Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

О национальном строительстве.

У нас тут был День народного единства. А до того случилось какое-то заседание в Кремле, где говорили о нации.

Там, в Кремле, как только некий лезгин (лениво смотреть фамилию, но спасибо ему) вспомнил о том, что русские - крупнейший разделённый народ планеты, так лезгину всенародно избранные уста почти сразу, пусть и несколько нервно напомнили об изнасилованном австрийском мальчике. Чтобы всем стало понятно, что важнее перед праздником.

Впрочем, праздник так праздник. Я хоть проспал аж восемь часов и вновь пишу всякую чушь в интернетах.

О нации в этот раз. Точнее, о том, что для неё нужно. Чтобы принялась и пустила корни.

Слов "я считаю" и "по-моему" перед каждым утверждением я не дописывал. Зато их думал.



А. Общество - это способность группы людей к совместным действиям. Чуть-чуть с другой точки зрения: общество - это полный список действий и их последовательностей, которых внешний наблюдатель ожидает от группы по сумме известных ему наблюдений и соображений технических, моральных и проч..

В этом списке может быть больше или меньше позиций, то есть общества в группе может быть больше и меньше.

Точно так же количество и качества общества в группе могут меняться просто в силу того, что действия и последовательности действий, на которые способна группа, при прочих равных могут быть более и менее быстрыми, точными и затратными.

Как правило, "развитое" общество характеризуется способностью к более разнообразным, более быстрым, более точным и менее затратным действиям, хотя эти требования обычно противоречат друг дружке.

Б. Нация - это свойство общества, полученное в результате приспособления группы, в которой оно существует, к внешним условиям, к себе подобным группам включительно.

Запрос [именно] на нацию возникает в результате увеличения степени разделения труда в группе и упрощения элементарных, биологически обусловленных подгрупп, её составляющих. Нация есть продукт реакции общества на разницу в сложности между Домом и Улицей.

Деревенский клан в городе упрощается до нуклеарной семьи. А одинаковая до движения обработка соседних наделов в городе становится разными профессиями, сопряжение которых порождает сложность, в деревне необычную. Специалитет есть и в деревне, однако там он не составляет основы внесемейного общежития.

Говоря просто, нация нужна человеку, выходящему из Дома на Улицу, в качестве подтверждения того, что кругом свои, даже если они на тебя сильно непохожи. Отсюда спрос на единое сообщество... в общем, дальше Вы себе представляете, глядя в телевизор и читая Интернет. В самых разных изводах.

Краткое содержание "национального сознания": "вот этот, хоть на меня и не похож, но свой, в карман мне не залезет и нож в спину не воткнёт, можно мимо по улице пройти". А в войну, стало быть, вместе разом на супостата.

В. При этом пропаганда "национального единства" может повлиять только на ожидания её адресата. А если ему объявленный "своим" незнакомец на Улице в карман всё-таки залезет и нож в спину всё-таки воткнёт, то пропагандистский эффект этим будет несколько смазан. Только русским не говорите, ладно? /sarc

Из вышеизложенного я позволю себе вывести планов громадьё... то есть перечень направлений национального строительства в России. Это именно что направления, "что нужно делать для нации".

Которым "-измом" эти задачи могут быть решены, вне темы. Просто набор "должно быть, а как, не моё дело".

Знаю: низкий жанр.

1. Техническое обеспечение простой семьи. "Каждому поколению - отдельное жильё", "каждой супружеской паре - отдельное жильё". Да-да, дальше можно не читать.

2. Общественное обеспечение простой семьи. Тут пунктов больше, но каждый из них много легче выполнить, чем предыдущий. На всякий случай, заумно: речь идёт не о "морали", у которой растут ноги из очередного священного писания или текущего учебника биологии, а о вполне обдуманном редактировании типа подгруппы в популяции без утери подгруппами такого типа своих функций - редактировании с тем, чтобы его, тип подгруппы, максимально упростить.

2.1. Подделка "традиционных ценностей" (не уверен, что аутентичные реалии сельской семьи двухсотлетней давности читателя бы сильно порадовали) и через эту подделку задание семьи "мужчина+женщина+(свои или приёмные)дети". Зачистка в общественном сознании концепции "клана" заодно с концепцией "гендера"*, а равно производных от таковых; систематическая маргинализация носителей таких концепций.

* - "гендер" я, кстати, считаю именно попыткой упрощения семьи, но попыткой неудачной, слишком открытой.

2.2. Купирование семейных конфликтов, отказ им в усложнении, в развитии, в наборе обстоятельств, в вовлечении общества. Если цинично, то пусть лучше в семье дойдёт до убийства, чем местком телевизионная аудитория выслушает обе стороны (с криками и соплями, то есть в процессе ещё будет отвешен пинок по дисциплине общения у миллиона людей) и в итоге не будет знать, кто прав, потому что "вот с одной стороны, а вот с другой стороны". Сравнительно изящной альтернативой здесь может стать спонсируемая государством семейная психиатрическая медицина с расписанным набором возможных отклонений на латинском и греческом языках и итоговым медикаментозным вмешательством.

2.3. Навязывание соответствующих требований в массовой культуре. Её работников надо застраивать под следующие тезисы. "Традиционные" семьи у классиков размером со взвод - хорошо, но устарело; нынче кругом тракторы, реакторы и ритм жизни. Сложные чувства - они у подростков, которые ещё жизни не знают, и вообще повод для снисхождения, а не для обсуждения. В состоявшейся семье - всё понятно, принятые решения могут быть сколь угодно болезненны, но они обоснованны и непоколебимы. "Нетрадиционные" не существуют, а точнее, не имеют права на внимание ("без вывесок") и пусть этим довольствуются. Всё реально существующее за рубежом, что перечисленному противоречит, подлежит отторжению - "не наше" и "нам не надо".

3. Ознакомление соседей друг с другом. Не в смысле "давайте дружить", - это пошло - а в том смысле, что местная политика должна быть завязана то, чтобы у каждого жителя некоторой городской или сельской улицы был упорядоченный доступ к открытой информации о любом другом жителе этой улицы - и этот доступ был бы ему зачем-то нужен. Уже не ему лично, но обществу как целому этот доступ окажется нужен затем, чтобы достаточно часто тыкать отдельно взятого человека лицом в то, какие мы разные. И, кстати, выгода от создания общих проблем или общего воспоминания о таких проблемах здесь очень сильно ограничена.

4. Поощрение частной идентичности отдельного человека ("на Улице"). Происхождение, профессии, увлечения: насыщение всего этого знаками отличия, создание между их носителями кооперативных и антагонистических связей. ММО-игрокам, полагаю, тут можно не объяснять. Или, недавно в новостях показывали, чемпионат мира по рабочим навыкам: то, что надо, но на уровне бронзового века. И даже само "единство" здесь тоже - в лучшем случае лишь одно из множества обязательных к применению решений.

Вот эти четыре пункта нужны вовсе не как часть самой нации, "воображённого сообщества". Это почва. Они нужны для того, чтобы сказка о нации принялась и пустила корни. Чтобы разрыв между простотой Дома и сложностью Улицы требовал заполнения.

То, что из перечисленного выпирает в нынешней жизни - так это поощрение всеразличного нерусского происхождения как помощь в создании т. наз. "российской нации", когда о разделённом русском народе на публику может напомнить только лезгин. Вот радость-то.

Практически всё остальное, затронутое в перечислении, сейчас решается наперекор любому национальному строительству, а не в помощь ему.

Однако, когда в этих направлениях, а не против них, пойдёт сколько-нибудь результативная работа, то на нацию, даже на российскую, сразу же найдутся покупатели, причём не по старой памяти и не из преклонения перед казёнными складами ядерных бомб.

Люди, граждане, туземцы (и я тоже) захотят за нацию платить здесь и сейчас (не только деньгами - той же лояльностью, например) и захотят её использовать.

Тогда уже потребуются меры по соблюдению правил пользования этим "воображённым сообществом", столь же сильно отличающиеся от 282-й статьи, сколь офтальмологический лазер отличается от гильотины.

Подробнее как-нибудь после.

Не дайте мне Вас задержать, как выразился бы патриций Ветинари.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Tags: нация, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments