?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Вряд ли то, что под катом, попадает в разряд художественной литературы, однако пусть его. Это всего лишь попытка развития половины весьма старой метафоры Константина А. Крылова из работы "Рассуждение о русской фэнтези":

Запад (в том или ином виде) всегда возвышался над Русью, как раскидистый дуб над березкой, имевшей несчастье вырасти у его подножия. Дуб, собственно, никакого особенного зла березке не желает. Он просто заслоняет ей свет. Это даже не «борьба за существование», даже не биология, а просто физика. Дуб выше, и всё тут. Ему и солнца больше. Березка в тени. Выбраться из-под этой «сени смертной» некуда: корни держат. Остается гнать, гнать, гнать в рост, с единственной целью — урвать зеленеющей верхушкой хоть сколько-нибудь солнечных лучиков. Вырастает сплошной гладкий ствол без сучков и веточек. Увы, веточки — это непозволительная роскошь, когда все силы уходят на то, чтобы тянуться вверх. В то время как дуб спокойно обрастает могучими суками, крона раскидывается всё шире, — а сумрак у его подножия сгущается.

И работу, и метафору я упоминал здесь давно и неоднократно, теперь вот дошли руки прокомментировать и, если получится, разметить площадку для дальнейших рассуждений. А что до формы, то просто отдыхаю.

"АНЧАРИАНСКАЯ ЕРЕСЬ",

статья Дамнура Осмотрительного, скромного старшего писца столичного охвата Инквизиции
в ежелунном издании "Храмовая площадь" отдела публичных сношений Инквизиции,
весна 1702 года от Расставания.


"Ртанд Последовательный пишет в своей "Истории ересей" (приблизительно 750-810 г.г. от Р.), что анчарианская ересь обязана своим возникновением оркам.

По его словам, в незапамятные времена некое племя осквернённых Тьмою эльфов устранилось от великих битв и бежало в неизведанные земли. Даже направление бегства автору неизвестно, однако он пишет, что осело это племя в горной долине. Новое место обитания оказалось негостеприимным, условия жизни были трудно совместимы с нею самой. Охотиться оркам было не слишком способно за отсутствием дичи, соседей для грабежа и поедания тоже не было, поэтому варварам пришлось заняться земледелием. Однако и тут их подстерегали трудности: солнца в долине было немного. Ртанд Последовательный пишет, что отверженные эльфы выращивали вовсе не злаки, а те плодовые деревья, которые питали истинных эльфов. Семена этих деревьев они якобы украли перед своим бегством.

Картина не выглядит достоверной, и она не подтверждена ни новейшими географическими экспедициями, ни архивами Инквизиции, хотя говорить о её уверенном опровержении тоже пока рано. Однако эта история объясняет и основную метафору анчарианства, и его символ, отнюдь не священный - условное, в две вертикальные и пять горизонтальных черт, изображение двух деревьев, стоящих рядом.

Если мы продолжим опираться на слова Ртанда, то узнаем, что орки из-за своей природной глупости пришли к идее анчарианства через наблюдение за своими же усилиями, а не через отвлечённые размышления. Тень от ранее выросшего плодового дерева мешала расти новому. Если у этих деревьев были разные владельцы, то владельцу молодого саженца было выгодно усыхание зрелого дерева и тем открытие пути к солнечному свету.

Однако тесное общество в горной долине никак не могло бы смириться с насильственными мерами в этом отношении. Взаимное, в силу выгоды и мести, уничтожение плодовых посадок стало бы началом вымирания всего племени от голода или гибели его в междоусобице. Потому деревья были неприкосновенны, а отказ от дерева старого и уже негодного обставляло множество обрядов.

Дальнейшее рассуждение Ртанда Последовательного не выглядит достоверным даже относительно предыдущих, ибо его воплощение потребовало бы слишком долгого времени. Якобы некоему хитроумному или просто везучему члену племени или достаточно протяжённым поколениям семьи таковых удалось вырастить такой извод плодового дерева, опавшие листья которого давали перегной, ядовитый для соседских деревьев прежней породы. Яд не убивал их, однако замедлял их рост и тем давал преимущество новичку. Этот новый извод и получил имя "анчар".

Далее автор утверждает, что орки, засвидетельствовав этот феномен, пришли к выводу, будто бы их презираемое и отверженное Светом племя может рассчитывать на такое место в мире, которое они сами сочли бы достойным. Якобы эти орки, оставив своё убежище, вернулись в места прежнего эльфийского и нынешнего людского обитания и ныне прикидываются в меру своих сил людьми и эльфами с тем, чтобы, придерживаясь анчарианской парадигмы, всячески вредить потомкам победителей в Войне Начал, мешая им тянуться к Свету.

Это утверждение не слишком вяжется с распространением анчарианства, которое вовсе не выглядит тайным знанием само по себе, не будучи вынужденным к этому состоянию священной миссией Инквизиции. Напротив, история показывает, что, оставаясь без присмотра, анчариане с немалой охотой распространяют свои еретические и крамольные воззрения.

Далее речь пойдёт о тех утверждениях анчарианства, которые прямо относятся к делам светским. Источники, из которых эти утверждения извлечены, упоминаются здесь, однако читатель должен знать, что в первую очередь эти объёмные и трудночитаемые сочинения представляют собой отвлечённые и малоосмысленные религиозные изыскания, отнюдь не согласующиеся с теми учениями Света, последователи которых некогда основали Инквизицию.

Анчарианство, начиная с их священной книги, "Слова о Тени" (прибл. 870-920 г.г. от. Р.), гласит, что всякое общество или сколько-нибудь отдельная его часть, выживая поколениями, может быть уподоблено дереву, которое имеет своими корнями обычаи, кроной знание об окружающем мире и растёт в окружении соседей.

Анчарианство в том же безымянном "Слове..." продолжает себя утверждением, будто между разными обществами и частями одного и того же общества на протяжении поколений идёт соревнование за преимущества, основанные на доступе к этому знанию. Механика такого соревнования, обычно не доходящего до междоусобных войн, заключается в ускорении своего роста и в торможении роста соперника.

Замедление роста соперника достигается влиянием на его обычаи, на питание его корней. Здесь слово "отравление" правомерно задаёт подозрительное отношение всякому благонравному читателю, ибо в делах людских намеренное отравление обязательно сопряжено с предательством, с использованием доверия во зло.

Однако уже в "Трудах о воспитании" (1120-1150 г.г. от Р.) Антел Оставленный пускается в весьма длительные и шаткие разъяснения о неправильности такого понимания. По его словам, здесь нет речи о частном обдуманном действии, однако идёт она об огромном множестве повседневных даже не самих дел, а их составляющих, столь же естественных, сколь и дыхание. Он приводит в пример опасность для нескольких людей задохнуться, достаточно долгое время находясь в замкнутом помещении: это будет отравлением, однако никак не предательством самим по себе.

Впрочем, анчариане вовсю используют подобие яда в дальнейших рассуждениях, развиваемых в многочисленных комментариях к "Трудам...". Они говорят, что всякий яд есть не более чем телесный соблазн, понятый самим телом, однако не его хозяином. Телесные жидкости, чьи течения поддерживают жизнь, встречаются с частицами яда, попавшими внутрь тела, и соединяются с ними, а не друг с другом, предавая своё главное назначение. Это и ведёт к недомоганию, а зачастую и к смерти.

Подобно этому, рассуждают анчариане, во всяком принимаемом безоговорочно обычае вполне может таиться такой же яд, мешающий отдельному человеку, целой семье или обществу, сложившемуся в отдельном месте и времени, даже думать о познании окружающего мира и применении такого знания себе на пользу. И помеху тут ставят вовсе не грубый приказ или суровый недостаток, делающие необходимым поступок согласно устоявшемуся обычаю. Её образует соблазн принятия этого обычая, который человек научен считать приятным и необременительным, в отличие от усилий познания.

Сам же яд это дерево, то есть общество, получает через перегной, который дают опавшие листья соседнего, старшего или более успешного дерева.

Например, Абнур Искатель, считающийся одним из основателей анчарианства Постимперского периода, в своём труде "Об упорядоченном разделении людском пред ликом Света" (1315 г. от Р., печатный труд) подробно исследует и доказывает утверждение, что у всякого народа обычаи простонародья построены на понимании этим простонародьем быта аристократии. Это понимание, во-первых, основано на намеренном представлении аристократией себя простонародью, во-вторых, делает следование простонародья этим обычаям делом лёгким и приятным, и, в-третьих, препятствует даже постановке вопроса о состязании будущих поколений простонародья с будущими поколениями аристократии.

И вне среды знакомых с доктриной анчарианства известны наблюдения Абнура Искателя: "полезное сопернику должно быть показано ему трудным и сложным к подражанию", "лёгкое к подражанию надо отделять от всего остального, тем лишая его пользы", "всякий стремительный успех надо увязывать с глупостью и бессмыслицей" и прочие.

Вопросы овеществления тени более высокого дерева над менее высоким рассматривает Симатон с Побережья, настоящее имя осталось неизвестным. В так называемых "Отрывках о восприятии Света" (название по каталогу архивов Инквизиции, 1440-1470 г. г. от Р.) он даёт определение этой тени "использование природных установлений без их понимания".

Симатон сперва сравнивает общества, одно из которых содержит науку, рассчитывающую некие устройства и строения, а другое всего лишь бездумно строит и воплощает их - и делает вывод о том, что различие между нахождением "на солнце" и нахождением "в тени" состоит в доступной способности к предсказанию положения вещей. Автор называет эту способность основным свойством зрения всякого одушевлённого существа.

Затем он распространяет своё рассуждение на отношения между людьми и скоплениями таковых со всей их внешней случайностью, и от своего вывода не отказывается, чем смыкает его с позицией Абнура Искателя. Комментируя труд "Об упорядоченном разделении...", Симатон наделяет аристократию сравнительно с простонародьем той самой силой предсказания положения дел в неживой, живой, человеческой и общественной природе. Эту силу он так и называет "особым зрением".

Книга "Избавление от тени" написана уже в начале Нового времени, после подавления мятежа Колоний (1621 г. от Р., по словам видевших печатный труд). В пику стараниям Инквизиции эта книга, увы, тоже так и осталась анонимной, разве что в пресловутых тайных обществах анчариан хранят имя автора или авторов. В "Избавлении..." виден отход от дел внутри отдельно взятой страны и в аналогии рядом стоящих деревьев автор рассматривает сосуществующие рядом народы и общества, организованные в государства. Используя весьма экзотические эпитеты, одно из них аноним называет "отсталым", а другое "развитым", очевидно сопоставляя им Колонии и тогдашний Союз Королей.

"Отсталому" государству аноним советует "питаться собственным перегноем", то есть установить прямую связь между располагаемыми средствами познания и обычаями своего народа, не принимая в быт сверх необходимого последствий чужих озарений относительно мироустройства. Эти последствия, говорит он, неизбежно окажутся отравленными, и проявление этого яда будет состоять в неспособности правящей части населения предсказать поведение управляемой его части и напротив, в излишней возможности подданных предугадывать те ходы власти, которые должны оставаться тайными.

Другим способом "развиться" для государства и народа аноним считает постоянные опыты над тем, что чужие озарения подразумевают само собой разумеющимся: эти опыты должны касаться и живого, и неживого, и человеческого, и общественного. Отвечая на следующее отсюда обвинение в презрении традиций, аноним делает любопытное различие между обычаем и традицией, говоря, что обычай не должен включать в себя ни бездумного следования традиции, ни её намеренного и постоянного отвержения.

На этом обзор светских утверждений анчарианской ереси, в Новое время переходящей в крамолу, можно завершить. Читателю, оставшемуся в недоумении относительно вопроса, чем же анчарианство снискало упорную, последовательную и старательную неприязнь великих верований и основанных последователями таковых Инквизиции, напомню, что анчарианская ересь была и остаётся в первую очередь набором соображений о предметах отнюдь не светских и не вещественных.

Навлекая на себя неудовольствие людей, чьё благонравие заведомо превосходит любознательность, дальнейшее я вынужден заметить для читателя с обратным отношением этих замечательных свойств.

Анчариане сопоставляют наших учителей и предшественников, эльфов, дереву "развитому", а нас самих заодно с орочьими отбросами Творения - "отсталому", подвергая сомнению само событие Расставания. Более того, само предание о Творении не избегает того же сопоставления, даже нескольких, и в анчарианское подобие включены и Те, чьи имена и лики по сей день можно видеть на стенах храмов и молельных домов.

Так что все рассуждения, пересказанные мною выше, были пересказаны в отрыве от таких их применений, которые вызвали бы у всякого достойного человека отвращение и неприятие, а недостойного вполне могли бы соблазнить к дальнейшему изучению этой ереси.

Надеюсь, что мне удалось удовлетворить здесь любопытство читателя, не подвергая его излишнему риску."

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.



Comments

( Всего-то 10 — добавить )
(Анонимно)
24 дек, 2016 11:22 (UTC)
Вы,видимо, почитали таки чего-то по дендрологии и прочему лесоводству. В отличии от К.А., который метафору выдал, но и все. А между тем я помню совет К.А. не слишком увлекаться чтением умных социологических книжек, а прочесть хорошую книжку по служебному собаководству - и вся суть социальных наук как на ладони. Но это же как обычно - на каждого мудреца хватит простоты, ибо мыслей у него много, а времени - как у всех.

И,кстати, растянутая лодыжка - хороший повод "закосить на больничку" и, соответственно, выспаться).

Всего доброго и спасибо.
17ur
24 дек, 2016 11:32 (UTC)
Я имею счастье работать в учреждении, до недавнего времени называвшемся Московский государственный университет леса... я не читал ничего, оно, видно, воздухом проникло. Что же до совета - это именно что "не биология, а физика", "не отношения между людьми, ИБО ЧЕЛОВЕК! - а биология", "не великие и неведомые турбуленции божественных энергий, а отношения между людьми, ибо всего лишь человек" и т. п..

Что же до лодыжки - читайте выше. Мне же потом выкатят за срыв сессии, ибо заменить некому.

И Вам, отредактирую, тоже всего доброго и пожалуйста.

Edited at 2016-12-24 11:34 (UTC)
(Анонимно)
24 дек, 2016 11:58 (UTC)
Ну что ж, место работы проясняет и происхождение замечательной метафоры о гребанном бонсае с ножничками и аптекарскими весами. Ваша метафора-то,если мне не изменяет памать.

Да, труднозаменимым быть трудно. И почетно.
fon_rotbar
24 дек, 2016 11:53 (UTC)
Ко второму абзацу понял: откуда есть пошло название ереси.
17ur
24 дек, 2016 12:10 (UTC)

Не из названия поста?!.
(Анонимно)
21 фев, 2017 17:21 (UTC)
from Mike
Жираф, сэээр. :)
vanderdecken_lj
24 дек, 2016 14:06 (UTC)

Пост буквально сочится антисемитизмом

(Анонимно)
25 дек, 2016 07:27 (UTC)
По-утру зачем-то пришло в голову, что "недокорм" и "перекорм" вполне можно отнести к "отравлению". Недокормленные будут суетиться, ища докорму и нарываясь как друг на друга, так и на перекормленных.
Специально прочел Ваш текст еще раз, не оттуда ли это зачем-то пришло. Да, возможно это Ваш "яд"))).
(Анонимно)
28 дек, 2016 11:07 (UTC)
Скорее всего в пустоту, но таки продолжу тему "отравления".

Одно растение может "отравлять" другое не только "перегноем". Предложу визионерскую схему. Какими-нибудь фитонцидами привлекаются насекомые, опыляющие другое растение,на котором хорошо плодится тля, на этой тле множатся муравьи, разводящие и грибок какой-нибудь, а уж этот грибок,допустим, и есть "яд" для каких-либо вздумавших конкурировать растений.
17ur
28 дек, 2016 12:15 (UTC)

Думал. "Дополнительная сущность". Не влезет в рассказ. У меня есть обширный вариант этой мысли, недописанный рассказ о королевстве гоблинов, бывших орков, пролюбивших войну эльфам и людям... там престарелый отвергнутый фаворит как раз владеет в ссылке оранжереями и выдаёт визитирующему наследнику престола на смертном одре всё это. Длинно, длинно, увы. Работа.
( Всего-то 10 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger