Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О развлечении.

Этот текст обязан своим появлением стонам раненых новогодним телевидением. Не нужно быть пророком, чтобы вообразить себе отповедь от тех, кого эти стоны уязвляют: мол, о вкусах не спорят, вам не понравилось, а всем понравилось, мы особенные люди творчества и креативный класс, у нас вдохновение, которое ни транспортиром, ни логарифмической линейкой не измерить. Вот и жрите, что дают.

Я позволю себе возразить и, как обычно, зайду издалека, от собственного понимания "развлечений", которое представлю читателю.

Ранее я уже говорил, что понимаю мысль продуктом сравнения двух впечатлений, признанием этих впечатлений одним и тем же или разными. М=aSb.

Такое понимание вызывает вопрос: а как человек различает одинаковые впечатления? Ведь если мысль, пускай мысль "да это одно и то же" есть продукт двух операндов, то, чтобы мыслить, человек должен одинаковые ощущения воспринимать как нечто разное, как то, что вообще получается сравнивать между собой.

Ответ: человек различает их во времени. "Это я воспринимаю сейчас, а это я воспринимал пять секунд тому назад". Даже если "это", согласно какому-нибудь видеорегистратору, за пять секунд никак не изменилось.

Я не буду углубляться в понятие "памяти", - думаю, что люди известных компетенций (биология, физиология, психология и проч.) и так уже ржут в голос - я просто скажу, что отсюда следует понимание, как именно однообразие утомляет. Чем... эээ... однообразней однообразие, тем в большей мере человек вынужден востребовать собственное ощущение времени, чтобы различать впечатления*, получать операнды для очередной мысли. Это утомляет. Не верите мне, спросите любого, кто был вынужден ждать и только ждать.

* - нет, про потоки событий и марковские цепи я не начну, не надейтесь.

Отсюда всякое развлечение я могу понимать, как снабжение человека временем, как производство времени для человека. Нет, чувственным удовольствием развлечение быть вовсе не обязано*.

* - "Безпрестанно развлекать внимание неприятеля, посылая сильныя партии иррегулярных войск безпокоить его денно и нощно"(с). Наполеону не нравилось.

Да, с этим производством времени человек справляется и сам, - и на уровне биологическом, досознательном, и развлекая себя самостоятельно (например, облаками любуется) - однако его возможности здесь очевидно ограничены и возможностями тела, и обстоятельствами окружения. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда человек производит недостаточно времени для удовлетворения собственных запросов на него, или, что то же, производство достаточного количества времени обходится его организму слишком дорого - то бишь человека утомляет однообразие. Отсюда у человека возникает запрос на время, произведённое вовне.

Я полагаю, что к развлечению как к производству времени могут применены соображения, привычные для других производств. Если коротко, то словосочетание "индустрия развлечений" я склонен понимать буквально.

Ради порядка замечу на полях, что способность человека потреблять время тоже ограничена - если события слишком разные и следуют друг за дружкой слишком быстро, опять-таки наступает утомление, на этот раз вызванное собственно получением мысли из сравнения впечатлений. То бишь "кризис перепроизводства времени", оказывающий себя как "кризис перепроизводства развлечений" - вещь вполне возможная и даже обычная. Пример: реклама, разрывающая телефильм.

Здесь вполне можно сказать, что однообразие может иметь иметь различный характерный период. Недостаточно различными могут быть рабочие операции, отделяемые друг от дружки секундами; рабочие смены, отделяемые друг от дружки часами нерабочего времени; годы жизни*.

* - кстати, нынешние практики отмечания дней рождения представляют собой пережиток аграрного уклада - собирается группа (семья и проч.), с которой себя ассоциирует субъект, и доказывает ему, что год для неё был достаточно разнообразным, а значит, это был год, а не минута пронеслась. Или он сам, бедолага, старается доказать это окружающим.

Отсюда следует спрос на развлечения с разным характерным временем. Например, осмотр достопримечательностей (музеи, туризм) есть развлечение с большим характерным временем, а игра - особенно компьютерная - с меньшим. Остальное где-то между, если говорить про обывателя, мещанина и верноподданного. А как президенты и масоны развлекаются, мне неведомо.

В заключение некоторые темы для размышлений, на которые наводит изложенная концепция.

Во-первых, вполне возможным выглядит такое предоставление развлечений человеку, которое более или менее соответствует его действительной потребности в таковых, то есть суммарная минимизация утомления и от одно-, и от разнообразия. Или, назову это красивее, увеличение субъективной продолжительности жизни.

Во-вторых, такая возможность зависит от его публично признанных обязанностей с известной мерой их однообразия, читай: повторяющихся дел по работе и некоторой части повторяющихся дел семейных, которые невозможно осуществить без признания своих обязанностей перед внешними сущностями. Пример: отпрыск в детском саду или школе и следующие отсюда рутины для его родителей, заметные окружающим и закреплённые в соглашениях.

В-третьих, отсюда следует известная аналитичность вопроса, то есть некоторые характеристики развлечений для отдельного человека можно вычислить - и во время выбора между этими развлечениями, и до самого их создания. И да, мера сходства между "обычными людьми", а значит, и возможность сколько-нибудь массовых применений таких вычислений к "обычному человеку", а не к конкретным мне или Вам - "второй сложный".

В-четвёртых, здесь применимы те же самые подходы, что и во всяком другом обеспечении человеческой деятельности. То есть человек может и сам выбрать то, что считает нужным, из предложенного, и быть снабжённым в силу сколько-нибудь централизованного планирования его потребления. Вопрос комбинирования этих подходов и оснований для такого комбинирования - "третий сложный". Или четвёртый, если применить его к истории нынешних "креативного класса" и/или "работников искусства".

В-пятых, зачем я всё это пишу, ведь я не смотрел новогоднего телевизора, а только слышал крики ужаса тех, кто его почему-то смотрел?.. Пишу я это затем, чтобы сказать: я считаю неправильным мнение "людей искусства" в частности и "креативного класса" вообще об их "вдохновении" как о принципиальной неаналитичности их продукции и, следовательно, о невозможности сколько-нибудь эффективного предварительного контроля её качества. И сказать это без мата. Есть на вас управа. Можно прикинуть, что, когда и каким людям нужно.

В-шестых, выше полно "более или менее", "известной мерой", "прикинуть" и прочего неуверенного. Каюсь, на этот упрёк мне ответить нечем. Туманен и приблизителен. Ну не на ком, кроме себя, мне опыты ставить. Это креативный класс на людях тренируется, а мне людей жалко и деньги платят за другое.

В-седьмых, то же применимо не только к индивидууму, но и ко всякой композитной личности, существующей, скажем, в пределах домохозяйства. Впрочем, это я уже уехал в Общую Теорию Всего. Как-нибудь потом.

Пока же всего хорошего, - на улице перестали орать аниматоры - приятного отдыха и спасибо за внимание.


А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.




Tags: игры, общая теория всего, общество, ссылка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments