Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

К понятию "народа".

Это очередной текст, написанный для себя: в нём собраны и отредактированы тезисы, мелькавшие здесь ранее в иных рассуждениях ( 1 | 2 | 3 ).

Целями текста стали придание более удобной формы помянутым тезисам для дальнейшего их развития и перечисление возможных тем будущих размышлений на забаву уважаемому читателю.

Ниже я записываю своё нынешнее понимание такой вещи, как "народ". Записываю затем, чтобы с этим пониманием позднее мне (любимому) было удобнее обращаться, строя грандиозные планы и сочиняя пылкие воззвания.

А то в том же словосочетании "русский народ" второе слово в сравнении с первым прозябает, пренебрегаемое авторами.

Это несправедливо.

Итак.

Вот общество - группа людей, в которой возможна совместная деятельность.

Вот совместные дела, которые в этой группе возможны. Эти дела возможны более или менее, они простые или составные, лёгкие или тяжёлые, вдоль-поперёк-и-всякие, но главное, что они быстрые и медленные.

Быстрыми или медленными эти совместные дела называются не в силу отсчёта, идущего по часам вне общества (лишняя сущность, хотя и удобная), но по изменениям в самом обществе, причинённым этими делами (время системы есть смена состояний системы).

Допустим, одно дело из синхронно начатых уже нанесло изменения обществу, а второе дело всё ещё не - и понятно, что первое дело быстрее второго.

То же касается и дел не сделанных, но возможных: их тоже можно так сравнивать, хотя бы и умозрительно, прикидывая, которое (могло бы быть) быстрее.

Теперь внимание: общество - это группа людей. Людей. Люди - это такие большие безволосые обезьяны. Ну, почти безволосые. Во всяком случае, люди - это не сияющие эфирные сферы со звонкими голосами, не никнеймы у меня в комментариях, не абстракция. Это живые существа, эволюционировавшие на отдельно взятой планете, в уникальной биосфере... людям, извините, в туалет ходить надо.

Иными словами, у человеческого общества обязательно будет собственное время, слабо зависимое от большинства дел, на которые это общество способно. Это время будет завязано на биологическое устройство отдельно взятого человека.

Чтобы не мучиться с подсчётом лет и не препираться по психологическому, антропологическому, историческому, культурному и статистическому исчислениям состояний "детство-молодость-зрелость-старость", можно указать на состояния "ребёнок" и "родитель". Их хватит.

Несколько точнее можно указать на значимость в определении твоего участия в совместной деятельности того факта, что у тебя или тебе подобных [ещё] есть родители, и ту же значимость того, что у тебя или тебе подобных [уже] есть дети.

На то, как при этом важность родителей падает, а важность детей растёт.

Конечно, в изначальном бессмысленном младенчестве важность родителей невелика, ибо не осознаётся, как и всё остальное, а в маразматической премудрой старости и важность выросших детей уже не та, что раньше. Однако это "второй сложный".

"Смена поколений" в обществе, то бишь сумма частных переходов "ребёнок-родитель" есть штука для члена общества

а) заметная, а оттого
б) неизбежно наблюдаемая и
в) применяемая наблюдателем к себе самому в силу ограниченности возможностей и пристрастности (наблюдатель видит не все семьи, и он по-разному относится к видимым).

С нею, с переживаемой им "сменой", наблюдатель уже сможет сравнивать всякие другие общественные дела, на биологию завязанные не столь прямо, - дела уже состоявшиеся, дела ещё идущие и дела, всего лишь возможные - и уже по этому сравнению отличать в обществе дела быстрые от дела медленных.

Конечно, граница этого отличия будет, мягко говоря, расплывчатой и непостоянной: это не просто "возраст" с точностью до минуты, часа или года. Тут свои слова скажут те же история, культура и статистика - однако эта граница будет, и всякому обществу такая граница в нём, "смена поколений", задаст его собственное время.

Эта граница разделит всю совместную деятельность в группе людей - как идущую, так и возможную - на дела быстрые и медленные уже не друг относительно друга, но по времени общества.

И уже это отличие задаст различное отношение члена общества к своему либо чужому участию в делах, запланированных на тридцать дней, и к участию в делах, запланированных на тридцать лет.

Мне возразят, что человек, планирующий на тридцать лет, в новое время выглядит необычно. Сумасшедшим он выглядит, потому что "в мельканьи дней, скоростей и огней". На это возражение можно ответить двумя.

Во-первых, планировать на тридцать лет не обязательно. Получасовое дело, при исполнении которого Вы хотя бы прикинули ради забавы, как оно скажется через те же тридцать лет, и эта прикидка оказала влияние на его исполнение Вами ("посадить дерево, чтобы внуки порадовались - и давайте я слегка перенесу лунку для более удобной тени"), уже можно причислить к делам тридцатилетним - не выводя его сиюминутную часть из дел быстрых.

Во-вторых, вовсе не обязательно понимать дело, как достижение цели, как причинение изменений себе и окружению. Дело может быть недопущением таких изменений, препятствованием достижению цели. Есть ежедневная диета на пару месяцев, чтобы сбросить жир, а есть ежедневная пробежка на десятки лет, чтобы он не завязывался. Короче, спросите у православных про "катехон". Или вспомните собственные когда-либо принятые и до сих пор выполняемые решения, сводимые к "не опускаться" - а такие решения есть у каждого человека. То, что эти решения приняты без прицела именно и ровно на тридцать лет - неважно: они с прицелом на "пока я критически не изменюсь, а там ещё подумаю", а это те же десятилетия (изыдите, рекламные сюжеты с мгновенными преображениями).

Вернусь к тезису про общество как группу людей, в которой возможна совместная деятельность. Выше показано, что эту деятельность как сумму всех возможных дел можно разделить на суммы дел быстрых и дел медленных по времени общества, заданному биологией отдельно взятого человека.

Это означает, что в обществе наблюдатель может выделить два аспекта, "быстрый" и "медленный", различие между которыми задано, пусть и весьма расплывчато, "сменой поколений", то бишь суммой переходов "ребёнок-родитель" и им подобных*.

* - "им подобные" переходы - отдельная тема, которую было бы забавно рассмотреть на примере группы, где существует общество, и люди стареют, однако подрастает один-единственный малыш, причём в отдельно взятой семье, а остальные семьи вынуждены на неё ориентироваться.

Так вот, для меня народ есть медленный аспект общества, то есть возможность медленной и долговременной совместной деятельности в группе людей. Или, что то же, сумма возможностей человеческой группы заниматься делами, сроки исполнения которых включают в себя минимум две "смены поколений", признанных в группе, причём это такие "смены поколений", которые обусловлены обычными механизмами воспроизводства человеческой популяции (своих наплодили, а не мигрантов завезли).

Далее несколько замечаний, которым, надеюсь, со временем будут посвящены отдельные тексты.

1. Со стыдом признаюсь, что для разности между обществом и народом - то есть для быстрого аспекта общества - у меня пока названия нет. Я затрудняюсь его придумать и не спешу посягнуть на существующие термины, дабы не встревожить догматиков, талмудистов и начётчиков благородных критиков.

2. Народ можно имитировать в быстром времени постольку, поскольку в нём можно имитировать переход "ребёнок-родитель". Скажем, внушить молодой (недавно появившейся) части общества превосходство над старшей (ранее бывшей здесь) частью. Как? Например, передав молодым некое новое знание об окружающем мире, которое старше старших. Ну да, тимуровцы учат старика-крестьянина читать, юные навальнята сокрушаются на камеру о своих налогах, а резвые молодые беженцы с OS "Аллахакбар" смотрят на местных пенсионеров, как на добычу.

3. В основе всякой демагогии лежит то, что подделка народа или его перезапуск (см. "вышиванка") - востребованы. А востребованы они потому, что быстрое общество и дела, творимые в нём - всё это развивается с оглядкой на общество медленное, с учётом существования народа. Следовательно, правильно или неправильно осознаваемые членами общества возможные и идущие в нём медленные дела - то бишь народ существующий или свежепридуманный - имеют вес в текущих спорах. Отсюда форма народа, истинная или поддельная, оказывается критически важна в общественном соперничестве за сиюминутные выгоды.

4. "Народная собственность" как часть "общественной собственности" (не общество в целом, но именно его медленный аспект как субъект владения, пользования и распоряжения чем-либо) может оказаться вполне разумным пониманием всякой системы долговременного обеспечения общежития и основой для действительного улучшения протоколов обращения с такими системами. Речь здесь идёт и о земле, и о водопроводе, и о копирайте.

5. Схожая концепция может быть выдвинута относительно провозглашения либо отрицания принадлежности человека к народу через доказательство его участия в общих долгосрочных делах, распространённейшее из которых семья, или через опровержение такого участия.

6. Семья в большинстве её решений, известных нам из истории, помимо прочего выступает чем-то вроде средства дискретизации перехода "ребёнок-родитель", делает большинство частных случаев этого перехода более заметными и помогает наблюдателю осмыслить их сумму как отдельный феномен, "смену поколений". Семья уточняет народ, оформляет его. Можно вообразить общество, в котором семей нет, а все дети общие: народ окажется и там, но он при прочих равных будет много менее выражен. С этой точки зрения любопытно стало бы рассмотреть нынешние вольности с институтом семьи на Западе.

7. Граница между быстрым и медленным аспектом общества расплывчата.Чем общество разнообразнее и сложнее, тем больше дел, которые в один и тот же момент могут быть отнесены одними членами общества к быстрым, а другими к медленным. Не уверен, но предполагаю, что имеет смысл выделить эту границу и множество общественных дел, её составляющих, в отдельную сущность.

Вот примерно так. Я предупредил - это текущие размышления, их компоновка и перегруппировка. А то от слова "народ" скоро будет не продохнуть. Выборы.

Спасибо за внимание.



Tags: нация, общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments