?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

К понятию выруси.

Одной из основных побудительных причин для написания текста "Моё понимание нации" стало моё же отвращение к некоему подвиду риторических упражнений на национальные темы.

Подвид этот исчерпывается тем, что говорящий дарует слушателю принадлежность к народу (или отказывает в ней) на основании религиозных или политических убеждений слушателя. То есть провозглашает, например, русских религиозной или политической организацией и предлагает отличать их не по особенностям поведения, а по набору отчуждаемых меток, совпадающему или не совпадающему с символикой оратора.

Мнится мне, что говорящий так играет в две руки с теми, кто заменяет "русских" на "жителей России". Расчищает место для этих "жителей", загоняя "русских" в свой собственный уголок.

О, конечно, тут полный простор для семантических игр. "Когда я утверждал, что русский не может быть анархо-синдикалистом, я не имел в виду (три страницы с отсылками к Бакунину), я имел в виду (четыре страницы с описанием собственных кошмаров), а ещё у него две головы".

Правда, я в эти игры играть в режиме PvP отказываюсь, ибо слова умника станет повторять дурак, и дурак сразу начнёт распределять русских и нерусских по цвету знамени, не отвлекаясь на поиск в словаре слова "семантика".

Потому я и сел, и накатал ссыльнутую выше простыню про то, что нация - это "общество-в-присутствии-народа"; что это решение по сопряжению процессов медленного времени (времени смены поколений) и процессов быстрого времени (времени выпусков новостей).

Так что "наложение ограничений из быстрого на медленное", "суждения о медленном по быстрому" суть не участие в национальной жизни, а форма отказа от него, отказа народу в присутствии.

Ради проверки: террористы, взрывающиеся в метро или устраивающие пальбу в приёмной ФСБ, могут противопоставить себя этими деяниями обществу, но никак не исключают себя этим из народа, во имя чего бы они ни выкобенивались. Слишком быстро всё происходит. Не могу я их исключить из киргизов, арабов или русских. Если честно.

Своя компания, свой клуб, своя тусовка, своя политическая группировка, свой рабочий коллектив - дело вовсе не предосудительное. Однако возводить их в звание народа? Ради принадлежности к тому, что было создано в лучшем случае десять лет назад и вряд ли протянет ещё десять, отказываться от осознания себя частью целого, которому сотни и сотни лет, и которое не придумано, но получилось и произошло?..

Увольте, не по мне.

Что с такой точки зрения я могу сказать о "выруси"? Для начала, что я был и остаюсь восхищён концепцией и считаю, что её важность c необходимостью трудно переоценить.

Вы, наверное, помните старый и не слишком смешной анекдот о бомже, которого достала жизнь. Вот он приходит вешаться в общественный сортир. Находит на подоконнике недопитую чекушку и окурок, выпивает, закуривает и отказывается от самоубийства, сообщая: "А жизнь-то налаживается".

Это сюжет, говорящий о том, как быстрая выгода отменяет медленные неприятности.

Очевидно, что существует и обратный ему сюжет, в котором малозаметные и, вероятно, убогие, зато постоянно присутствующие удовольствия медленной жизни со временем превозмогают случившуюся катастрофу.

Рискну утверждать, что осознание истории России в этом сюжете - медленное преодоление быстрой катастрофы - есть то, что объединяет людей очень разных убеждений в ту самую "вату". Признание некоторых событий "ужас-ужас-ужасом" и констатация постепенной отмены последствий этого ужаса, нового освоения жизни в стране.

Ввяжись я в идиотский конкурс на кратчайшую формулировку русской идеи, я бы отстаивал вариант "лучше, конечно, помучиться".

"Ужас-ужас-ужас" у людей разных убеждений тоже разный, а дискуссии на исторические темы сводятся к тому, что ужасом назвать и кого в нём обвинить. Частные события и масштабные тенденции, знаменующие истощение ужаса и возвращение обыденной жизни, тем более различны. Однако сам сюжет один и тот же.

Этот сюжет, как и многие другие сюжеты, среди прочих ролей требует роль "того, кто намеренно поступает неправильно", роль негодяя и подлеца. Это может быть актуальная биография, может быть литературный образ, а может быть и вовсе условность, декорация, кодекс "чего не надо делать".

В данном случае - это роль человека, который намеренно и осознанно отказывается от настоящей или будущей принадлежности к [русскому] народу ради успеха в обществе, от места в смене поколений ради места в выпусках новостей. Роль выруси; и рефлексия этой роли помогает русскому оставаться русским.

Отдельной строкой я позволю себе повторить и подчеркнуть: 'это роль человека, который намеренно и осознанно отказывается... Намеренно и осознанно.

Тех, кто возводит согласных с собой в "настоящие русские", отказывая в этом звании всем остальным, я считаю всего лишь совершающими ошибку, но не вырусью.

Я думаю, что сами-то они парят душой, ощущают себя стукнутыми ньютоновым яблоком по макушке.

Мол, нашли единственно правильные слова, знаки и цвета знамён, которые позволят с великолепным громокипением назваться русским один-единственный раз, - и всё, и хватит! - вместо того, чтоб оставаться русским каждый день и час до самой смерти. А то это долго-онько, да и жесты, создающее такое бытие, потребны какие-то скучные, утомительные и незаметные. Беспонтовые.

Вырусь поступает несколько иначе. Вырусь ищет возможности конвертировать свой отказ от русского народа*, от своего участия в медленных делах в свой бесспорный успех в делах быстрых. Речь идёт об успехе на этом свете, а не о билете к семидесяти двум гуриям. И речь идёт об успехе в обществе, существующем здесь и сейчас. В крайнем случае, сейчас и на этой планете.

* - я говорю и об отказе от актуальной принадлежности к русским, и об отказе от идущей естественным порядком ассимиляции. Ещё раз подчеркну: намеренном и осознанном отказе.

Очевидным и самым распространённым способом действительного, имеющего ощутимые другими людьми последствия отказа отдельно взятого человека от медленных дел станет затруднение коммуникации между устойчивыми и медленными группами, слоями и классами в обществе; уменьшение доверия между ними, увеличение непонимания.

Хотите пример, выдуманный не отходя от дивана? Извольте. Вот мужчины, вот женщины. Одной из фундаментальных особенностей народа не может быть не признана сумма особенностей коммуникации между мужчинами и женщинами в обществе, разве нет? Именно эта коммуникация ведёт к тому, что дети получаются (по крайней мере, мне так рассказывали), и новые поколения наследуют прежним.

Вот модельер и те, кто его раскручивает, а вот вам его творения: одежда, на которую без отвращения не взглянешь.

Вот режиссёр, снимающий фильмы "про любовь", которые на кассе не отбиваются, а будучи показанными по ящику, прямо конфликтуют с тем, чему в семье учили, причём учили и в общих разговорах, и в разговорах папы с сыном.

Вот вам навязывание медиа таких запросов по ожиданиям мужчины от женщины и женщины от мужчины, что они не выполняются в 99,(9)% случаев, и "осадок остаётся".

Вот вам такие решения по организации уличной жизни, что с бабой красиво поговорить просто негде; надеюсь, читатель знает, что красивые слова красивы только в подходящих декорациях. И так далее.

А теперь представим себе, что это делается намеренно, ради денег и успеха тех, кто делает. Не ради денег и успеха как долговременной идеи, "состояться как личность", а именно что "тонна кэша и минута аплодисментов в ток-шоу". Вот тогда те, кто делает, и есть вырусь. А как она собирается тратить этот кэш, неинтересно.

Как правило, вырусь оказывается наймитом, то есть отказ от медленных русских дел ей возмещают со стороны. Мучающиеся русские прямо своих мучений обычно не оплачивают, даже если по каким-то своим убеждениям их одобряют.

Более того, сами возможности для того, чтобы этот отказ повредил русским вообще, выруси тоже создают посторонними усилиями.

Хотите невыдуманный пример? Большой хотите? Вновь извольте. Вышиванки, прыжки, мова, никому не учить Пушкина в школах, чтобы безвиз и чуть-чуть евро мне, коханому.

Да, это вырусь мелкая, на которую тапка жалко, зато она типична и, главное, понятна. Её черты не грех и в зеркале поискать - если что, это сказано и про себя в порядке самокритики. В безгрешные пророки не лезу.

Ладно, я тут уже наговорил на 282-ю при минимальной фантазии доносчика, так что прекращаю дозволенные речи.

Ах, да.

Дорогой читатель. У Вас есть свои представления об исторических событиях, - и тех катастрофах, что накрывали Россию и русских.

У Вас есть свои предпочтения в тех раскладах и стрельбах, начинающиеся с того, что вообще считать катастрофами, а что нет.

И у Вас сейчас есть желание воскликнуть "ага!" и, указав на мои косноязычные рассуждения, с самой малой долей невнимательности к ним заклеймить "вырусью" всех тех, кто Ваши предпочтения не разделяет.

Я понимаю Ваше желание. Однако мой текст написан именно потому, что я так же понимаю: выруси не так уж много и никогда не было много, и её нельзя гарантированно отличить по внешним меткам, ибо эффект её деятельности во многом обусловлен нерассуждающим согласием с её деяниями или бездумным подражанием им.

И это беда некоторого числа русских людей, а не вина их.

Вообще мой текст написан за-ради терпимости, гражданского мира и национального строительства. И ради упражнения в семантических играх, как же без них.

Можете мне не верить, но честное пионерское и салют Мальчишу.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 39 — добавить )
alamar
28 апр, 2017 13:52 (UTC)
> Рискну утверждать, что осознание истории России в этом сюжете - медленное преодоление быстрой катастрофы - есть то, что объединяет людей очень разных убеждений в ту самую "вату".

Однако есть у "ваты" две проблемы.

Первое - нежелание признать, что катастрофа была неизбежна до 1991 (для "продвинутой" ваты - что и до 1917).

Второе - нежелание признать, что катастрофа, по сути, продолжается, и на фоне немудрёных радостей надо из порочного круга-то как-то вырываться.
17ur
28 апр, 2017 14:00 (UTC)

Стоп. Вы считаете, что катастрофа есть процесс медленный и всё такое. Простите, а обосновать, почему?

Видите ли, "красный" Вам расскажет про аграрное перенаселение, "демократ" - про неспособность советской власти справиться с нарастающей сложностью индустриального производства масштабов страны.

Однако как Вы планируете загнать это всё в единую дробь, в нечто, что длится веками?
(без темы) - alamar - 28 апр, 2017 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 28 апр, 2017 23:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alamar - 29 апр, 2017 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 29 апр, 2017 18:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alamar - 29 апр, 2017 20:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 30 апр, 2017 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alamar - 30 апр, 2017 13:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - merk7 - 30 апр, 2017 14:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alamar - 30 апр, 2017 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 29 апр, 2017 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alamar - 29 апр, 2017 18:48 (UTC) - Развернуть
eednew
28 апр, 2017 14:45 (UTC)
Только без "ужас-ужас-ужаса".

Тут подход не оценочный, а чисто инструментальный, в духе "моя корова, что хочу, то и делаю".

"Моя революция, что хочу, то и делаю. Моя ВОВ, что хочу то и делаю. Вас с вашими ужас-ужасами рядом не стояло".
17ur
29 апр, 2017 07:20 (UTC)

Это собственность, право распоряжения, в которое входит и оценка.
(без темы) - eednew - 29 апр, 2017 08:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 29 апр, 2017 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eednew - 29 апр, 2017 13:18 (UTC) - Развернуть
de_nada
28 апр, 2017 14:59 (UTC)
Гм-ммм....


>А теперь представим себе, что это делается намеренно, ради денег и успеха тех, кто делает.

Не умаляя всех достоинств всего поста: эта фраза - один из краеугольных камней его (и всей текущей действительности).

Всяк "деятель" ныне деяния свои ограничивает ближней перспективой и ближней же выгодой: урвать по-быстрому и спрятать/сбежать.
"В длинную" играть перестали.

С уважением.

17ur
29 апр, 2017 07:24 (UTC)
Re: Гм-ммм....

Всякий общественный деятель всегда действует "вбыструю" - и, думаю, большинство из них как минимум *учитывает* вариант чемодан-самолёт, даже не собираясь ему следовать.

Разница в том, признаёт ли деятель в своей деятельности присутствие народа, "медленно движущихся декораций" или нет.

А упрёки в том, что люди измельчали - имхо, вековечный фон, как раз попытка осознания на личном уровне медленных процессов, запрос на сравнение поколений и понимание их смены. Как-то так.
modo_
28 апр, 2017 16:17 (UTC)
Не рассмотрен гораздо более простой вариант.

Отказ от русскости не потому, что это гарантирует какой-то там "успех". Но отказ от русскости потому, что это... хлопотно. Рассмотрение русскости как чемодана без ручки, который партиоты тащат в ходе суммы "скучных, утомительных и незаметных" шажков с чемоданом. Лишение предыдущих поколений совещательного голоса. И так далее, и тому подобное.
17ur
29 апр, 2017 07:17 (UTC)

Так движение-то - оно всегда к успеху, к некоторой цели. Чемодан мешает именно что дорваться до чего-то быстро.
(без темы) - modo_ - 29 апр, 2017 08:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 29 апр, 2017 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 30 апр, 2017 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - modo_ - 30 апр, 2017 19:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 30 апр, 2017 19:52 (UTC) - Развернуть
helgimat
28 апр, 2017 20:04 (UTC)
Коль просили - извольте.
Это публицистика?
Тогда, ну, пусть эпатажно, многословно и многоярусно,- сойдет. Типа, "вот такой стиль у меня". Ну, для какбэ расшевелить _этих_тупых_вот_всех_.
Претензия на поиск истины?
Тут, честно говоря, хорошо бы сначала самому разобраться, чонить выкристаллизовать. А не только обозначить своё "плавали, знаем".
А этого нету. Вода во облацех.
Дискуссия? Вообще ни о чем?
Похоже, да. Писано много.
Мужайтесь, что когда года через три перечитаете - улыбнетесь.
Уверяю Вас.
Извините, если что не так.
17ur
29 апр, 2017 06:50 (UTC)

1. Это не публицистика вообще. Это мой блог. Место, где я в том числе разговариваю сам с собой.

2. Я не знаю, что такое истина. Ни в своём понимании, ни тем более в Вашем. Я не могу искать того, не знаю что.

3. Дискуссия может быть долгой, не минуты на телеэкране. Этот пост может быть вызван воспоминанием о прочитанном десять лет назад, и есть некая вероятность, что его прочтут через десять лет как аргумент. Я не тороплюсь.

4. Перед уверениями посмотрите, пожалуйста, сколько лет этому журналу.
(без темы) - helgimat - 29 апр, 2017 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 30 апр, 2017 05:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - helgimat - 30 апр, 2017 13:53 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
29 апр, 2017 01:27 (UTC)
вы, русские, через собственные проекции не в состоянии рассмотреть иные, абсолютно нематериальные выгоды отказа от русскости, все вам мифический длинный доллар глаза застит. но раз уж вам это достоверно известно - сообщите мне, где я могу получить свою тонну кэша, чтобы навсегда вас оставить, и нам обоим (мне и вашей многострадальной родине) от этого станет немного лучше.

я дам вам шанс и озвучу действительно важные причины, по которым мы это делаем, а там уж как пожелаете.
1. патч критической уязвимости, через которую любая мразь может без особых усилий манипулировать русней через идентичность, чувство вины и т.д.:
- Вы же русский человек? Вы же не желаете Росси зла?
- Нет, не русский и да, желаю. Забей себе в очко свои подходцы, русятина поганая.
2. отсутствие персонального чувства вины и стыда за ваше коллективное ублюдское идиотство. творите что угодно, хоть фальшивых вытиранов штампуйте, хоть сталагмиты выращивайте, хоть овощи давите, хоть на бутылке гарцуйте, хоть своих орочьих младенцев расчленяйте. плевать. к людям только не лезьте, этого будет достаточно.
3. культурка ваша, в каждом своем проявлении - мерзость, это без упоминания кадавров, которые в ней самозарождаются. морок, гипнотический туман, инструмент кретинизации. даже язык - дрянь. ноль информации, максимум экспрессии, он просто непригоден для решения задач, он для того, чтобы пьяные сопли пускать, говном швыряться и амок распалять.

а теперь небольшое упражнение: перечитывайте это столько раз, сколько потребуется, чтобы моча перестала вскипать и приливать к голове, как всякий раз происходит в случае РЛО (то есть - когда русский слышит о себе правду). единственный способ это сделать - выделить личность из идентичности. "вот я, а русские - вон они, ну и гадость же!" получилось? поздравляю, вы в шаге от того, чтобы стать вырусью и вчеловеком. желаю скорейшего выздоровления.
17ur
29 апр, 2017 07:13 (UTC)

Я не могу сообщить этого Вам, однако высказанного в головном тексте достаточно, чтобы указать на актуальную вырусь, у которой Вы можете поинтересоваться, как лучше всего следовать этой жизненной стратегии.

Очень хорошо, что Вы именуете себя "мы", с личностью мне было бы сложнее спорить.

Теперь о причинах, высказанных Вами.

1. Таких критических уязвимостей много, их культивируют обыденным порядком все, у кого есть такая возможность. Будете желать России зла, через некоторое время не будете желать зла, скажем, Канаде. С соответствующими ограничениями в поведении.

Надеюсь, что на анальные метафоры Вас понесло в силу поверхностных, легко преодолимых причин.

2. Присутствие личного чувства вины за то, чего сам не делал - это проблема личная. Сводится к соревнованию рекламных агентств - "чьи действия мы громче объявим мерзостью". Наплевательство на усилия этих агентств освобождает, не порождая новых зависимостей.

Отмечу, что Вашу зависимость Вы пытаетесь оправдать, отказывая русским в принадлежности к виду хомо сапиенс. Это в принципе обессмысливает разговор с Вами, начиная с Ваших собственных усилий по его ведению.

Проще говоря, Вы занимаетесь делом, которое сами же заранее признали бесполезным. Я бы назвал это признаком человека со слабой способностью к планированию собственных действий. Проще говоря, неудачника. Это объясняет просьбу о деньгах в начале Вашего комментария.

3. Русской культуры оказалось достаточно, чтобы обеспечить место России в мире, сравнимое с местом, скажем, Германии и несравнимое с местом, скажем, Сомали. Эта проверка опровергает Ваши уверения (высказанные, я помню, от имени неких "мы") во всей их огульности ("решения задач").

Перечитывать Ваш комментарий я не намерен. Свой ответ я написал не для Вас, а для развлечения читателей этого блога, ибо, повторю, общение с тем, кто отказывает собеседнику в принадлежности к тому же биологическому виду, есть дело бессмысленное.

Могу лишь пожелать Вам множество раз вспомнить и повторить слово "русский", когда у Вас случатся неприятности со здоровьем, семьёй или работой. Надеюсь, что сильные чувства в сочетании с Вашей неспособностью к рефлексии собственных воззрений эти неприятности только усугубят.
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2017 11:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 29 апр, 2017 12:31 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
30 апр, 2017 21:19 (UTC)
"Это сюжет, говорящий о том, как быстрая выгода отменяет медленные неприятности."

Чой-та мой личный опыт наблюдений за собой и другими говорит, что быстрой выгоде ни в жисть не одолеть медленных неприятностей.)

Это единственное, чему я нашел возразить.

Всего доброго и спасибо.

zlaya_harya
13 май, 2017 23:09 (UTC)
чому русских нациков бомбит от хохлив, как мусульман от евреев? чому их надо обезательно заставлять быть русскими?
3aenjlo
15 июн, 2017 14:04 (UTC)
За определения
Тут вот такие вопросики возникли:
1 - "отказ другим в сохранении принадлежности к [русскому] народу", совершаемый "с позиции силы", т.е. при обладании каким-то (финансовым, юридическим) преимуществом vs "отказ от [собственной] принадлежности к (русскому) народу", определённый в посте как признак выруси, - насколько схожи/различны, или вообще равны, или первоё всего лишь ещё один из вариантов "совершаемых ошибок"?
2 - можно ли приравнять стремление не к "тоннам кеша", но просто к "успеху в делах быстрых" вообще, и стремление к сохранению существующего уровня благ, т.е избежание реального или мнимого его снижения?

Вопросы эти возникли в связи с недавним кратким всплеском обсуждения прав и возможностей русских из бСССР возвращаться в Россию. НЯП где-то в одно время с предложенными (и зарубленными) инициативами был проведён какой-то опрос, показавший, что "против вообще" что-то вроде 60+%, и ЕМНИП 20+% за ужесточение соответствующих НПА. Не знаю уж, насколько он был подправлен, но, натыкаясь на брызги в Сети, думаю, что ненамного. Обобщённо упомянутые брызги можно разделить на два запаха две основных группы - "нефиг было раньше тормозить" (когда у нас тут херово было, вы там сидели) и "нех нас объедать" (нагружать социалку, занимать рабочие места и т.д.). Вопросы выше как раз о второй группе, первую до сих пор не знаю, как определить.

Edited at 2017-06-15 14:07 (UTC)
( Всего-то 39 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger