Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О развлечениях, скучно.

Я обещал написать о компьютерных играх. Сейчас самое время, в преддверии выхода T:ToN... будьте уверены, не более полутора часов в день.

Сижу это я, мучаю файл черновика, и - как это бывает со мною часто - понимаю, что перед тем, как писать о частном, надо затронуть общее. Отступить. В данном случае, перед тем, как размышлять об отдельном виде развлечений, надо подумать о развлечении вообще.

И вот именно о развлечении я хочу сейчас сказать то, что позволит мне впоследствии не очень отвлекаться, рассуждая о компьютерных играх.

Я хочу сказать, что развлечение - это деятельность личности по самосохранению, по своей стабилизации, по повышению своей устойчивости к внешним раздражителям.

Начну с вещи, которая понравится отнюдь не всем читателям. Как атеист и материалист, я не верю ни в душу, ни в индивидуальность (неделимость).

Личность для меня есть совокупность взаимосвязанных отложенных реакций на внешние раздражители, обеспеченных мышлением. А всякая мысль - я неоднократно повторял это здесь - есть сравнение двух впечатлений и признание их одним и тем же или разными; любой из этих итогов в свою очередь производит впечатление, которое может стать операндом для другой мысли.

Что я понимаю под реакцией? Изменение в поведении носителя личности, вызванное внешним раздражителем.

Что такое отложенная реакция, обеспеченная мышлением? Она означает, что носитель личности сохранял впечатление от внешнего раздражителя, используя его в качестве операнда для мысли/череды мыслей/последовательности мыслей - и сохранял до тех пор, пока внезапная мысль/назойливая мысль/итоговая мысль не повлияла на поведение носителя личности.

Я предупреждал, что скучно.

Личность в моём понимании можно описать двумя перечнями - повторяющихся реакций (их схожесть и будет ограничением в точности описания личности) и связей между ними. Очевидно, что устойчивость любой и всякой личности будет ограничена изменением внешних условий (одиночество, плохая погода, мордобой) и изменением параметров её носителя (переутомление или возраст).

Примерно так же очевидно, что один и тот же человек может быть носителем двух и более личностей. Несколько менее очевидно, что одна личность может иметь носителями нескольких людей (например, "сыгранная команда"), а, возможно, и не только людей.

Самосохранение всякой личности обеспечено инстинктом самосохранения её носителя/носителей и проявляет себя через требование сохранения цельности личности - подобно целости тела.

Иными словами, параметры связей между реакциями должны оставаться прежними. Отсюда сами реакции тоже должны оставаться прежними (см. ограничения на это требование выше).

И вот здесь возникает запрос на такие внешние раздражители, которые могли бы дополнить существующее множество или усилить какие-то его элементы с тем, чтобы "освежить" те реакции, которые используются носителем личности недостаточно часто или проявляют себя недостаточно сильно для того.

Чтобы личность менялась возможно медленнее.

Это и есть запрос на развлечение. В жизни он как раз будет понят через желание отвлечься от вещей привычных. Однако позиция развлекающегося основана на стремлении личности сохранить себя, аннулировать те изменения, к которым ведёт существование в окружении тех самых привычных, повседневных раздражителей и их комплексов ("дом", "работа", "улица").

Отсюда понимание/позиционирование развлечения как средства изменения личности, её эволюции в условно "хорошем", "правильном", "желательном", "выгодном" направлении (например, "обучение через развлечение") представляет собой, по моему мнению, ошибочный подход.

Напротив, новизна и непривычное востребованы личностью как средство её сохранения, стабилизации, консервации.

Тут можно и о консерватизме вообще, но я не стану.

Изложенное понимание задаёт подход к классификации развлечений, их описанию и их оценке - как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения его контрагента-поставщика.

Навскидку.

Развлечение может быть предоставлено частной и/или составной личности.

Развлечение может быть поставлено как набор раздражителей, перекрывающих типичный набор, замещающих или дополняющих его.

Характеристики развлечения могут быть оценены по тому, насколько далеко в прошлом осталось то состояние личности, восстановление которого было целью развлечения, или по тому, воздействие какого набора типичных раздражителей это развлечение должно аннулировать.

И так далее. Приведённые тут категории не составляют ничего таинственного и легко могут быть описаны обыденными словами.

Более подробное рассмотрение - именно отсюда я буду рассматривать компьютерные игры - исходит из того, что

а) развлечение представляет собой связанный между собой набор раздражителей, чей состав и сила его составляющих зависят от набора типичных раздражителей потребителя развлечения, и
б) характеристики развлечения зависят от качества раздражителей и связей между ними, которые актуализирует потребитель развлечения, личность.

Иными словами, всякое развлечение представляет собой феномен, который можно назвать "отражением личности" или "потенциальной личностью" (очень простой, конечно же). И у компьютерных игр тут есть специфика, которой не обладают ни театр, ни фильмы, - тоже комбинированные развлечения - ни тем более книги или музыка.

Разве что пытки.

Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз.

Спасибо за внимание.



Tags: дыбр, игры, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments