?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Навскидочное рассуждение по поводу выходки с музеем истории ГУЛага. Выходку считаю проявлением дурновкусия сродни тому, что породило сам музей. А рассуждение окажется о музейном деле вообще, так что этот повод в нём упоминаться не будет.

Да, автор не имеет о нынешнем музейном деле ни малейшего понятия, потому получившиеся советы и прикидки люди искушённые вольны использовать уже как повод для самого искреннего смеха.

Музей я считаю общественным (точнее, коммунальным) институтом, используемым [различными субъектами] для формирования общества.

Общество как возможность совместной деятельности формируемо вследствие разговоров людей. А говоря, люди договариваются, явно или неявно, о том, что и как можно "делать вместе". Не путать с "делать, будучи заодно": продавец и покупатель осуществляют совместную деятельность, имея очевидно различный интерес в ней.

Для того, чтобы разговор начать, продолжить, закончить комфортно или экстренно, нужен повод. Точнее, предмет, восприятие которого участниками разговора отличается, но при этом незначительно, и отличия эти обусловлены особенностями самих участников, а не предмета*.

* - дифференциальные каналы амплитудного датчика, ЕВПОЧЯ.

Обсуждение такого предмета становится презентацией участников обсуждения друг другу, а характеристики этого предмета задают ту область деятельности, которая могла бы стать совместной для участников разговора.

Это ещё не "строят планы". Это то, что перед постройкой планов, - то, чего на порядки больше, чем постройки планов - но без чего никаким планам построенными не быть.

Так вот, музейное дело состоит в подборке и в представлении по заранее оговорённым правилам с заранее подобранными пояснениями предметов, которые могли бы стать поводом для

а) начала и продолжения разговоров, влекущих одобряемые заказчиком общественные последствия и
б) прекращения или отказа от разговоров, влекущих такие общественные последствия, которые заказчик выставки не одобряет.

Именно потому музеи норовят заполучить к себе произведения искусства или личные вещи тех, кто умел такие делать. Повод для разговора должен быть приятен, прямо или косвенно ("баба голая" или "мужик, чьи штаны на выставке, баб голых рисовал").

С прекращением разговоров хуже - человек существо хитроумное, и поднять нужную тему он способ найдёт; так что здесь велика вероятность того, что выставка скатится в войну с человеческим хитроумием, то бишь в истеричное давление на неприятные ассоциации с цветами, звуками, запахами и фамилиями.

Разумеется, музеи "работают по площадям", и у музеев "очень большой лаг"; кроме того, натаскивание на использование произведений искусства как повода для разговора лучше работает в школах ("сочинение по картине") - с другой стороны, в музейном деле меньше принуждения, да и вообще его ниша в целом уникальна.

Если бы кто-то спятил до степени, достаточной, чтобы спросить у меня, как бы я обустраивал музеи России в текущем веке, то получил бы примерно следующий ответ.

Нужен государственный реестр музейных экспонатов, в котором каждый мог бы зарегистрировать хоть трусы своего прадедушки за абонентскую плату в казну.

Музейный экспонат есть не только сам предмет, но ещё и правила его хранения, его выставления и его копирования, плюс... назову это спин-облака, то есть распределённые в Рунете разные точки зрения на эту вещь и следующие из них предельные модификации правил выставления.

Ссылки, упоминания, ссылки на упоминания, на рассуждения по поводу, - и агрегация всего этого проспонсирована тем или иным физическим или юридическим лицом. Точнее, разные агрегации проспонсированы разными лицами - с абонентской платой в казну, да-с. "Бесскверные трусы доблестного бойца НКВД", они же "мерзкие подштанники сталинского карателя", как-то так. И под каждую точку зрения по сто тысяч ссылок, плюс примерный дизайн выставочного места с уместным саундтрэком: хор РККА или жалобные крики депортируемых.

Соответственно, любое физическое или юридическое лицо (из создателей той или иной точки зрения, или сочувствующих ей, или перед выборами, или ради рекламы нового бутика), подписавшееся на соблюдение правил хранения и выставления, может набирать себе из реестра в аренду выставку и вперёд.

Понятно, что у существующих музеев как носителей-хозяев-хостов тут окажутся огромные и вряд ли полностью отыгрываемые преимущества. Да и вообще государство, с абонентской платой в казну самому себе будет обладать здесь несопоставимо большей свободой, вплоть до возможности ведения вполне аналитичной музейной политики... отмечу, что это ещё и способ зайти на существующие корпорации в культурной сфере если не с тыла, то с фланга, указывая им, чем и как интересоваться.

С другой стороны, и у "маргиналов" появится реальная и законная возможность сформировать свои, сколь угодно убогие (в сравнении с казёнными) разговорники "на основании материальных свидетельств". Пусть даже сегодня их хватит только сэлфи на фоне витрин сделать, но кто сказал, что через двадцать лет ситуация не изменится?

Тут можно долго продолжать. Очереди на экспонаты от разных спонсоров, да ещё с продаваемыми местами; службы, формирующие и накачивающие спин-облака; диссоциация музейных помещений; политизация и деполитизация экспонатов, актуализация и виртуализация таковых (распространение копий со своими спин-облаками)... итогом я вижу общество, эффективно использующее свою историческую память здесь и сейчас; или, что то же, общество, весьма защищённое от внешнего воздействия сравнительно с обществом нынешним.

В такое общество возвращение затворника из Вермонта стало бы событием рядовым, без буклета из "Комсомольской правды" (гусары, не ржать!), личного поезда до Владивостока и музея для вдовы.

Вот как-то так. Это, повторю, навскидку.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Увольте, не помню, кто назвал меня либералом. Но мне понравилось.

УПДАТЕ. http://www.kommersant.ru/doc/3106914 - это один позднесоветский гэбэшник рассуждает об "информационной войне". Соглашаться не обязательно; ссылку привожу, чтобы показать - на такие темы можно думать.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

( Всего-то 4 — добавить )
inzynier
12 окт, 2016 18:39 (UTC)
Но мне понравилось
Музей или чучело?..
timark
13 окт, 2016 08:04 (UTC)
Богатые рассуждения.Эдак любой местный кязёк может завести музей заточек, шильев и перьев в экспозиции " Так убивали при Сталине ".
17ur
13 окт, 2016 11:10 (UTC)

Вот именно. Любой местный князёк. Заточки и шила. ДЕВАЛЬВАЦИЯ.

Если хотите, то посмотрите сайт нынешнего заведения. Там всерьёз стараются сохранить тот истеричный ужас образца второй половины 1980-х в неприкосновенности, готовым к воспроизводству и распространению по свистку, а с учётом нынешнего "информационного общества" такое слишком легко копируется и обозначается ссылкой. Если нельзя убрать, надо зашумить.
bezumny_zayec
13 окт, 2016 21:18 (UTC)
Где-то я уже это слышала:-)
Как-то раз на вечеринке я увидел тебя
Ты тоже очень нежно посмотрела на меня
Через несколько минут ты была со мной
Я помню, медленный танец танцевали мы с тобой
Я говорил тебе о звездах, о приливе морском
А если честно, то я думал совсем о другом
Я думал что будет потом и прикидывал шансы
А ты думала пока, что это только танцы

Мальчишник - Танцы

Мне тоже такая идея поначалу казалась здравой (по поводу памятников - нравится тебе какая-то историческая личность или событие - устанавливай временный памятник в общественном месте, и плати за аренду площади в городской бюджет), но если честно, смотрю я, как наши чиновники и предприниматели со средствами самовыражаются (ну или формируют свой позитивный образ), не знаю - плакать или смеяться. Но все же потребность в самовыражении (ну или там грамотном позиционировании) у них есть, навыка и опыта может не всегда хватает:-) (впрочем, эту претензию можно высказать многим, я себе регулярно это припоминаю:-))

Ну а если вернуться к экономике - непонятно, в каких областях следует сосредоточить усилия государства с учетом ограниченности ресурсов и времени?, всякие там инновационные технологии ведь от танцев с бубнами не заводятся, да и провожают по уму.


( Всего-то 4 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger