Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О важности БП.

Тут от вышедшего на экраны российского фильма о супергероях люди воем воют. Не буду им мешать, - тем более, что сам я фильм не смотрел и не собираюсь - просто запишу, что я думаю по теме. Теоретическую часть скипну, чтобы не утомлять читателя, так что обоснований будет немного.



1. Нормальное поведение на "улице" - такое, которое не заставляет окружающих тратиться ни на защиту субъекта, ни на защиту от него. При этом ненормальное поведение, вынуждающее окружающих на траты, может быть либо намеренным, либо непроизвольным.

Героизм - это один из четырёх случаев ненормального поведения, поведение вида "ненамеренная/неосознаваемая опасность для окружающих" ("за руку схватит - рука вон"), культивируемое/реализованное в таких обстоятельствах, что его результаты выгодны для "улицы".

Я искренне сомневаюсь, что Вы захотите ехать в одном автобусе с человеком, который здесь-и-сейчас пребывает точно в таком же состоянии, что и условный панфиловец, некогда ринувшийся с гранатой на танк.

2. Если общество вынуждено как-то относиться к героизму своих членов и проявлять это отношение в публичном сообщении (искусстве в том числе), то целями такого отношения будут

- предупреждение героического поведения "в мирное время";
- обезвреживание героического поведения "в мирное время";
- сохранение понятия о героическом поведении в таком виде, чтобы его можно активировать "в военное время" максимально быстро и дёшево. Без панфиловцев в истории никак.

Под "мирным временем" здесь понимается время отсутствия угроз масштаба общества или таких угроз, которые технически легко могут быть перенесены на каждого члена общества. "Военное время" - наоборот, отсутствие "мирного".

3. Отсюда подход к героизму в публичном сообщении будет примерно таков.

Героями мы все восхищаемся. Однако они

а) уже умерли или во всяком случае перестали быть героями;
б) проявляют свой героизм в окружении, совершенно не похожем на твоё (изначально не похожем или теряющим схожесть в процессе);
в) чрезвычайное поведение героев, "раззудись плечо, размахнись рука", обеспечено чрезвычайными же способностями и/или возможностями, которых у тебя нет и не будет;
г) вышеперечисленное в любых сочетаниях.

Итого, мы (и ты тоже) хотим быть на них похожими, - и это хорошо - но не можем. А когда сможем, то мы тебе свистнем, выдадим гранату и покажем на танк.

4. Очевидно, что "супергерои" злокозненной западной массовой культуры (штатовской в первую очередь) суть в первую очередь отражение пунктов 3б и 3в. Условный же российский (местный) подход в основном завязан на пункты 3а и 3б. Примечание: эпитет "российский" вместо "русского" или "советского" употреблён в первую очередь во избежание свары, что где чьё, и этой свары мне в комментариях не надо.

Так же замечу, что в силу своей большей развитости упомянутая западная массовая культура вполне способна использовать и сочетание пунктов 3а и 3б. Например, алкаш-пилот из "Дня независимости". Я же здесь веду речь именно о "супергероях".

5. Различие сочетаний "3а+3б" и "3б+3в" в том, что из "а+б" следует уговорка "героем здесь и сейчас быть не нужно" (страна не приказала, ага), а из "б+в" - "героем здесь и сейчас быть невозможно" (летать не умеешь).

Получить героя в режиме "а+б" сравнительно просто: достаточно объяснить, что надвигаются кардинальные изменения из пункта "б", и страна приказывает быть героем.

С режимом "б+в" сложнее: здесь дополнительно требуется навязчивая реклама собственного превосходства (технического, политического, разновсякого), дающего будущему герою те самые суперспособности и право косить врагов тысячами миллионов.

Обратная сторона здесь та, что в режиме "а+б" надо постоянно тратиться на предупреждение героизма как чрезвычайного поведения "в мирное время", среди своих и по малозначащему для стороннего наблюдателя поводу. "Я поступил правильно" и "а чего я такого сделал-то" в режиме "а+б" кажутся достаточными оправданиями для очень серьёзных разрушений локального общежития. "Борьба за правду" и т. п..

В режиме "б+в" достаточно предоставить тем, кто фрустрирован невозможностью самому стать героем, всё более навороченные иллюзии соучастия в героическом поведении (фильмы, игры, рекон, косплей) или, если уж совсем всерьёз, то активность, безопасную для общества и опасную для самого участника (см. "рыбари" или просто "адреналин").

6. Вывод: настоящим ответом заокеанским "супергероям" "у нас тут" будут не местные "супергерои", а "катастрофы". Или - да, он: БП, б/п. То есть качественные, продуманные, согласованные с экспертами самых разных научных направлений, хорошо нарисованные, подробно и многосторонне разъяснённые БП - причём такие, на которые можно смотреть, а не только читать про них.

И в порядке этих БП "самые обычные люди"ТМ становятся героями. Как здесь повелось испокон веков.

Любовь-морковь, как же без неё, правильный подбор персонажей для адресных групп, грамотные диалоги (лучше вообще слегка перефразированная классика) и всё такое. Однако оно, повторю, не главное. Главное - многослойный и разносторонний реализм БП. Лучше, чем "там у них", отталкиваться от их уровня. А не выдумывать местных суперменов.

На кой это надо? Ну, во-первых, получим хоть что-то, отличное от унылого подражания. Во-вторых... скажем так, "приручение БП", постановка его на службу обществу - это "у нас тут" отдельная большая тема, и не сказать, чтобы не актуальная. Как и тема суперзлодеев.

Далее можно порассуждать об адресатах таких произведений - а там будут заведомо разные группы. Но это уже подробности, а у меня впереди (Вы не поверите) рабочая неделя.

Так что спасибо за внимание.




Tags: дыбр, кино, культура, общество, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments