?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

По-те-о-ре-ти-зи-ру-ю, значит, немного о школе. А то тут в Ивантеевке, что менее чем в 15 км от моего логова, произошёл сумбур и инцидент.

Школа - это общественный институт, созданный в интересах общества* для борьбы с распространением паразитизма в обществе. Паразитизм я понимаю, как поведенческую стратегию, направленную на получение выгоды за счёт контрагента через умышленное бездействие по отношению к нему, умышленное неисполнение ожидаемого.

* - теми, кому с этих интересов шёл процент.

"Передача знаний" - это форма решения задачи, для решения которой существует школа. "Борьба с паразитизмом" - это сама задача школы, её назначение, её "место силы" в обществе: её "никто, кроме нас".

Я больше скажу. Пусть мне покажут 2 (две) школы. В одной преподают астрономию, которая вся из себя наука, и обходятся без домашних заданий. В другой рассказывают, что мир плоский, и наказывают, если дома не сидел, не выучивал на следующий урок несколько строчек из житий святых или ещё какого шаманского бреда.

Так вот, я, атеист, выберу вторую, потому что именно вторая делает то, для чего требуется школа. А про звёзды можно почитать и на досуге.

Что-то новое в решении задачи превенции паразитизма в наше время выдумать уже невозможно, спасибо предкам, можно только перезапустить столетиями отлаженное старое на новом уровне избирательности.

Примера ради: электронный кондуит как накопление данных по выполнению всего того, что "на дом" плюс-минус учительские подозрения в списывании домашки и контрольных - с аккумуляцией в периодические оценки по прилежанию по каждому предмету.

Из него: единая база данных под патронажем Минобра - с этими оценками в открытом доступе класса с седьмого, то есть с того возраста, когда ученик уже способен понять, чем стремление к халяве ему грозит - и так до бакалавра либо инженера. Соответствующие протоколы доступа к. Статья за разглашение цифири в публичных ресурсах: то бишь плохая оценка за прилежание может сказаться на трудоустройстве, однако дразнить ею в соцсетях затруднительно.

Повторю, оно не для того, чтобы дети лучше знали какие-то особо правильные вещи об окружающем мире. Оно для того, чтобы выросшие из этих детей взрослые статистически были менее склонны ездить на горбу себе подобных, тем самым ломая всякое общее дело.

Как это там у Прэтчетта? "...хотя людей порой угнетают короли, императоры и всякие мандарины, довольно часто с этой задачей может прекрасно управиться ближайший сосед".

А особо правильные вещи в объёме, изучение которого детей не калечит - это да, это собираются умные взрослые люди и пытаются вычислить и задать. Никоим образом не протестую и даже восхищаюсь, просто указываю, что это "второй сложный".

Весь школьный режим должен быть заточен под главную цель школы: предупреждение паразитизма как жизненной стратегии. Опять же, большая (или подавляющая?) часть старообразных решений своей корректности здесь не утеряла и не могла утерять.

Теперь о случившемся в Ивантеевке. Там была демонстрация поведенческой стратегии, хотя и разрушительной для общества, как разрушителен паразитизм, но обратной ему: субъект хотел получить выгоду (пускай всего лишь моральное удовлетворение) через умышленное сверхдействие по отношению к окружающим, умышленное исполнение неожиданного. Насилие, да.

Следовательно, школа за произошедшее не отвечает. Никак. Ни эта отдельно взятая ивантеевская, ни школа как общественный институт.

Против умышленного насилия, то есть насилия как поведенческой стратегии, в том числе в исполнении ближайшего соседа, школа не создавалась, не заточена и в её проявлении обвинена быть не может.

Противостоять насилию она может только как любое другое предприятие: магазин, бар, металлургический завод, далее везде, кроме тюрьмы (это учреждение как раз против насилия).

Насилие для "любого другого предприятия" неприемлемо постольку, поскольку мешает или будет мешать ему работать, решая основную задачу. И, кстати, "насилие" тут должно пониматься безо всякой скидки "на детей", разве что с подгонкой к возможностям и способностям детёнышей хомо сапиенс, крупной и сравнительно безволосой обезьяны.

Вопросы возникают только к средствам изоляции школы (как и всякого другого предприятия) от общества: что из задуманного вне школы можно исполнить в ней. Что охрана должна была сделать и не сделала. Что делать была не должна, но сделала. Насколько эти "должна" и "не должна" вообще технически исполнимы.

В связи с этим, закругляясь, вспомню, что краем уха услышал - из телевизора, кажется? - идею оперативного мониторинга активности учащихся в тех же социальных сетях. Ибо тот прометей, что впёрся в ивантеевскую школу №1 с травматом и топориком, оказывается, в Интернете грозился это сделать последнюю пару лет.

И неплохо бы, чтобы в типичной школе кто-то (про бюджет умолчу, про нейросети тоже) следил бы за страничками учеников... я не слышал, что там дальше предлагалось делать в зависимости от содержания страничек - и про то, как уточнять их принадлежность.

Замечу, что с точки зрения изложенного выше понимания обстановки идея вполне адекватна, ибо сводится к повышению качества охраны школы через придание ей неких провидческих способностей.

Другое дело, что стоимость приведённой идеи для общества чересчур высока, ибо всякая "работа с будущим" имеет неустранимый порок: отсутствие чёткой границы между возможными ситуациями "через год" и распространение этого отсутствия "в настоящее", в "через десять минут". Грубо говоря, ребёнка станут отправлять к психологу за картинку с Чужим на своей страничке, "лишь бы чего не вышло".

Что бы предложил я по мотивам случившегося? Страшную вещь. Введение в школе предмета "Представление себя в социальной сети" (можно благозвучнее) и заключение под него договора между государством РФ и основными социальными сетями, местными и варварскими - с опорой на некое законодательство или международные соглашения, если нужно.

Ну да, обязательная страничка с настоящим именем и правилами её ведения (если по уму, то очень свободными, на уровне "чтобы были"). Да ещё так, чтобы ученик десятого класса смог бы в обязательном порядке перечитать своё творчество образца второго класса, чтобы написать по нему сочинение (эффект от воспоминания себя до полового созревания всегда велик).

Да, сама страничка - она с приватной компонентой и с закрытыми от учителей сообществами, всё честно. И да, никак не преследовать за странички "где-то там" под псевдонимом, на которых "всё по-настоящему"; плюс-минус родительские собрания.

Есть у меня подозрение, что культура общества лет через двадцать такой практики изменится качественно и в лучшую (в моём понимании) сторону. Это как раз и есть то, что школа как общественный институт могла бы сделать по поводу недавно случившегося в школе как в отдельно взятом учреждении.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 26 — добавить )
happy_coder
6 сент, 2017 12:07 (UTC)
вы про индустриальную советскую школу пишете
у современной школы в США задача очень иная
ОЧЕНЬ
bantaputu
6 сент, 2017 13:01 (UTC)
Я сам не проверял, но говорят, что да - иная, и очень. Если говорить о неэлитной школе.
happy_coder
6 сент, 2017 13:06 (UTC)
а зачем так отсекать? сомневаюсь, что элитная американская похожа на неэлитную русскую индустриальную школу : ) явно же отличаются : )
bantaputu
6 сент, 2017 13:32 (UTC)
Здесь я нибельмес; не имею материала для сравнения. Сорри.
17ur
7 сент, 2017 07:24 (UTC)

Моё предположение относительно задач штатовской школы: подгонять существующий человеческий материал под существующую конфигурацию социальных лифтов - так, чтобы те, кому не положено, даже не видели вполне существующих для них возможностей.

Отмечу, что такое возможно до тех пор, пока у гегемона есть излишки по потреблению, которые технически могут быть конвертированы в опасность для существующего порядка. Изначальной задачи школы - приучать члена общества полностью отыгрывать свою роль в социальных отношениях, даже если это не самое выгодное для него поведение - оно никак не отменяет и вполне в неё вписывается.
happy_coder
7 сент, 2017 08:52 (UTC)
она ЧАСТНАЯ
и зачастую распределённая
т.е. там задачи "научить детей так, как хотят платящие за это родители"
отчего вы полагаете, что хотелки родителей связаны с подгонкой существующего человеческого материала?
17ur
10 сент, 2017 11:09 (UTC)

А разве это не одно и то же? "Моя сыночка не должна повторить моих ошибок", из которых главная - растрата сил на несбывшееся?
(Анонимно)
6 сент, 2017 12:28 (UTC)
Гог, Магог и Педагог - покарает всех их Бог
Мне думается, надо все-таки развести такие понятия как "преподаватель" и "педагог" и карать таки педагогов, а не преподов.

Ну и по поводу специализаций школ. Есть же специализированные учебные заведения для детишик со склонностью проявлять наслие - всякие там суворовские и нахимовские. И вот выявлять и направлять по специализации аккурат дело педагога.

Вопщем, я считаю, что нужно сказать банальность - надо не тока учеников учить, но и педагогов.)

Всего доброго и спасибо.
17ur
7 сент, 2017 07:15 (UTC)

За что карать? За дурака с травматом? Как доказать, что дурак образовался благодаря усилиям школы?
(Анонимно)
7 сент, 2017 07:52 (UTC)
А тут и доказывать неча - в школу ходит, значит причастна она. Другое дело степень вины и кары назначить. Ну и вот зачем еще на всеобщее обозрение конкретный эпизод выставлять? Можно же его осветить и обсудить так, что его повторять будут, а можно и наоборот.
17ur
10 сент, 2017 11:08 (UTC)
"в школу ходит, значит причастна она"

Ну, буду знать, что за Джека-Потрошителя отвечает производитель трусов, которые он носил.
bantaputu
6 сент, 2017 13:10 (UTC)
По задаче школы стоит заметить, что давать некую относительно адекватную и, главное, общую (общепонимаемую) картину мира она всё же должна.

Что до задачи воспитания непаразитизма, то тут всё непросто - начиная с формулировки непаразитизма. Если начать исследовать, что это такое, то в поисках положительного определения мы дойдём до требования субъектности в действиях. Сначала нужно научить людей хотеть чего-то от общества. А "хотеть" может принимать очень многие формы, и совсем не факт, что кому-то они не покажутся паразитическими. Пример - предприниматели; уж на что, казалось бы, деятельные люди, но коммунисты считают их паразитами. (Коммунисты сами паразиты, на самом деле, что парадоксально, но факт - но это оффтопик).

Что до обучения поведению в соцсетях, то теоретически идея хорошая - основанная на принципе "если не можешь победить, возглавь". Какую-то пользу такой курс принести может точно - как элемент ОБЖ. Запугать детей общедоступностью информации, чтобы не выкладывали себя слишком много. Но в целом может возникнуть препятствие - такое же, как с сексуальным воспитанием. Подростки предпочитают получать информацию о сексе от сверстников, а не из официальных руководств. Психика такая. С соцсетями может получиться то же самое. Но нужно проверять.

Edited at 2017-09-06 13:12 (UTC)
(Анонимно)
7 сент, 2017 01:40 (UTC)
Психика такая
Посмею Вас уверить в том, что некоторая часть подростков получит таки инфу из официальных руководств, следовательно, информационная инвазия произойдет.)
bantaputu
7 сент, 2017 13:06 (UTC)
Да, наверняка польза будет.
17ur
7 сент, 2017 07:12 (UTC)

Нет. С адекватной и общей картиной мира справится и дом, и двор. То, что у школы такое получается лучше ("а если ко мне пилу привязать, то задним ходом я и дерево могу спилить"), не делает это её долгом.

"Воспитание непаразитизма" - простите, а зачем так усложнять? Не "воспитание", а "отучение". Не "непаразитизма", а "от паразитизма". Обычные шлепки по рукам и проведения аналогий между ситуацией со шлепком и ситуацией вообще.

Я не спорю с тем, что двусторонние и многосторонние отношения могут быть квалифицированы их участниками по-разному, то есть граница понятия "паразитизм" расплывчата. Как и любой другой квалификации. Однако справляемся.

Аналогия обучения поведению в соцсетях (очень точно подмечено - "как элемент ОБЖ") и сексуального воспитания - хромает вот почему.

Сексуальные чувства - вещь слабо контролируемая, особенно у молодёжи, и поэтому большая часть информации грифована "для взрослых", представляет известный соблазн и вызывает биологически обусловленный отклик. По поведению в сети ничего такого нет. Грубо - можно не просто запугивать детей открытием лишней инфы о себе, "придут и убьют", а дать обзор "Десятка самых больших мудаков, которые себя в сети опустили напоказ, и над которыми все ржут". Или ещё проще - "Как выглядеть взрослым".
bantaputu
7 сент, 2017 13:11 (UTC)
Адекватную картину мира в духе "Америка расположена между Тихим и Атлантическим океанами" дом и двор не дадут, однако. Общенациональные мемы тоже им не по зубам.

"Отучение от паразитизма" это негативная задача. оформляется рефлексами -
как всякое отучение от чего-либо. Для формирования личности этого маловато будет. То есть, надолго этого не хватит. Подрастёт человек, войдёт в фазу преодоления выученого, и пошлёт всё это к чёрту.

С позитивными целями иначе.

Не справляемся мы с определением паразитизма. Столетний скандал, по сию пору не расхлёбанный, тому доказательство.

От обучения поведению в соцсетях (или шире - "обучение социальному позиционированию", и соцсети как составная часть) польза может быть вполне. Вопрос в составлении курса и наличии времени.



Edited at 2017-09-07 13:12 (UTC)
17ur
10 сент, 2017 11:07 (UTC)

Эхм, а зачем знать, где именно расположена Америка тем, кто не рассчитывает параметры баллистических ракет?
bantaputu
11 сент, 2017 06:21 (UTC)
Чтобы не выглядеть совсем уж дураком, если спросят, например.
(Анонимно)
7 сент, 2017 01:35 (UTC)
И вот еще что подумалось поутру. Абсолютный непаразит это пища. Учить непаразитизму значить учить быть пищей. Значит увеличивать кол-во паразитов на обучаемых. Парадоксальный вывод - уменьшить кол-во паразитов можно только обучая паразитизму. Избирательному паразитизму.

Гог, Магог и Педагог - паразит всех их Бог.)
17ur
7 сент, 2017 06:57 (UTC)

Абсолютный непаразит - это тот, кто всегда отрабатывает СВОЮ ДОЛЮ в отношениях, а не ВСЁ в них. Так что у Вас тут перелёт.
(Анонимно)
7 сент, 2017 07:59 (UTC)
Абсолютный непаразит - это тот, кто убит и стал пищей. Ну да, отрабатывает свою долю в отношениях пищевой цепочки полностью.)
(Анонимно)
7 сент, 2017 01:48 (UTC)
И вот еще открытие.)

Валери оказывается вампирша. Хищник. Паразит. Как любовь к ней сочетается с неприятием паразитизма? Парадокс.

Не противоречие.
17ur
7 сент, 2017 06:55 (UTC)

Хищник и паразит - это противоположности. Хищник и потребляет, и тратит больше энергии, чем жертва: собственно, потому он и хищник, ему мясо нужно, трава не катит. Вампиры у Уоттса научились впадать в анабиоз на десятилетия именно потому, что им мяса не хватало.
(Анонимно)
7 сент, 2017 08:09 (UTC)
Я как бы понимаю, что про паразитизм и хищничество не вполне академично рассуждаю. Но мне как организму пофик, как меня хотят есть - исподволь и понемножечку, или всего и сразу.

У Уотса вампирам не хватало ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО мяса. Ну и еще мне у него не совсем ясно, как вампиры очередь анабиоза устраивали, в "ложной слепоте" он про это что-то сказал, но как-то неубедительно. Но вопщем пофик на вампиров, Уотс тут чем хорош - он интерес к теме поднял у той части публики, которым она уже оскомину набила.
mspa_mspa
12 сент, 2017 21:44 (UTC)
У Вас очень ценный материал. Не хотелось бы, чтобы он пропал. Вы пишите книги, как-то структурируете его?
( Всего-то 26 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger