?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Хоть бога и нет, но...

...запишу своё мнение о правильной политике суверенного государства в делах религиозных.

..."Принцип Талоса", сформулированный в одноимённой компьютерной игре выдуманным философом, звучит как "Мудрейший из верующих не живёт без своей крови" и провозглашает материальное происхождение ума.

Распространение в обществе этой идеи, как и всякой другой, в своё время сработало из-за экономии обыденных человеческих усилий с её принятием. Материализм отменил обязательные расходы на церковь. И он тут же пережил свою полезность для обывателя, ибо бытовой агностицизм обходится дешевле бытового атеизма.

Удешевление производства информации сыграло и продолжает играть против материалистического мировоззрения в общественных отношениях. Ни многоэтажным формулам, ни ответам "я пока не знаю, почему" спецэффекты не помогают. Зато они прекрасно решают задачу маскировки привычного родительского "потому что" через разукрашивание ссылок на волю божью, масонов, колдовство, парапсихологию или НЛО.

Чем совершеннее спецэффекты, чем больше их вокруг, тем сильнее соблазн согласиться с красивым и убедительным "потому что", и тем больше материалист [при прочих равных] тратит обыденных, каждодневных усилий на поддержание своего мировоззрения сравнительно с верующим или агностиком.

Что материалист приобретает этими дополнительными усилиями? То же, что приобретает верующий, когда верить дороже и сложнее, чем не верить. Силу ума, его устойчивость к изменениям в окружающем мире.

Однако для материалиста и для идеалиста это разные силы: так разные физкультурники разными упражнениями развивают различные группы мышц.

Сила ума материалиста состоит в его готовности к изменениям новым, доселе неизвестным, причём в готовности к изменениям без презумпций об их намерениях и целях. Сила ума верующего состоит в пренебрежении сложностью изменений, их деталями.

Дополнительная устойчивость достигнута в обоих случаях, но в схожих ситуациях она проявится в разной степени. И напротив, во всём блеске эти силы покажут себя в различных ситуациях.

Траты на веру, а значит, и достигнутая через них сила ума прямо пропорциональны сложности и жёсткости доктрины, конституирующей эту веру. Траты на материалистическое мировоззрение пропорциональны разнообразию знания, нужного для его поддержания.

Итого, самым устойчивым к изменениям в окружающем мире обществом станет общество, в котором распространены одновременно материалистическое мировоззрение и достаточно сложное и жёстко заданное вероучение; общество, в котором они сосуществуют и одновременно воспроизводят себя без критического ущерба для связей между членами и ячейками общества.

Достижение такой предельной устойчивости общества и должно стать главной целью политики суверенного государства в вопросах религии.

Спасибо за внимание.



Comments

17ur
17 май, 2017 21:24 (UTC)

"Вышибить из колеи невозможно" - это Вы про нынешних православных, большая часть которых в церкви была раз в жизни?

Материалистом *сейчас* быть сложно, да. А когда смотрели в подзорную трубу на небо и бога не видели - только в путь.
eednew
18 май, 2017 05:23 (UTC)
Нынешние православные - это о руководстве коммунистической партии? :)

Не путайте. Идеализм, как философское воззрение - это одно, вера в Бога - другое, принадлежность к конфессии - третье.
krievs
18 май, 2017 06:12 (UTC)
пропустили самое важное
как в JavaScript, здесь массив начинается с нулевой позиции. Так вот первая (нулевая) позиция всегда была - "политическая конъюнктура", или вы серьезно предполагаете, что в сверхустойчивой насквозь православной Восточной Римской Империи, в расхожем варианте именуемой "Византией", руководство и топ-менеджмент верило в какого-то там бога?
eednew
18 май, 2017 07:11 (UTC)
Re: пропустили самое важное
Вообще-то, одно другому не мешает, поскольку вещи разные. Людям, которые придумывают конфессию, ничего не мешает верить в Бога, а вот комплекс мероприятий они проводят вполне рационально и отчасти по приколу. Религия - это бизнес, ничего личного, вера в Бога - наоборот.

Или, например, Лаплас, не нуждался в этой гипотезе при построении небесной механики, но в Бога при этом верил.
17ur
18 май, 2017 18:29 (UTC)

Нет, нынешние православные - это все те, кто так себя идентифицируют.

И я не путаю. Вера в бога - идеализм (по крайней мере у белых людей, вуду не будем), пусть и не весь. Принадлежность к конфессии подразумевает по крайней мере убедительное для окружающих изображение такой веры.
eednew
18 май, 2017 19:29 (UTC)
Ну я себя так идентифицирую. Русскому прилично так себя идентифицировать. При этом неверующий (но, упаси Боже, ни разу не атеист).

Большинство, если не все, известные материалисты верили в Бога.

Тут вообще нет никакой связи.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger