?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Вспомнился рассказ... именно рассказ, не автор и не название: кто вспомнит, в комментарии.

Поселковая ребятня страдает от приезжего городского мальчишки малость постарше - постарше на ту самую критическую малость, когда понтами меряться никак. Находят выход: у одного из поселковых ребят близкий родственник - здоровенный идиот, уже совершеннолетний, имей совершеннолетие в его случае смысл. Натравливают. И вот этот облом самого неухоженного вида трясёт бледного от ужаса городского, пуская слюни и приговаривая: "я дебил, я тебя убью, мне ничего не будет". Поселковые на это смотрят, и вместо чувства триумфа им нехорошо. Не в том смысле, что сейчас и в самом деле будет что-то для милиции, а по-другому нехорошо. Эк-зи-стен-ци-аль-но. Мол, нельзя так.

Так вот, сырьё для того, что называется "героизм" - это именно такая боевая обезьяна, которую напускают на соседнее племя. Недочеловек в буквальном смысле этого слова, без идеологической нагрузки. Крайне эффективное тактическое решение, от которого "чужим" плохо в смысле прокушенных глоток и вырванных позвоночников, а "своих" мутит от самой идеи. Которая, повторю, тактически эффективна, и отказываться от неё глупо.

Позвольте, вскричит читатель, все же знают, что героизм - это сверхусилие полубога. Ведь к героевой мамашке Зевс захаживал так, что золото сияет. Ведь перед героем пылкают огнём такие чудища, от одного вида которых обычный человек двигает кони. Да, потом герой со своими делами оставляет фокус обывательского внимания в пользу биржевых сводок и прогноза погоды (хотя что Зевс, что планета Криптон...), однако в сторонних метафорах герой по-прежнему прекрасно себя чувствует. Вон, до сих пор люди борются с "гидрой" чего-нибудь нехорошего; "героически" борются, хотя гидра уже не Лернейская.

"Все же знают". Вот это "все же знают" двумя абзацами выше и есть одна из тех вещей, за которые надо платить деньги "культурному сообществу". За возгонку, перегонку, дистилляцию боевой обезьяны в полубога. За сопутствующее задание общепринятого понятия "подвига", за работу над публичным отличием "усилия" от "сверхусилия", за обоснование приемлемой степени чуждости героя обществу...

Короче, за то, чтобы выходки боевой обезьяны, если надо, мог бы повторить распоследний профессор, оставаясь при этом профессором - а значит, повторенные выходки получились бы ещё страшнее для врага и не так угнетали своих. Как оно там в "Дежа-вю"? "Вот, их профессура готова к труду и обороне!" - ой, смифно.

И это, родные мои, и есть один из критериев оценки культур-мультурного сообщества страны, всяких там режиссёров и писателей. Вместо "души прекрасных порывов", "неисповедимого вдохновения" и "авторов, сурово критикующих самые страшные язвы нашего общества и особо мерзкие черты тутошнего народа на казённые деньги с очаровательными натурными съёмками за рубежом".

Исходник: селюк со словарным запасом в полсотни слов не сообразил испугаться прокрутившегося над его окопом T-II и сжёг его бутылкой КС. Итог, за который надо платить из налогов: ходящий по воде эльф, цитируя Аристотеля*, голыми руками разрывает гусеницу бронированному чудовищу о пятнадцати башнях и ста сорока свастиках. Фамилия и черты лица у персонажа те же самые, чтобы потомки гордились до конца времён, потому как за сам героизм тоже надо платить.

* - всем понятно, что поминание "Семи самураев" и "Великолепной семёрки" в "Двадцати восьми панфиловцах" я приветствовал овацией?

Вот оно должно быть нормой, нулевым уровнем, от которого отталкиваются, причём вверх. "Культурное сообщество" может быть рукопожатным до посинения рук и всего остального, такое не кодифицируемо. А то, что сказано выше, "дело превознесения боевой обезьяны", вполне может быть посчитано и оплачено. Или не оплачено в силу отсутствия результата.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да. Я вообще думаю, что "героизм" для русских - штука такая, наносная, адаптация концепции, рождённой в других местах и для других условий. У нас это: поднявшись из родной земли без всяких богов, один против тысячной орды без различия усилия и сверхусилия, потому что они либо пройдут через тебя к твоим родным, либо нет... В общем, европейский героизм для нас, "меч из камня" - розочка на торте, очень хорошая и вкусная, но отнюдь не необходимая. Впрочем, об этом как-нибудь потом.

Comments

( Всего-то 50 — добавить )
guamoco
13 май, 2017 11:27 (UTC)
Витиевато. Обычно оформившаяся мысль выражается куда короче и яснее.
При чтении возникает ассоциация с быстрым-быстрым движением наперстков по доске.
17ur
13 май, 2017 11:32 (UTC)
А здесь не одна мысль.

Ну развёл бы я это на два поста.

Первый - о героизме как социальном явлении, эффективном расходовании безтормозного соплеменника.

Второй - о разъяснении этого расходования для оставшихся в живых тормозных на долгое время.

Легче бы стало?
(без темы) - 17ur - 13 май, 2017 16:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sverhkabzdets - 13 май, 2017 17:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 13 май, 2017 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sverhkabzdets - 13 май, 2017 19:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 13 май, 2017 22:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sverhkabzdets - 14 май, 2017 07:03 (UTC) - Развернуть
andrey_zorin
13 май, 2017 11:33 (UTC)
У русских - Один в поле не воин и отсутствие единственного числа у будущего времени глагола Победить.
17ur
13 май, 2017 11:46 (UTC)

"В поле". В том самом "линия на линию". НЕТ У НАС ПОЛУБОГОВ, которые в одно рыло против всех, пошли вон.

И не речь не о "победе", а о "выживании" и "защите", потому что кочевников *победить* невозможно. Это даже не логистика, которая кроет тактику-оперативное искусство-стратегию, это экология. И у защиты, и у выживания с будущим временем производных глаголов всё путём.
(без темы) - seregai - 13 май, 2017 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 13 май, 2017 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ixbin - 21 май, 2017 01:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - azesmer - 13 май, 2017 12:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andrey_zorin - 13 май, 2017 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - azesmer - 13 май, 2017 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andrey_zorin - 13 май, 2017 20:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - azesmer - 13 май, 2017 20:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 13 май, 2017 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - azesmer - 13 май, 2017 20:33 (UTC) - Развернуть
azesmer
13 май, 2017 12:20 (UTC)
Делают попытки симулировать нейронную сеть человека, и вроде как все просто, любое решение определяется сложением коэффициентов всех слагаемых решения. Проблема в определении этих самых "коэффициентов". Даже не учитывая возможность их динамичного изменения по ходу дела, типа "так-то да, но пожалуй нет".

Ну вот, получается, человеку, помимо собственных мозгов, нужна еще и отдельная социальная "машина" по выработке таких коэффициентов для общественных решений. Например, что сделает в настоящий момент "герой", и надо ли им быть тебе лично, когда персональная нейронная сеть советует делать ноги.

Интересно, что "машина" действительно по-разному обрабатывает "героизм" у нас и у них. Хотя, наверное, можно предположить почему.
В обществе сословной стабильности нужно бывшему "винтику" втирать про некий его индивидуализм, особенность, наглость, сверхправа по отношению (в то же время с оглядкой, что сии права не распространяются на уклад места жительства и особы собственных синьоров). Иначе храбрый портняжка не обретет храбрость "семерых одним ударом". Герой есть нечто особенное, исключительное, и тебе временно по случаю выдали такой вот паспорт. Ты сможещь, Ганс.

А вот в обществе трапперов-колонистов Иванов, где вся жизнь и есть героизм, индивидуализм и пребывание за рамками, надо скорее сей героизм редуцировать. Упирать на "простоту" героя, командный дух, братство и други своя. Соотнести этот "героизм" по разряду обычной его повседневной "работы" (а там он знает, что делать - эта такая тяжелая штука, где запросто помереть).

Казалось бы, коэффициенты.
17ur
13 май, 2017 15:56 (UTC)

Симулировать человека без симуляции общества - дело, имхо, самонадеянное. Александр Селькирк смотрит и недовольно качает головой.

Что же до нашего, местного... Так заставы, пограничные крепости. Воевода-боярин, у которого 99% забот - хозяйственные, а диалог с Центром идёт в режиме "денег нет, но вы держитесь". Скорость прохождения сигналов по определению настолько мала, что заботиться надо о том, чтобы набеговая партия НЕ УШЛА. И работали, строили засеки, которые было трудно пересекать в обратном направлении, с награбленным.

А заботы о том, чтобы не удалось пограбить... это уже как получится, и тот, кто окажется на месте. You shall not pass. И так сотни лет.
(без темы) - timark - 15 май, 2017 07:40 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
13 май, 2017 12:46 (UTC)
Добро не побеждает зло. Зло побеждает только еще большее зло.

"Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам".

mindfactor
13 май, 2017 13:53 (UTC)
Вы путаете Добро и добром и Зло со злом.

добро - это то, что на пользу мне и на огорчение моим врагам.
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 13 май, 2017 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 13 май, 2017 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 20:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mindfactor - 13 май, 2017 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 22:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 13 май, 2017 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 19:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2017 20:37 (UTC) - Развернуть
jack_bird
13 май, 2017 13:57 (UTC)
За эльфа, цитирующего Аристотеля, надо бы не платить, а... впрочем, платить приходится, и дорого. Сначала презрением общества к селюкам - зачем они нужны, тупые и некрасивые, мы сами танки голыми руками -, а потом, когда тех повывели, жестоким удивлением: а где же герои, почему не кормят нас, красивых, да еще позволили супостату нас схавать?
17ur
13 май, 2017 15:59 (UTC)

Повторю: фамилия и черты лица те же. "Это наш дед, вон он какой, оказывается".

А если общество поколения спустя пребывает в состоянии, когда защищать его могут только дураки, то это проблемы общества из серии "невыученные уроки".
kir16
13 май, 2017 14:15 (UTC)
Да ну. Для нас не героизм, для нас работа, которую не сделать нельзя.
А подраться умеешь?
17ur
13 май, 2017 16:01 (UTC)

Нет. Я не считаю драку нужной и стараюсь её избегать. Если это невозможно, то я не обращаю внимания на правила и предрассудки.
(без темы) - kir16 - 14 май, 2017 04:25 (UTC) - Развернуть
svamitot
13 май, 2017 16:14 (UTC)
как раз сегодня написал о такой мифологизации.
но плата за нее будет несколько выше
17ur
13 май, 2017 17:49 (UTC)

Что-то я не уверен, что тут нельзя обойтись без уголовки. Как раз и ратую за то, чтобы красивые фильмы снимать - они привлекательнее, чем условно "правдивая" информация, которую тогда и закрывать не надо: кому надо, ознакомятся, а большинство смотрит на экран.

Отмечу, что цель здесь - подготовка к будущей войне.
(без темы) - svamitot - 14 май, 2017 09:11 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
13 май, 2017 19:57 (UTC)
На Челубея Пересвет таки нужен,ну или Давид на Голиафа. Поединщик.

А так да, справный струмент/оружие в руках - пущай глаза бояться,руки сделают.

Всего доброго и спасибо.

hindrancus
14 май, 2017 13:11 (UTC)
Тупой селюк, который "до" (и то относительно), не успел испугаться не T-II, а германского кнехта. А колхозник-резервист, или пацан, после эйзенштейнского фильма приписавший себе пару лет - это уже "после".
Желание автора добавить контрасту гиперболой сделало пример оскорбительным, и вышло выражаемой мысли боком.

Edited at 2017-05-14 13:12 (UTC)
bantaputu
14 май, 2017 23:33 (UTC)
У вас ошибочно всё.

Если героизм оформляется, как эльфийская блажь, то что до него нам, смертным? Я не супермен, в герои при таком раскладе не пойду.

Комиксовый культ супергероев убеждает обывателя в том, что от него ничего не зависит, то есть демотивирует.

Если героизм свойственен только олигофренам, то тоже ничего хорошего не вырисовывается. Олигофрена не посадишь в танк и не дашь ему ПТУР. Он просто не справится.

Правильный героизм для современной массовой и технически требовательной среды это когда нет никакого героизма, а есть просто такая работа.
( Всего-то 50 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger