?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Об идеологии. Опять.

Под катом моё замечание к недавно прокатившемуся по медиа всплеску о надобности государственной идеологии в РФ. Я не "за" и не "против", у меня нет сколько-нибудь серьёзной цифири, чтобы оценить прибыли и убытки, так что просто запишу, как я вижу вопрос.

Вот общество, где все живут тесно, и у каждого в боку чужой локоть ("множественники" Лема, например). Как легко догадаться, именно этот локоть и будет ограничивать частную деятельность людей или их групп самим фактом своего наличия.

А вот общество, где технически можно ослабить связь между частями - то есть человеку можно удалиться под сень струй или запереться у себя в квартире, временно избавившись от локтя в своём боку.

Очевидно, что в таком обществе - именно в обществе как целом - возникнет запрос на то, чтобы содержимое головы удалившегося/запершегося не привело его к тому, чтобы он, вернувшись/выйдя, портил жизнь тем, кто не удалялся и не запирался.

А то пример Мелькора не вдохновляет.

Работа по удовлетворению упомянутого запроса и есть работа идеологическая. Иными словами, идеология есть средство обеспечения непрерывности общества, независимое от отдельно взятых его членов. "Мысленно вместе".

Следовательно, идеология, как-то понятая и усвоенная отдельно взятым человеком или группой, формирует их деятельность на случай и в случае, если они оторвутся от общества. "Формирует" - значит "упорядоченно ограничивает".

Если хотите, то в тот момент, когда человеку, достаточно отдельному от общества, чего-то хочется, его идеология напоминает ему, чего хотеть нельзя. А когда у человека спорятся дела, его идеология говорит ему, чего нельзя делать. К группе, как к части общества, относится то же самое.

Как идеология напоминает и говорит? Останавливая человека перспективой нарушения общественной нормы, продиктованной какой-то принятой обществом ценностью. "Этого нельзя делать, потому что это несправедливо/бесполезно/недостойно" и так далее.

В чём проблема? В том, что применять весь список ценностей ко всем ситуациям, возможным в обществе, - а тем более вне его - не хватит никакой бумаги и никакого времени, о передаче и распространении получившегося продукта лучше вообще не мечтать.

Напрашивающееся решение - распространять не сам хэлп, а правила его получения. То есть человек должен сам грузить собственные мозги, примеряя свои поступки к известным ему ценностям по заданным ему правилам.

Здравствуйте, доктрины и прочие вероучения, апостолы и основоположники.

Итого баланс. Затраты - постоянная рефлексия членом общества своих поступков, совершённых и планируемых, соотнесение их с некоторыми текстами. Выгода - снижение стоимости реинтеграции обществом своих членов, действовавших более или менее автономно. Скажем, ушедших в пустыню с чёртом побеседовать.

Это и есть рамка, задающая актуальность идеологии в обществе или его части. Государственная идеология здесь получится, буде государство окажется предприятием, получающим с неё прибыль - то бишь сэкономленная обществом энергия, во-первых, вообще присутствует и не пожрана теми самыми частными рефлексиями, а во-вторых, каким-то образом пойдёт государству на пользу.

Действительной опасностью для идеологической работы становится эрозия автономии члена общества, постоянная эмуляция чужого локтя в боку.

Да, я про масс-медиа и соцсети, которые сейчас достанут под сенью любых струй и за сколь угодно прочно запертой дверью. Нет, я не считаю их плохими или неправильными, я считаю их уменьшающими спрос общества на идеологическую работу. Они быстрее и представительнее книг и устных слухов, они успешнее освобождают человека от химеры, именуемой совестью, они эффективнее обеспечивают непрерывность общества, чем любое систематизированное учение. Ведущий ток-шоу надёжнее философа.

Что можно здесь заметить применительно к РФ и/или "новой свободной России" (что бы под этим ни понимать)?

Во-первых, предельно ценным материалом для идеологической работы оказывается опыт русской эмиграции как сколько-нибудь продолжительного автономного существования - у кого что получилось, сколько держались, чему учились и учили. Франция, Парагвай. Не факт, что совпадёт с дореволюционным хрустом французских булок, ой не факт. Можно, кстати, поработать и с современным выбросом, только нужны достаточно сложные фильтры: попытки вымещать собственное лузерство на оставленной Родине качеству исследования не способствуют.

Во-вторых, "советская" составляющая идеологической работы должна основываться именно на исследовании автономности "советского общества" от "общества цивилизованных стран" и опыта его реинтеграции в таковые. Как мы тут оставались "цивилизованными людьми" в отсутствие "цивилизации", во что нам обошлось возвращение в неё, во что им обошлось принятие нас туда (и было ли оно).

Важное примечание: я никак не оцениваю "цивилизацию", её правильность и нужность, не называю всё это хорошими или плохими словами, не решаю, кто был лучше. Деритесь без меня.

В-третьих, теоретические наработки должны поверяться на практике, и тестовыми субъектами здесь оказываются те российские граждане и их группы, которые сейчас вынуждены вести то самое автономное существование с прицелом на его прекращение. Проще говоря, я с большим доверием выслушаю мнение о "новой идеологии" от повара на базе Хмеймим, чем от Проханова, Гозмана или, прости Ктулху, Исаева.

Собственно, всё. Тема большая, сказать можно многое. Буду к ней возвращаться прямо или в обход.

Пока же спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Замечу вперёд, что заведомая интеграция соцсетями имеет свои проблемы сравнительно с идеологией. Скажем, всякая "девочка Бана" может рассчитывать на отклик офисного кретина за полмира просто потому, что кретин не способен к той самой рефлексии - "у меня ценности? А откуда они взялись? А зачем они нужны? А как они получаются?" Кретин отвергает рефлексию просто потому, что она обходится слишком дорого. Уж лучше Бана, котята и т. п..


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.


Comments

17ur
14 дек, 2016 23:09 (UTC)
количество энергии у отдельного представителя вида (ОПВ) - константа (постоянное количество)

Это откуда взялось? У Вас в возрасте 10 лет и сейчас эта константа? У "жаворонка" и "совы" это константы на протяжении суток?
iigogosha
15 дек, 2016 00:55 (UTC)
хм, вы правы.
хм, вы правы.термин энергия не совсем корректный.
жизненная сила\возможность и желание совершения действий.
2 часа в лапту гонять в 10 лет или 2 часа лопатой махать в 20 лет или 2 часа книгу читать в 30 лет.

важно куда эта сила\энергия направлена.
гопник мобилы отжымает в подворотне. силы направлены внутрь системы.
боксер\солдат честь страны отстаивает. силы направлены вне системы.
элемент один и тот же. действия одни и те же.
внутривидовая и межвидовая конкуренция.
вопрос - как переключать вектора? идеология как инструмент смены вектора.

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger