речь идёт о необходимости копать, чтобы осуществить задуманные изменения в обществе. Это копание, не являющееся необходимым для выживания.
nastojashheeimj
28 авг, 2016 11:09 (UTC)
"почему меня нельзя посадить в "Оку" и запустить в гайдзинский линкор"

давно подозревал что "Ока" это капсула смерти
( Всего-то 7 — добавить )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger