Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:

[нужное вписать] вещи века.

Зашёл на работе разговор об "Интернете вещей" в разрезе "на кой он сдался". Я попробовал уточнить тему "как к нему приспособиться, потому что он всё равно состоится, нужен он или нет", и не был понят ни старшим поколением ("как это он получится, если он не нужен?"), ни младшим ("разве нужно как-то напрягаться, чтобы к нему приспособиться?").

Запишу примерное обоснование своей точки зрения, к которой ещё вернусь.

"Интернет вещей", то есть... вдох... сумму общественных явлений, которые определены независимым от пользователя взаимодействием между вещами, располагающими собственными вычислительными мощностями и средствами связи между собой... выдох... впрочем, в поисковиках об этом много подробнее... так вот, "Интернет вещей" я рассматриваю как форму отчуждения производства внимания.

Внимание - одна из функций человеческого сознания. Производство внимания - часть воспроизводства человеческого сознания.

Отчуждение производства внимания - штука, мягко говоря, не новая: спросите у сторожевой собаки или у того неудачника, которого поставили на ночь охранять пещеру, пока всё нормальное племя спит.

"Интернет вещей" резко увеличивает количество и произвольно меняет качество произведённого вчуже внимания.

Как меня просвещают словари, внимание характеризуется

- избирательностью,
- объёмом,
- распределением,
- концентрацией,
- устойчивостью,
- переключаемостью.

Формулировки, если хотите, посмотрите сами: по мне, так расписать параметры и стандарты такого списка для кучи вещей, обвешанных микроконтроллерами и радиомодемами, труда не составит. На человеческое получившееся будет не совсем похоже, но это будет именно внимание, которое человек может использовать вместе со своим и вместо своего.

И вот что здесь становится интересно: как будет выглядеть и сказываться отчуждение производства внимания у членов общества через "Интернет вещей" или через производные от него.

Как изменит нашу жизнь присутствие в ней огромного количества лишнего, дешёвого, быстрого внимания, которое может быть использовано нами, для нас, против нас и/или вместо нашего?

В-главных, конечно, это неизбежная экономия наших "умственных усилий" по производству внимания до степени, несовместимой с выживанием и/или преуспеванием в обществе вроде того, которое окружает нас сейчас.

Ничего нового: представьте себе прелести жизни, в которой надо рубить дрова, таскать воду и ходить в гости за тридцать вёрст. Жить можно, но... Точно так же и здесь: "рассеянный с улицы Бассейной" окажется нормой вплоть до уровня "да как они раньше-то могли по-другому - богатыри, не мы".

Полагаю в том числе на собственном опыте, что люди до 1985 примерно года рождения уже могут отметить "однако тенденцию".

В чуть менее главных, можно предположить императив сохранения внимания как ресурса - по соображениям здоровья и с ними связанных. Проще говоря, упомянутые "рассеянные" в действительности будут сосредоточены... хорошо-хорошо, сфокусированы... на вещах, не относящихся к окружающему быту. "Рассеянный учёный".

Здесь, кстати, возникает вопрос условий труда, если это сосредоточение будет относиться к трудовой деятельности. Не то Сэмми Парк заругается.

В ещё менее главных, возникает проблема утилизации сохранённого внимания. Примером такой нерешённой проблемы вполне могут служить советские очереди. Решения можно обосновать двух типов: в обществах-победителях, обществах-"метрополиях" "лишнее внимание" будет использовано на благо общества, а в обществах-жертвах, обществах-"периферии" утилизация сведётся к стерилизации внимания, его обезопасиванию.

В обоих случаях - и "метрополии", и "периферии" - можно говорить о культурном и игровом плюрализме, порождающем множество субкультур и игровых сообществ. О плюрализме достаточно многообразном, чтобы собрать подлежащее утилизации внимание с самых разных областей общественной жизни.

Однако в случае общества-"метрополии" стянутое внимание будет употреблено на поддержку... не люблю это слово, но пусть будет "элиты" - групп, которые ассоциируют своё преуспевание с преуспеванием общества в том числе за счёт других обществ... а в случае общества-"периферии" плюрализм будет задействован в качестве способа взаимной нейтрализации получившихся культурных и игровых сообществ - такой, чтобы местные "элиты" или их зародыши не могли получить от этих сообществ поддержки.

Опять-таки, можно указать на то, что все эти вещи в примитивной форме присутствуют здесь и давно. Например, фанатские сообщества - и даже не нынешние, а ещё константинопольские. И вообще я не описываю ничего нового, вполне заметны лоялистские идеологемы, которые недавно были озвучены; например, после выборов Госдумы.

Я ещё вернусь к этой теме.

Помечтаю, например, как бы я организовывал смертоужасных "ольгинских ботов" для борьбы со свободой и демократией по всему Интернету.

Пока же спасибо за него. Не за Интернет. За внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.



Tags: общество, ссылка, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments