Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:

О культуре. На полях, в рабочий полдень.

Попытка упорядочить своё представление о делах культурных в обществе и, главное, о проблемах культуры в нём.

Не слишком длинно и очень обще. Просто, чтобы здесь было.

Я исхожу из того, что элементарная мысль есть сопоставление двух впечатлений и вывод об их идентичности либо различии.

Думаю, всякий читатель сталкивался с ситуацией, когда несколько секунд не мог опознать человека: узнать встречного на улице или по фотографии.

Рискну утверждать, что читатель помнит то своё краткое состояние, когда изображение - на фотобумаге, на экране или сразу на сетчатке глаза - казалось одновременно двумя разными людьми, знакомым и незнакомым.

Я полагаю, что всякая элементарная мысль, доступная не самому высокоразвитому животному - это бегство из такого состояния, ограничение его по времени, спасение от перегрузки нервов.

Запишу: M=aSb, где a и b - это впечатления, а S - наскоро придуманный символ операции сопоставления, чтобы не путать с логической эквиваленцией. М, как легко догадаться, это элементарная мысль.

Записал я это затем, чтобы продолжить: M=aS(bSc) - то есть сложная мысль может быть сопоставлением впечатлений как от внешнего ощущения, так и от другой мысли.

При чём здесь культура? При том, что всякая культура есть проявление культуры мышления, навыка получения сложной мысли от ощущений и других мыслей.

То, что полученная сложная мысль может быть потом использована её субъектом в целях выживания и преуспевания, есть побочная выгода от неё.

Использование такого навыка подобно борьбе или бегству, на которые способны гораздо более примитивные организмы. Основная выгода от мышления не имеет прямого отношения к его предмету - это поддержание сложной нервной системы мыслителя сейчас в состоянии, не причиняющем вреда остальному телу.

Что значит "навык получения" сложной мысли? "Быстрее", "точнее", "с меньшим количеством отходов" - итого "экономнее" во всех своих аспектах.

Следовательно, сюда входит не только сам акт сопоставления, но и производство правильных впечатлений, предоставление окружающим готовых операндов a, b, c для вышеприведённых формул, поставка воображаемых ощущений и готовых мыслей, не подлежащих анализу.

Из такого понимания (где, заметьте, нет слов "решать" или "правильный") можно сколько-нибудь системно формулировать и проблемы культуры в обществе.

Излишне медленная мысль, излишне общая мысль, излишне частная/резкая/отвергающая мысль как три вида неэкономной мысли. И, конечно же, чужая готовая мысль и впечатление для неё и от неё, используемые в качестве операндов местной мысли: импортозависимость и опасность закладок, да.

Проблему излишне медленной мысли в наше время успешно решают социальные сети, и задача культурной политики здесь - поддерживать в них оперативное производство готовых мыслей разной степени сложности и разной валентности для разных социальных групп (нет-нет, этот пост к ним не относится, что Вы). В идеале тот, кто не хочет или не привык думать сложные вещи, однако каким-либо событием вынужден к этому, должен иметь возможность/право в минимальное количество кликов добраться до слов, звуков и кадров, которые он легко признает отменяющими необходимость дальнейшего размышления по предмету.

Излишне общая мысль - это проблема, для решения которой требуется искусство как часть культуры. Демонстрация ситуаций не "вообще", а близких потребителю - и тем снижение "умственных расходов" потребителя на понимание ситуаций, прямо к потребителю относящихся. Позволю себе утверждать, что просвещенческая, обобщающая функция искусства преувеличена в корпоративных интересах работников искусства либо попросту устарела.

Зауженная, излишне частная мысль, точнее, борьба с этой зауженностью есть ниша той культуры, которой интересуются в рамках политики. Договороспособность, обеспечение общего действия, общей защиты от его последствий, протоколы и проч..

Наконец, предотвращение нежелательных последствий использования готовой мысли, и в первую очередь чужой готовой мысли: вряд ли сам подход отличается от всевозможных таможен и импортозамещений с поправкой на специфику требований к служащим (критикам и не только).

Теперь уже можно записывать всякие безумные предложения по культурной политике с претензией на системность, но это дело слишком долгое и объёмное. Подозреваю, что буду возвращаться к отдельным пунктам перечисленного в отдельных постах. Если, например, опять устроят что-нибудь вроде мемориальной доски Маннергейму.

Пока же спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.



Tags: дыбр, общество, политика, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments