Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

  • Mood:

К возвращению зелёных котов.

Сессия. Защиты. Напряжёнка. Времени нет ни на что. Даже не читаю, а перечитываю в оригинале то, что когда-то читал в переводе.

Ну хоть угадал с чтивом. Есть что заметить на полях.

Фриц Лейбер, "Зелёное тысячелетие" (1953) и сразу за ним Пол Андерсон, "День их возвращения" (1973): "The Green Millenium" и "The Day of Their Return" соответственно.

Кто читал, тот поймёт, почему я упоминаю эти книги вместе.

Кто не читал, рекомендую. Под катом спойлеры.

Кто читал и забыл, напоминаю.

В обоих вещах заиграна одна и та же фишка: среди людей водится домашнее животное, ослабляющее коммуникационные барьеры между людьми.

У Лейбера в сатирической в разных смыслах книге эта концепция сюжетообразующая и разработана весьма подробно.

Скотинка (как вид) оказывается домашним животным у множества разумных рас. Она телепатически ретранслирует эмоции и тем критически снижает напряжённость, настороженность в сообществе. Того же она добивается, распыляя в воздухе какие-то гормоны.


Сама по себе скотинка (зелёный кот) не разумна, ей незачем. Она чует самый высокий интеллект в округе и присоседивается к ближайшей разумной расе, после чего ту захлёстывает дружелюбие. И это приятно. Наступает мир и гармония, прекращаются войны и всё такое. На кораблях своих всё новых разумных симбионтов зелёные коты и мотаются по космосу, покоряя всё новые миры.

Скотинка заявляется на Землю, где "холодная война" идёт уже сто лет с перерывом на Третью мировую, и где в тех же Штатах рулят Федеральное Бюро Лояльности вместе с игорным синдикатом. Дела "за железным занавесом" автор даже не пытается воображать: хотя советский шпион, нарвавшийся на инопланетянина, прекрасен.

Во всяком случае, панацея от стрессов востребована, и заканчивается "The Green Millenium" тем, что наша планета покорена зелёными котами.

Это, напомню, 1953. А Фриц Лейбер адски хорош и без Фафхрда с Серым Мышеловом.

Прошло двадцать лет. И вот Пол Андерсон на чистом украинском языке пишет про гибридную войну. Его вариант психической скотинки менее подробен и отнюдь не располагает к себе.

Живёт скотинка среди кочевого народа. Она способна к отражению и усилению человеческих эмоций, тем самым порождая у людей, находящихся рядом с ней, что-то вроде наркозависимости от своих же (и соседских) чувств. И это приятно. Племенной быт народа, поражённого скотинкой (как видом), построен на непосредственности и расторможенности, переходящих в психопатию. Общество этого народа развращено, деградирует и существует постольку, поскольку паразитирует на обществах, с которыми соприкасается. Будущего у этого народа нет.

Отмечу, что приключениями Айвара среди этих гиперцыган Андерсон очень жёстко проехался по романтизации дикости, характерной для людей цивилизованных, но недалёких. Эволюция представлений Айвара о своём окружении убедительна и показательна.

Эти приключения составляют подчинённый сюжет книги, который, однако, прямо уподоблен главному сюжету. Аналогию проводят сами персонажи, когда ближе к концу книги согласно законам жанра пытаются сообразить, что же с ними произошло.

Произошло примерно следующее.

Узловая провинциальная планета человеческой Империи неспокойна. Если на ней обрушится порядок, то соседи - нечеловеческая звёздная империя, помоложе и порасторопнее - этим воспользуется и отожмёт всю провинцию. Проблемы с порядком на планете самые обычные, образца XX века, которые можно описать в терминах "прав и свобод". Губернатор, назначенец из Центра, вполне вменяем, но "работа такая" и "так здесь заведено".

И вот, помимо трудностей с бегством из-под казённого присмотра знаковой фигуры инсургентов, - потомка предводителя прошлого, почти успешного восстания - на планете заводится ещё и пророк.

"Вернулась Старшая раса", "покайтесь, хумансы, вам скидка выйдет" и так далее, с перспективой слияния с местным подпольем в воинствующую религиозную движуху. Против этого Кости Сапрыкина рутинные методы наведения порядка малоэффективны.

С развитием сюжета выясняется, что пророк - вполне обычный мужик, которому изощрённо нагадил в мозги суперагент тех самых соседей, которые моложе и проворнее. Не убедил в чём-то на словах, а "заставил слышать голоса", завёл в голове несуществующего э(или ко?)миссара тех самых Древних.

Именно с этим автор устами положительных персонажей сравнивает симбиоз невменяемых кочевников и психической скотинки, неявно утверждая, что соседский суперагент в общем-то пошёл навстречу пожеланиям аудитории; предложенный извод религиозной шизы в местных условиях грозил оказаться востребованным. Или любой извод.

Это, значит, 1973. Я бы предположил, что Андерсон не отвечал прямо Лейберу, но явно имел в виду зелёного кота с прилагавшимися к нему объяснениями, когда выдумывал "крадущихся в ночи".

И, наконец, о том, что в этих книгах, одной за другой, прочёл убогий я в своём 2017, через несколько десятков лет.

Ну да, то, что для приятного ослабления коммуникационного барьера вовсе не требуются ни зелёные коты, ни "крадущиеся в ночи", ни Булаты Окуджавы ("давайте восклицать, друг другом восхищаться"). Что для этого вообще не надо биологии, а хватает электроники, которая нынче найдётся у каждого в кармане и/или на рабочем столе. Плюс-минус успехи в сфере образования.

Что Лейбер угадал ожидания от соцсетей, а Андерсон угадал то, какими они будут на самом деле.

Что соцсети работают, разбивая общество на закрытые группы, члены которых сдрачивают друг дружке в окружении набора местночтимых фетишей и в грош не ставят соседей из другой группы, с которыми живут в одном подъезде и ходят по одной улице.

Что это уничтожает общество под разноголосые счастливые вопли. Что процесс можно модерировать, а можно им и управлять.

Что какой-нибудь картонный мошиах при таком раскладе неизбежен, но убивать за него станут всерьёз. Что этого мошиаха можно выкроить из подручного картона, были бы навык и охота. А охота вполне может быть: мошиах штука полезная, особенно у соседей, за счёт которых хочешь поживиться. Аллахакбар.

Теперь о том, чего я не прочитал в этих книгах.

Не прочитал я там о таких вещах, как интеллектуализация среды обитания, когда всё то же самое можно организовать ещё проще и эффектнее, добавив к обмену гудками "я свой, он чужой", разбитыми на незначащие слова в сетевых постах, ещё и сигналы от предметов мебели и кухонной утвари... особенно если учесть, что посты мы обязаны читать и понимать, а сигналы пойдут сразу к тушке, ниже уровня сознательного восприятия, и накапливаться станут годами.

Трудно упрекнуть в этом авторов импровизированной мною дилогии. Откуда им знать. Шестьдесят и сорок лет назад соответственно. Куда там зелёным котам. Не их это проблемы. Наши.

А поблагодарю я и авторов, и их любимцев за понятную и тщательную постановку задачи. После чего вернусь к делам учебным... четыре дня защит на следующей неделе, два из них я секретарю, fml.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, советский эквивалент. Что-то было, и оно было читано мною в школе, а потом благополучно забыто, да так прочно, что сейчас, всего лишь четверть века спустя, шарясь по библиографиям Емцева с Парновым да Войскунского с Лукодьяновым, я не могу это найти. В той книжке человечество тоже доигралось до какого-то биологического решения, которое начало смешивать мысли людей, находящихся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и главному герою виделось во сне, как всё это эволюционирует в противостояние некой слипшейся блаженной биомассы с теми, кто вырезает из неё куски с тем, чтобы вернуть им человеческий статус.

Если кто помнит это лучше меня, просьба бросить ключи или ссылку в комментарии.

ПостСубСкриптум. Да, а читаю я сейчас в утренних электричках "Frontlines" Марко Клооса по рекомендации из комментариев. Только начал, и пока оно выглядит как производная от Роберта нашего Энсона по времени - впрочем, именно отсутствие оригинальности (по крайней мере, пока) наводит на некоторые мысли по поводу "армии" как заведения в рамках тех теорий, которые я тут пытаюсь формулировать. Ну да, "средство работы с героями в интересах общества". Впрочем, потом как-нибудь.

Ибо сессии, защиты, напряжёнка.



Tags: дыбр, критика, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments