?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О развлечениях, скучно.

Я обещал написать о компьютерных играх. Сейчас самое время, в преддверии выхода T:ToN... будьте уверены, не более полутора часов в день.

Сижу это я, мучаю файл черновика, и - как это бывает со мною часто - понимаю, что перед тем, как писать о частном, надо затронуть общее. Отступить. В данном случае, перед тем, как размышлять об отдельном виде развлечений, надо подумать о развлечении вообще.

И вот именно о развлечении я хочу сейчас сказать то, что позволит мне впоследствии не очень отвлекаться, рассуждая о компьютерных играх.

Я хочу сказать, что развлечение - это деятельность личности по самосохранению, по своей стабилизации, по повышению своей устойчивости к внешним раздражителям.

Начну с вещи, которая понравится отнюдь не всем читателям. Как атеист и материалист, я не верю ни в душу, ни в индивидуальность (неделимость).

Личность для меня есть совокупность взаимосвязанных отложенных реакций на внешние раздражители, обеспеченных мышлением. А всякая мысль - я неоднократно повторял это здесь - есть сравнение двух впечатлений и признание их одним и тем же или разными; любой из этих итогов в свою очередь производит впечатление, которое может стать операндом для другой мысли.

Что я понимаю под реакцией? Изменение в поведении носителя личности, вызванное внешним раздражителем.

Что такое отложенная реакция, обеспеченная мышлением? Она означает, что носитель личности сохранял впечатление от внешнего раздражителя, используя его в качестве операнда для мысли/череды мыслей/последовательности мыслей - и сохранял до тех пор, пока внезапная мысль/назойливая мысль/итоговая мысль не повлияла на поведение носителя личности.

Я предупреждал, что скучно.

Личность в моём понимании можно описать двумя перечнями - повторяющихся реакций (их схожесть и будет ограничением в точности описания личности) и связей между ними. Очевидно, что устойчивость любой и всякой личности будет ограничена изменением внешних условий (одиночество, плохая погода, мордобой) и изменением параметров её носителя (переутомление или возраст).

Примерно так же очевидно, что один и тот же человек может быть носителем двух и более личностей. Несколько менее очевидно, что одна личность может иметь носителями нескольких людей (например, "сыгранная команда"), а, возможно, и не только людей.

Самосохранение всякой личности обеспечено инстинктом самосохранения её носителя/носителей и проявляет себя через требование сохранения цельности личности - подобно целости тела.

Иными словами, параметры связей между реакциями должны оставаться прежними. Отсюда сами реакции тоже должны оставаться прежними (см. ограничения на это требование выше).

И вот здесь возникает запрос на такие внешние раздражители, которые могли бы дополнить существующее множество или усилить какие-то его элементы с тем, чтобы "освежить" те реакции, которые используются носителем личности недостаточно часто или проявляют себя недостаточно сильно для того.

Чтобы личность менялась возможно медленнее.

Это и есть запрос на развлечение. В жизни он как раз будет понят через желание отвлечься от вещей привычных. Однако позиция развлекающегося основана на стремлении личности сохранить себя, аннулировать те изменения, к которым ведёт существование в окружении тех самых привычных, повседневных раздражителей и их комплексов ("дом", "работа", "улица").

Отсюда понимание/позиционирование развлечения как средства изменения личности, её эволюции в условно "хорошем", "правильном", "желательном", "выгодном" направлении (например, "обучение через развлечение") представляет собой, по моему мнению, ошибочный подход.

Напротив, новизна и непривычное востребованы личностью как средство её сохранения, стабилизации, консервации.

Тут можно и о консерватизме вообще, но я не стану.

Изложенное понимание задаёт подход к классификации развлечений, их описанию и их оценке - как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения его контрагента-поставщика.

Навскидку.

Развлечение может быть предоставлено частной и/или составной личности.

Развлечение может быть поставлено как набор раздражителей, перекрывающих типичный набор, замещающих или дополняющих его.

Характеристики развлечения могут быть оценены по тому, насколько далеко в прошлом осталось то состояние личности, восстановление которого было целью развлечения, или по тому, воздействие какого набора типичных раздражителей это развлечение должно аннулировать.

И так далее. Приведённые тут категории не составляют ничего таинственного и легко могут быть описаны обыденными словами.

Более подробное рассмотрение - именно отсюда я буду рассматривать компьютерные игры - исходит из того, что

а) развлечение представляет собой связанный между собой набор раздражителей, чей состав и сила его составляющих зависят от набора типичных раздражителей потребителя развлечения, и
б) характеристики развлечения зависят от качества раздражителей и связей между ними, которые актуализирует потребитель развлечения, личность.

Иными словами, всякое развлечение представляет собой феномен, который можно назвать "отражением личности" или "потенциальной личностью" (очень простой, конечно же). И у компьютерных игр тут есть специфика, которой не обладают ни театр, ни фильмы, - тоже комбинированные развлечения - ни тем более книги или музыка.

Разве что пытки.

Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз.

Спасибо за внимание.



Comments

17ur
23 фев, 2017 11:04 (UTC)

Под качеством памяти здесь имеется в виду способность человека осознавать схожесть окружения на достаточно долгом временном отрезке и в достаточно малых подробностях - осознавать рутину. "И на прошлой неделе, и в прошлом месяце всё было совершенно так же".
(Анонимно)
23 фев, 2017 12:24 (UTC)
Спасибо.

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger