?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Хоть бога и нет, но...

...запишу своё мнение о правильной политике суверенного государства в делах религиозных.

..."Принцип Талоса", сформулированный в одноимённой компьютерной игре выдуманным философом, звучит как "Мудрейший из верующих не живёт без своей крови" и провозглашает материальное происхождение ума.

Распространение в обществе этой идеи, как и всякой другой, в своё время сработало из-за экономии обыденных человеческих усилий с её принятием. Материализм отменил обязательные расходы на церковь. И он тут же пережил свою полезность для обывателя, ибо бытовой агностицизм обходится дешевле бытового атеизма.

Удешевление производства информации сыграло и продолжает играть против материалистического мировоззрения в общественных отношениях. Ни многоэтажным формулам, ни ответам "я пока не знаю, почему" спецэффекты не помогают. Зато они прекрасно решают задачу маскировки привычного родительского "потому что" через разукрашивание ссылок на волю божью, масонов, колдовство, парапсихологию или НЛО.

Чем совершеннее спецэффекты, чем больше их вокруг, тем сильнее соблазн согласиться с красивым и убедительным "потому что", и тем больше материалист [при прочих равных] тратит обыденных, каждодневных усилий на поддержание своего мировоззрения сравнительно с верующим или агностиком.

Что материалист приобретает этими дополнительными усилиями? То же, что приобретает верующий, когда верить дороже и сложнее, чем не верить. Силу ума, его устойчивость к изменениям в окружающем мире.

Однако для материалиста и для идеалиста это разные силы: так разные физкультурники разными упражнениями развивают различные группы мышц.

Сила ума материалиста состоит в его готовности к изменениям новым, доселе неизвестным, причём в готовности к изменениям без презумпций об их намерениях и целях. Сила ума верующего состоит в пренебрежении сложностью изменений, их деталями.

Дополнительная устойчивость достигнута в обоих случаях, но в схожих ситуациях она проявится в разной степени. И напротив, во всём блеске эти силы покажут себя в различных ситуациях.

Траты на веру, а значит, и достигнутая через них сила ума прямо пропорциональны сложности и жёсткости доктрины, конституирующей эту веру. Траты на материалистическое мировоззрение пропорциональны разнообразию знания, нужного для его поддержания.

Итого, самым устойчивым к изменениям в окружающем мире обществом станет общество, в котором распространены одновременно материалистическое мировоззрение и достаточно сложное и жёстко заданное вероучение; общество, в котором они сосуществуют и одновременно воспроизводят себя без критического ущерба для связей между членами и ячейками общества.

Достижение такой предельной устойчивости общества и должно стать главной целью политики суверенного государства в вопросах религии.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 37 — добавить )
krievs
17 май, 2017 16:11 (UTC)
а в чем мерить устойчивость?
17ur
17 май, 2017 16:30 (UTC)

Сравнивать, а не мерить. Разные вещи.
а как? - krievs - 17 май, 2017 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 май, 2017 21:21 (UTC) - Развернуть
eednew
17 май, 2017 17:50 (UTC)
Вообще-то дело обстоит ровно наоборот: идеалиста вышибить из колеи невозможно, а материалист - мягкая игрушка (а руководители материалистов молятся масонскому боженьке), если брать крайние случаи.

Как раз идеалист готов к любому вообще развитию событий, в отличие от.
krievs
17 май, 2017 17:52 (UTC)
ага
бог дал, бог взял.
А материалист обязательно потратится на установление причинно следственной связи
Re: ага - eednew - 17 май, 2017 17:56 (UTC) - Развернуть
Re: ага - 17ur - 17 май, 2017 21:22 (UTC) - Развернуть
Re: ага - eednew - 18 май, 2017 05:19 (UTC) - Развернуть
Re: ага - 17ur - 18 май, 2017 18:32 (UTC) - Развернуть
Re: ага - eednew - 18 май, 2017 19:24 (UTC) - Развернуть
17ur
17 май, 2017 21:24 (UTC)

"Вышибить из колеи невозможно" - это Вы про нынешних православных, большая часть которых в церкви была раз в жизни?

Материалистом *сейчас* быть сложно, да. А когда смотрели в подзорную трубу на небо и бога не видели - только в путь.
(без темы) - eednew - 18 май, 2017 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 18 май, 2017 18:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eednew - 18 май, 2017 19:29 (UTC) - Развернуть
svamitot
17 май, 2017 19:29 (UTC)
во всех ваших предыдущих рассуждениях главой темой была необходимость минимизации всевозможных затрат.
а теперь оказалось, что и "разнообразные знания" - тоже затраты.

и их тоже следует минимизировать?
17ur
17 май, 2017 21:26 (UTC)

Обратное. Я считаю нужным поддерживать И материалистический подход, И идеалистический. Полученный выигрыш - устойчивость - как раз и даёт экономию на протяжённом участке времени: дешевле не ломаться, чем чинить.
darkhon
17 май, 2017 20:47 (UTC)
"бытовой агностицизм обходится дешевле бытового атеизма" -- это вот вообще не понял.

Что же кается глосеологических позиций, то наиболее разумен скептизизм.Но его мало кто "потянет" -- у большинствоа людей есть именно что потребность в _вере_.
И тут таки да -- могут быть материалистами или же религиозно верующими, но при этом всё равно необходоима государственная идеология, с которой должна быть совместима эта самая "религия для верующих". Что означает, что придётся иделать её с нуля, что вызовет затруднения, мягко говоря. Так что -- нафиг религию как основу, может быть личным делом и не более того.
17ur
17 май, 2017 21:29 (UTC)

"Бытовой атеизм" - это "бога нет". Накладывает определённые обязательства в поведении. "Бытовой агностицизм" - это "я вообще не знаю и никогда не узнаю, есть он там или нет", освобождает от обязательств.

Что же до конкретных решений - имхо, здесь надо начинать с "воскресных школ", точнее, с разнесения учебных потоков дня на два в неделю. Одних - туда, где учат закон божий, других - туда, где ТРИЗ. А обычную школу использовать как площадку для притирания перед взрослой жизнью.
(без темы) - strannik8 - 18 май, 2017 05:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 18 май, 2017 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - strannik8 - 19 май, 2017 05:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - darkhon - 21 май, 2017 02:05 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
18 май, 2017 03:57 (UTC)
"Итого, самым устойчивым к изменениям в окружающем мире обществом станет общество, в котором распространены одновременно материалистическое мировоззрение и достаточно сложное и жёстко заданное вероучение;"

А ежели вместо слова "общество" вставить слово "человек" - все процитированное останется верным?

Всего доброго и спасибо.
ndochp
18 май, 2017 08:35 (UTC)
В режиме общества это проще совместить. А у человека боюсь или вероучение не жестким будет, или материализм ограниченным.
17ur
18 май, 2017 18:22 (UTC)

Нет. Я считаю "я" удобным приближением, действительности соответствующим очень слабо. Тем не менее, "общество" всё же сильно отличается от "человека" уже на биологическом уровне... распределённые вычисления и всё такое.
merk7
18 май, 2017 10:46 (UTC)
>>> Итого, самым устойчивым к изменениям в окружающем мире обществом станет общество, в котором распространены одновременно материалистическое мировоззрение и достаточно сложное и жёстко заданное вероучение

Это "вероучение" может быть вполне материалистическим, не религиозным. Например, учение о победе над капиталом и о грядущем всемирном братстве трудящихся.
mustela_p_f
18 май, 2017 17:32 (UTC)
> Например, учение о победе над капиталом и о грядущем всемирном братстве трудящихся.
- главное его точно так же отделять от ТРИЗ, как и веру в бородатого старика на облаке. :)
17ur
18 май, 2017 18:26 (UTC)

Материализм, имхо, подразумевает отсутствие упования на веру, свою или чужую, отказ принимать её в планировании за постоянно действующий фактор. А это исключает материалистическое *вероучение*. Судя по тому, что я читал у Сталина, он этого опасался всерьёз и, похоже, по делу.
(без темы) - merk7 - 18 май, 2017 19:00 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 37 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger