?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Это ради мнения, сформированного в недавнем разговоре, но выраженного в нём не так правильно и точно, как мне хотелось бы. Так что под кат, "чтобы было".

Отличительная черта ведьм Плоского мира - интеллектуальная дисциплина. Дело не в том, знают они многое или знают нечто запретное или недоступное другим; дело в том, как они узнают то, что они знают, и как с узнанным обращаются.

Ведьмы присматривают за собственным мышлением. Они не увлекаются и не забывают.

При этом автор считает интеллектуальную дисциплину саму по себе вещью опасной, а точнее, слишком мощной чертой, невыносимой для отдельно взятого человека. Интеллектуальная дисциплина ведёт к асоциализации её обладателя - точнее, обладательницы. В конце этого пути стоит пряничный домик.

Поэтому ведьмы среди себя практикуют принудительную социализацию - и обучение у старших, и жизнеобеспечение через обыденные трудовые навыки. Всё это не уничтожает интеллектуальную дисциплину, но, с одной стороны, отвлекает от неё такими делами, в которых она не нужна, а с другой, позволяет обращаться к ней "в случае чего".

И следствием этой социализации - которая, повторю, на деле есть способ справиться с грозящим сумасшествием - оказывается роль ведьм в обществе: они как раз и отличают "случаи чего", используют собственную интеллектуальную дисциплину для уменьшения двусмысленности, расплывчатости, амбивалентности в окружающем социуме. Они определяют и решают.

Надо понимать, что появляются как продукт взаимодействия существующего общества со вмещающим его ландшафтом - то есть даже если ведьмовского сообщества не будет, ведьма среди людей (что на Плоском мире, что в местной средневековой деревне) всё равно появится. Людям ещё до всяких государств и сложных производств понадобится носитель высокой интеллектуальной дисциплины, и они сколь угодно неуклюже будут его появление и формирование поощрять.

Понадобится он, кстати, для сопровождения "общественной памяти", то есть его задачей станет узнавать о неявных, но чувствительных перипетиях в местном социуме и правильно распоряжаться этой информацией, не увлекаясь и не забывая. Дом на отшибе и медицинские услуги - решение, близкое к оптимальному, но вовсе не обязательное.

О подражании ведьмам я говорить не стану.

А ведьмовское сообщество Плоского мира нужно для того, чтобы ведьма понимала, что она ведьма, и примерно представляла себе, что именно она делает. Делать-то это она всё равно станет.

О волшебниках Плоского мира как-нибудь потом, но у них ситуация обратная. Если прэтчеттовская ведьма есть потенциальный суверен территории, намеренно отказывающийся от этого статуса, то прэтчеттовский же волшебник (точнее, Университет) - это состоявшийся суверен территории, отвлечённый и отученный от этого статуса вкусной едой и внутренними интригами (однако может и вспомнить кое-что, см. "Sourcery").

Да, и в заключение. Почему мне эта тема вообще интересна. В "The Wee Free Men" юную ведьму Тиффани Эйкинг заносит в страну эльфов, паразитный мир. Автор, описывая тамошний ландшафт, выражается примерно так (перевод мой, навскидку):

"И вещи были... не закончены. Например, деревья в лесу, к которым они направлялись. Дерево есть дерево, думала она. Что вблизи, что вдали, оно дерево. У него кора, ветви и корни. И ты знаешь, что они здесь, даже если дерево так далеко, что выглядит кляксой.

Деревья здесь, однако, были другими. У неё было сильное чувство, что они и были кляксами, и отращивали корни и ветви и другие детали, когда она подходила ближе, будто они думали "Быстрее, кто-то идёт! Смотрись настоящим!"

Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул."

"Клякса" там, кстати, blob, ЕВПОЧЯ.

Потому среди прочих я и ставлю теги "игры" и "футуризм".

Спасибо за внимание.



Comments

rdia
11 мар, 2017 16:21 (UTC)
> Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул.

Кстати, это же современная компьютерная игра с открытым миром!!!
17ur
11 мар, 2017 18:36 (UTC)

Там рассуждения автора вполне могут быть транслированы во взгляд на проблемы виртуальной реальности НЕ в борозде "Матрицы".

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger