Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О прэтчеттовских ведьмах.

Это ради мнения, сформированного в недавнем разговоре, но выраженного в нём не так правильно и точно, как мне хотелось бы. Так что под кат, "чтобы было".

Отличительная черта ведьм Плоского мира - интеллектуальная дисциплина. Дело не в том, знают они многое или знают нечто запретное или недоступное другим; дело в том, как они узнают то, что они знают, и как с узнанным обращаются.

Ведьмы присматривают за собственным мышлением. Они не увлекаются и не забывают.

При этом автор считает интеллектуальную дисциплину саму по себе вещью опасной, а точнее, слишком мощной чертой, невыносимой для отдельно взятого человека. Интеллектуальная дисциплина ведёт к асоциализации её обладателя - точнее, обладательницы. В конце этого пути стоит пряничный домик.

Поэтому ведьмы среди себя практикуют принудительную социализацию - и обучение у старших, и жизнеобеспечение через обыденные трудовые навыки. Всё это не уничтожает интеллектуальную дисциплину, но, с одной стороны, отвлекает от неё такими делами, в которых она не нужна, а с другой, позволяет обращаться к ней "в случае чего".

И следствием этой социализации - которая, повторю, на деле есть способ справиться с грозящим сумасшествием - оказывается роль ведьм в обществе: они как раз и отличают "случаи чего", используют собственную интеллектуальную дисциплину для уменьшения двусмысленности, расплывчатости, амбивалентности в окружающем социуме. Они определяют и решают.

Надо понимать, что появляются как продукт взаимодействия существующего общества со вмещающим его ландшафтом - то есть даже если ведьмовского сообщества не будет, ведьма среди людей (что на Плоском мире, что в местной средневековой деревне) всё равно появится. Людям ещё до всяких государств и сложных производств понадобится носитель высокой интеллектуальной дисциплины, и они сколь угодно неуклюже будут его появление и формирование поощрять.

Понадобится он, кстати, для сопровождения "общественной памяти", то есть его задачей станет узнавать о неявных, но чувствительных перипетиях в местном социуме и правильно распоряжаться этой информацией, не увлекаясь и не забывая. Дом на отшибе и медицинские услуги - решение, близкое к оптимальному, но вовсе не обязательное.

О подражании ведьмам я говорить не стану.

А ведьмовское сообщество Плоского мира нужно для того, чтобы ведьма понимала, что она ведьма, и примерно представляла себе, что именно она делает. Делать-то это она всё равно станет.

О волшебниках Плоского мира как-нибудь потом, но у них ситуация обратная. Если прэтчеттовская ведьма есть потенциальный суверен территории, намеренно отказывающийся от этого статуса, то прэтчеттовский же волшебник (точнее, Университет) - это состоявшийся суверен территории, отвлечённый и отученный от этого статуса вкусной едой и внутренними интригами (однако может и вспомнить кое-что, см. "Sourcery").

Да, и в заключение. Почему мне эта тема вообще интересна. В "The Wee Free Men" юную ведьму Тиффани Эйкинг заносит в страну эльфов, паразитный мир. Автор, описывая тамошний ландшафт, выражается примерно так (перевод мой, навскидку):

"И вещи были... не закончены. Например, деревья в лесу, к которым они направлялись. Дерево есть дерево, думала она. Что вблизи, что вдали, оно дерево. У него кора, ветви и корни. И ты знаешь, что они здесь, даже если дерево так далеко, что выглядит кляксой.

Деревья здесь, однако, были другими. У неё было сильное чувство, что они и были кляксами, и отращивали корни и ветви и другие детали, когда она подходила ближе, будто они думали "Быстрее, кто-то идёт! Смотрись настоящим!"

Это было как попасть в рисунок, где художник не заботился вещами на расстоянии, но живо прибавлял реализма, куда бы ты ни глянул."

"Клякса" там, кстати, blob, ЕВПОЧЯ.

Потому среди прочих я и ставлю теги "игры" и "футуризм".

Спасибо за внимание.



Tags: дыбр, игры, литература, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments