?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Немного сурковщины.

Отыскал один свой черновик, спровоцированный каким-то особо пылким выступлением потомка древних укров на тему "гибридной войны". Дописал некоторые выводы, выкладываю.

---начало черновика---

Напомню своё понимание суверенитета.

Пусть есть группа людей, в которой возможна совместная деятельность, то бишь общество. Так как это группа людей, а не каких-то абстрактных, бессмертных, неуязвимых и неотличимых друг от друга монад, то некоторой долей этой совместной деятельности обречено стать приспособление членов группы к окружающей группу среде.

Эта среда порождает всякие вызовы.

Настолько могучие, что их нельзя обуздать в одиночку, так что приходится приспосабливаться к ним сообща.

Настолько быстрые, что всё общество целиком не может вовремя найти правильный ответ на них, так что приходится доверяться части общества, достаточно проворной, чтобы не рассуждая, инстинктивно увидеть выход и броситься к нему.

Настолько сложные и непредсказуемые, что приходится доверяться умным, которые могут наощупь, упорядоченно находить решения.

И настолько далеко отстоящие друг от друга во времени, и так по-разному похожие друг на друга, что приходится доверяться мудрецам, которые могут вспоминать и сравнивать.

Во всех этих случаях всё общество целиком безоговорочно следует за своей частью, подчиняется ей или прекращает своё существование в прежнем виде, будучи сокрушено внешним вызовом.

С течением времени идея части общества, которая может требовать доверия от всего остального общества, несмотря ни на что, – части общества, которая может вести себя непредсказуемо и при этом не разрушает общества – эта позиция воспринимается членами общества и как норма, и как благо, и – главное – как самостоятельная сущность, вовсе не обязательно быстрая, сильная, умная или мудрая, но могущая потребовать от общества всех перечисленных свойств и любых других.

Это и есть суверен, а сумма его отношений с остальным обществом – суверенитет. Государство же и любое другое владычество есть эффект суверенитета, способ его сохранения и поддержания, средство его обеспечения.

Очевидно, что в числе внешних вызовов общества могут быть и другие общества. Суверенитеты, развивающиеся взаимообусловленно, окажутся много сложнее относительно суверенитета, получившегося в порядке приспособления общества исключительно к дочеловеческой природе, и развиваться они будут быстрее сравнительно с таким суверенитетом.

Однако и человеческое общество, единственное в мире, всё равно породит и суверена, и государство, если встретится с вызовами, для которых окажется чересчур неуклюже как целое, как группа биологических автоматов вполне конкретной конструкции с вполне конкретными ТТХ и их разбросом.

Что я понимаю под «суверенным государством»? Это государство, обеспечивающее суверенитет общества.

Это государство, защищающее право части общества на непривычное, непредсказуемое, неподотчётное и необъяснимое поведение по отношению к остальному обществу, к другим обществам и к окружающей природе.

Это государство, защищающее общество как целое, то есть защищающее саму возможность совместной деятельности в группе людей от последствий поведения суверена.

Мерой суверенитета государства я считаю его способность одновременно решать эти противоречащие одна другой задачи.

Базовое определение войны как конфликта, в котором выживание противной стороны не является граничным условием разрешения конфликта, я позаимствую у ИГШ и обведу по контуру напильником.

Война в рамке изложенного окажется конфликтом между обществами, в котором сохранение меры суверенитета противной стороны не является граничным условием разрешения конфликта.

---конец черновика---

И тут можно сделать следующие замечания.

1. Побочной или основной жертвой войны могут стать суверенитет государства и/или суверенитет общества.

2. Уменьшение суверенитета государства как его способности поддерживать суверенитет общества влечёт уменьшение суверенитета общества, однако эта зависимость ограничена. Полное падение государства вовсе не означает, что в обществе исчезла позиция суверена и согласие на неё существование.

Общество по-прежнему может признавать свой суверенитет как устроение правильное и благое, упражняя его при первой возможности в меру своей связности*.

* - да, я говорю о Гражданской войне столетней давности, когда де-факто среди русских шла борьба разных государственных проектов (кто хороший, кто плохой, разбирайтесь сами), а окраины потом застроили под победителя. Сам суверенитет как свойство тогдашнего русского общества никуда не исчезал так, что государственный аппарат норовил восстановиться возможно быстрее к досаде Ленина с его экзотическими идеями общественного устройства.

3. Уменьшение суверенитета общества лишает существующее в нём государство своего главного назначения и ведёт к перераспределению доступных государственных усилий и средств в иных целях; полагаю, что в частных интересах членов государственного аппарата.

Сохранение и воспроизводство государства как организации, а равно формы его взаимодействия с обществом становятся обусловлены именно этими интересами. "Крыша", "фирменная марка" и проч..

4. Атака на суверенитет государства сводится к внесению дисбаланса в одновременное решение государством задач защиты выходок суверена от общества и защиты общества от последствий выходок суверена, а равно к поощрению существующего дисбаланса в таковом.

Нанести ущерб суверенитету государства можно без нанесения видимого вреда ему, просто предоставив государству некие сверхэффективные/неконвенционные средства решения одной из этих задач либо вынудив его перераспределить обычные усилия в пользу одной из этих задач.

Такое приведёт к тому, что государство не сможет обеспечивать суверенитет общества в прежней мере.

Я понимаю "борьбу за права человека" или "борьбу с коррупцией" именно с этой точки зрения.

5. Атака на суверенитет общества может быть описана через требования открытости и равноправия, которые обустроены так, что задают всеобщее равенство в смысле предсказуемости действий и ответственности за непредсказуемые: так, чтобы суверену было негде спрятаться и никак не отвертеться.

Ведёт такое к фактическому отказу от суверенитета, хотя бы и через риторику отождествления суверена со всем обществом, которое как единое целое оказывается неспособным сколько-нибудь адекватно ответить на внешние вызовы чересчур быстрые, мощные, сложные или разнообразные.

На этом я остановлюсь, потому что считаю достаточно ясно изложенной позицию для не самого обычного толкования вещей, о которых говорят много и постоянно.

Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 8 — добавить )
repins3
9 сент, 2017 07:52 (UTC)
Поведение части общества не разрушающее общество в целом, это предсказуемое поведение. Непредсказуемость предпологает негативную возможность- исчезновение.
17ur
9 сент, 2017 15:18 (UTC)

Эхм, разве выпадение одного целого числа на интервале 0-10000 предсказуемо на том основании, что оно не может быть 10001?
(Анонимно)
9 сент, 2017 18:49 (UTC)
какое бы ни было, всё равно
Вот Вы уже в который раз говорите, что суверен непредсказуем и ентим обеспечивает предсказуемость общества. Думаю я над ентим, думаю, и нифига у меня не срастается. Мне думается, что суверен абсолютно предсказуем - всех делов-то у него, что кому-нить люлей выписать или у кого-нить еду отобрать. И ничем суверен не управляет, окромя логистики того где-кому-скока люлей выписать и где-у кого-скока еды отобрать.

Всего доброго и спасибо.
17ur
10 сент, 2017 07:19 (UTC)
Re: какое бы ни было, всё равно

Эхм, а выбор "кого-нибудь"? Самая примитивная задача, на уровне "только-только произошли от племени" - кого придавить, чтобы напугать остальных? Если кандидатура будет предсказуемой, то остальные бояться не будут, что за ними придут.
(Анонимно)
10 сент, 2017 11:53 (UTC)
Re: какое бы ни было, всё равно
Ну понятно, что американские граждане российского суверена боятся не будут, если им другой ( а хоть бы и свой) суверен эту угрозу не предоставит. Притом, суверену не обязательно осуществлять угрозу ("придавить"), достаточно ее предоставить, показать что он может придавить.

Вопщем, резюмирую, что у меня получается по суверену и его непредсказуемости.

Суверен\суверенитет только для того и нужен, чтоб представлять угрозу и угрозами управлять. В этом смысле суверен\суверенитет всегда предсказуем. Вся непредсказуемость действий суверена основана на, скажем так, особенностях восприятий и реакций на них (восприятия) как индивидуумов, так и их (индивидуумов) сообществ\групп\итыдыитыпы.

Как-то так, хотя допускаю, что я чегой-то не учтил.
(Удалённый комментарий)
17ur
10 сент, 2017 07:25 (UTC)

Ой, а голая акробатка на шесте в качестве Богини Разума - это лучше царебожия? Ну, хотя бы тем, что это не классический Восток, а форменный Запад? Её почему-то нельзя поставить на вид в качестве примера того, что происходит, когда суверен и его права оказываются не превыше всего?

То же касается и "цивилизационной изоляции", что бы под нею ни мерещилось.

Почему мнение о местном обществе сотни других суверенов, которые даже технически (в отличие от местного суверена, части местного общества) не должны считаться с местным обществом, важнее мнения местного суверена?

Вы позволите сотне владельцев соседних квартир на основании какой-нибудь истинной веры указывать Вам, как вести себя в собственных четырёх стенах, если можете этого избежать?
(Удалённый комментарий)
17ur
10 сент, 2017 15:26 (UTC)

Голая акробатка не претендует, а те, кто её туда посадил и по улице таскает - вполне себе. Эбера и Шометта, правда, потом Робеспьер разъяснил, но культ Верховного Существа - он тоже... Я, кстати, атеист, и мне что эти ужимки, что Ваш "Творец Всего Сущего" - разные отделения одной и той же психушки.

"В назидание, неужели не понятно" замечу, что уличные приставалки "я знаю мнение боженьки о вас, улюлюлю" вызывают отвращение ещё большее, чем пляски бородатых мужиков в платьях в специально отведённых для этого местах.

То, что Вы пытаетесь выдать некие однострочные оценки весьма сложных действ с сотнями миллионов участников за резоны для революции, делает честь Вашей решительности, хотя пронизывающая эти оценки фекальная фиксация, туманные образы вроде "однофазных цырл", а равно претензии на знание и целей этих действий, и критериев оценки достижения этих целей не делают чести Вашему уму.

Впрочем, я уверен, что в Рунете найдётся немало "эхо-комнат", где Вам будет, по выражению А.Н.Толстого, "тепло и вонько".
(Удалённый комментарий)
17ur
11 сент, 2017 06:52 (UTC)

Ещё раз, медленно: я атеист, я не увлекаюсь фотошопом и мне нелюбопытно редактировать ссылку. Вы, похоже, сами с собою общаетесь. Не смею мешать.
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger