?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Это ради мнения, сформированного в недавнем разговоре, но выраженного в нём не так правильно и точно, как мне хотелось бы. Так что под кат, "чтобы было".

Отличительная черта ведьм Плоского мира - интеллектуальная дисциплина. Дело не в том, знают они многое или знают нечто запретное или недоступное другим; дело в том, как они узнают то, что они знают, и как с узнанным обращаются.

Ведьмы присматривают за собственным мышлением. Они не увлекаются и не забывают.

При этом автор считает интеллектуальную дисциплину саму по себе вещью опасной, а точнее, слишком мощной чертой, невыносимой для отдельно взятого человека. Интеллектуальная дисциплина ведёт к асоциализации её обладателя - точнее, обладательницы. В конце этого пути стоит пряничный домик.

Поэтому ведьмы среди себя практикуют принудительную социализацию - и обучение у старших, и жизнеобеспечение через обыденные трудовые навыки. Всё это не уничтожает интеллектуальную дисциплину, но, с одной стороны, отвлекает от неё такими делами, в которых она не нужна, а с другой, позволяет обращаться к ней "в случае чего".

И следствием этой социализации - которая, повторю, на деле есть способ справиться с грозящим сумасшествием - оказывается роль ведьм в обществе: они как раз и отличают "случаи чего", используют собственную интеллектуальную дисциплину для уменьшения двусмысленности, расплывчатости, амбивалентности в окружающем социуме. Они определяют и решают.

Надо понимать, что появляются как продукт взаимодействия существующего общества со вмещающим его ландшафтом - то есть даже если ведьмовского сообщества не будет, ведьма среди людей (что на Плоском мире, что в местной средневековой деревне) всё равно появится. Людям ещё до всяких государств и сложных производств понадобится носитель высокой интеллектуальной дисциплины, и они сколь угодно неуклюже будут его появление и формирование поощрять.

Понадобится он, кстати, для сопровождения "общественной памяти", то есть его задачей станет узнавать о неявных, но чувствительных перипетиях в местном социуме и правильно распоряжаться этой информацией, не увлекаясь и не забывая. Дом на отшибе и медицинские услуги - решение, близкое к оптимальному, но вовсе не обязательное.

О подражании ведьмам я говорить не стану.

А ведьмовское сообщество Плоского мира нужно для того, чтобы ведьма понимала, что она ведьма, и примерно представляла себе, что именно она делает. Делать-то это она всё равно станет.

О волшебниках Плоского мира как-нибудь потом, но у них ситуация обратная. Если прэтчеттовская ведьма есть потенциальный суверен территории, намеренно отказывающийся от этого статуса, то прэтчеттовский же волшебник (точнее, Университет) - это состоявшийся суверен территории, отвлечённый и отученный от этого статуса вкусной едой и внутренними интригами (однако может и вспомнить кое-что, см. "Sourcery").

Да, и в заключение. Почему мне эта тема вообще интересна. В "The Wee Free Men" юную ведьму Тиффани Эйкинг заносит в страну эльфов, паразитный мир. Автор, описывая тамошний ландшафт, выражается примерно так (перевод мой, навскидку):

"И вещи были... не закончены. Например, деревья в лесу, к которым они направлялись. Дерево есть дерево, думала она. Что вблизи, что вдали, оно дерево. У него кора, ветви и корни. И ты знаешь, что они здесь, даже если дерево так далеко, что выглядит кляксой.

Деревья здесь, однако, были другими. У неё было сильное чувство, что они и были кляксами, и отращивали корни и ветви и другие детали, когда она подходила ближе, будто они думали "Быстрее, кто-то идёт! Смотрись настоящим!"

Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул."

"Клякса" там, кстати, blob, ЕВПОЧЯ.

Потому среди прочих я и ставлю теги "игры" и "футуризм".

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 18 — добавить )
tau_schmau
11 мар, 2017 14:50 (UTC)
Очень интересный анализ. Прекрасно, когда кто-то за тебя формулирует то, о чем ты лениво думал, да, но, по правде сказать, ленился больше, чем думал. В ведьмы собираетесь податься? :)
hoholusa
11 мар, 2017 15:50 (UTC)
В самой последней, незаконченой книге один мальчик стал ведьмой
17ur
11 мар, 2017 18:41 (UTC)

Я сейчас хочу весь цикл о Тиффани перечитать.
hoholusa
11 мар, 2017 18:55 (UTC)
Наверное, самое недооценённое ответвление серии...
tau_schmau
12 мар, 2017 15:21 (UTC)
Это какой-такой книге?
hoholusa
12 мар, 2017 15:36 (UTC)
Корона Пастуха
tau_schmau
12 мар, 2017 15:39 (UTC)
Эмс... Что-то знакомое... Это, что ли, получается, пятая книга про Тифани?
hoholusa
12 мар, 2017 15:44 (UTC)
Про неё, про матушку, про аркканцлера...
17ur
11 мар, 2017 18:42 (UTC)

У волшебников лучше.
hoholusa
11 мар, 2017 15:58 (UTC)
Атланты держат небо на каменных руках...

Последствия генетического эксперимента - некая связка рецессивных генов, в которой интеллектуальная дисциплина связана с сумасшествием.
17ur
11 мар, 2017 18:43 (UTC)

Прэтчетт это всё же объясняет сознанием собственного превосходства над остальным деревенским населением.
hoholusa
11 мар, 2017 18:50 (UTC)
При этом, там определённо есть некая "эссенция ведьмовости". Если не родилась ведьмой, то никак ведьмой не станешь. А если уж родилась - хочешь быть ведьмой или не хочешь, всё равно должна выполнять некий комплекс действий, чтоб оставаться в своём уме.
rdia
11 мар, 2017 16:21 (UTC)
> Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул.

Кстати, это же современная компьютерная игра с открытым миром!!!
17ur
11 мар, 2017 18:36 (UTC)

Там рассуждения автора вполне могут быть транслированы во взгляд на проблемы виртуальной реальности НЕ в борозде "Матрицы".
(Анонимно)
11 мар, 2017 16:33 (UTC)
"Дом на отшибе и медицинские услуги - решение, близкое к оптимальному, но вовсе не обязательное."

Мне пратчеттовские ведьмы напомнили о другом персонаже аглицкой же литературы - мисс Марпл, схожее от них впечатление.

Всего доброго и спасибо.
17ur
11 мар, 2017 18:40 (UTC)

Так мисс Марпл выполняет те же функции, публикует информацию о приватных разборках - только её работа заужена, она преступников сдаёт полиции, и всё, а это не единственный вариант распоряжения информацией.
foxhound_lj
11 мар, 2017 16:42 (UTC)
>Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул.

"Пользователь может играть лесными эльфами, охраной дворца и злодеем. И если пользователь играет эльфами то эльфы в лесу, домики деревяные набигают солдаты дворца и злодеи. Можно грабить корованы... И эльфу раз лесные то сделать так что там густой лес... А движок можно поставить так что вдали деревья картинкой, когда подходиш они преобразовываются в 3-хмерные деревья."
(ц)
17ur
11 мар, 2017 18:38 (UTC)

В книге есть рассуждение и о том, почему в Фэйрилэнде всё время снег, и эпизод, где героиня снимает с дерева кору, а там пустота... вообще, очень такие жирные указатели на то, о чём на самом деле книга.
( Всего-то 18 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger