?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Сейчас, в связи с 60-летием Спутника, в сети цитируют Стивена Кинга: я и сам, помнится, его цитировал - мемуар про то, как директор кинотеатра напугал тогдашнюю штатовскую школоту сообщением о том, что русские запустили.

Воспользуюсь этим поводом и ощупаю мысль, которую с некоторых пор считаю очень важной.

Представим себе два пост-апа, то есть два мира, в которых резко сократилось население, а его остаткам приходится решать задачу восстановления общества как привычки, общества как множества умений жить вместе, общества как образа жизни, а не просто как сиюминутного собрания для решения сугубо технических вопросов группового выживания - то есть не только для того, чтобы кто-нибудь посторожил, пока ты спишь.

Город, уничтожаемый ядерным взрывом

Пост-ап номер один: после ядерной войны или любого другого события, резко ограничивающего доступ выживших к достижениям цивилизации. Проще говоря, людей стало мало, но вещей стало ещё меньше. Либо библиотеку сожгло бомбой на горе выползшим из бомбоубежища, либо в библиотеке завелись зомби с мутантами и не пущают выползших почитать про похождения Анны Карениной.

"Библиотеку" я здесь выбираю потому, что в пост-апе "прежние вещи" с их заведомо излишним дизайном становятся не столько орудиями, сколько поводом для общения, а книги и прочие медиа суть концентрат такого повода.

Критически важным для восстановления общества в таком случае получается умение... скажем так... досочинить книгу по обрывкам страниц. Придумать нечто де-факто новое, но не противоречащее окружающему - или ранее окружавшему - миру. Подчеркну: де-факто продукт будет новым, потому что память - штука такая... Если помните кино про слепого негра с Библией, так там основной прикол в том, что он в хэппи-энде мог вместо Библии хоть Лео Кассиля диктовать, всё равно бы сработало. ПОЗДНЕЕ. Блин, хоть бы кто из комментаторов напомнил, что Лео - он Таксиль, а Кассиль вообще-то Лев. Сказать, что ли, что это я нарочно...

То есть в таком пост-апе необходимая для члена общества опережающая адаптация к окружающей среде - не на собственной шкуре, а по готовым книжкам или байкам - обеспечена в первую очередь фантазией, воображением авторов книжек и баек, и только во вторую - поверкой этой фантазии об острые углы окружающей действительности.

Ясна и цена этого пути. Меньшая её часть: если ты вырос на обгорелых обломках старого мира, то и Анну Каренину ты не полностью поймёшь... "паровоз - это был такой мутант, наверное, я так и перескажу".

А большая часть этой цены в том, что возрождённое общество будет поклоняться новизне, воображению, мечте. Даже не поклоняться, а попросту отказываться понимать, что можно и по-другому. Даже тогда, когда вещей станет достаточно, а там и чересчур много.

Жертвы "испанки".

Пост-ап номер два: после пандемии, когда покойники не встают. Иными словами, вещей осталось намного больше, чем людей; книг в том числе.

И проблема здесь в том, - допустим - что сохранились не только библиотеки, но и записи в соцсетях. То есть сохранилась Анна Каренина, про которую в старом мире взрослеющие дети под угрозой оставления на второй год писали сочинения, а вдобавок сохранились и фотографии кошек, которые эти дети лайкали. И вторых намного больше.

Здесь экстра- или интерполяция при работе со старыми вещами - и с вещами вообще - важны несравнимо менее, нежели в предыдущем случае. А наиболее важной здесь оказывается способность отбросить ненужное, применить действительные нужды нового общества к обильным остаткам прежнего. Я не к тому, что именно Анна Каренина всегда поможет, а котики нет. Я к тому, чтобы уметь выбирать не то, что нравится, а то, что нужно.

И именно за это умение выбрать нужное; умение, невозможное без умения игнорировать всё остальное, в новом обществе будут положены ништяки. И именно этому умению будут учить и учиться на протяжении поколений, когда сохранившиеся излишества уже истлеют. И всякий успех адаптации члена такого общества к окружающему миру будет объяснён его интеллектуальной дисциплиной, самоограничением, его умением не зарываться.

У такого пути тоже есть своя цена. Во-первых и главных, велик будет соблазн отказаться от понимания старого мира, отождествить не понятое мною нынче с навечно никому не нужным - и на этом основании приговорить к забвению. Общество, построенное таким путём, рискует за каждое неожиданное изменение в мире платить непомерную цену; оно рискует оказаться не готовым к пакостям природы или соседей, у него в чрезвычайной ситуации не окажется запаса вроде бы "лишних" решений, которые в предыдущем случае постоянно генерятся на дурковатом восхищении новизной.

Во-вторых, возможны ситуации использования сложного "старого" для простого "нового", то есть ситуации забивания микроскопом гвоздей. И ладно бы микроскопом, а то ведь и ручной гранатой, про которую тоже забыли, зачем она нужна. Возрождённое с таким обеспечением общество вполне может оказаться "с закладками" издревле, которые закладки могут икнуться из-за несчастливого расположения звёзд или стараниями особо умного врага.

Виды Аргуса из WoW 7.3

И на полях. На несколько минут отрешусь и от ядерной войны, и от пандемии. Вообще представлю себе, что ап, за которым следует пост-ап, может длиться не два часа экранного времени и не полминуты заэкранного чтения трагическим голосом, "с чего всё началось" - а сотни лет. Потихонечку. Более того, оба таких разных апа могут произойти более или менее одновременно. Исторически одновременно, если уж я про сотни лет.

Ну да, я про заведение, которое принято называть Римской империей. Про его западные и восточные области. Про то, что в западных областях на развалинах Рима коз пасли, а в Константинополе были те самые библиотеки. Про то, что католики верят в то, что ещё могут проявиться какие-то "скрытые догматы" - и вон сколько их уже проявилось, ха-ха. Про то, чем вообще обеспечена пресловутая "западная" экспансия, о которой столько говорят и никак не могут наговориться.

И до кучи про то, чему некие северо-восточные варвары в своё время научились от византийцев. Про то, что даже воспринимать выученное и навеки прошитое в собственном биосе эти варвары нынче умеют только в западной рамке, и этот угол зрения на себя самих вызывает среди них удивление, печаль и многочисленные споры и ссоры.

Человек в походной экипировке возле давным-давно сломанного автомобиля

Да, забыл сказать, при чём здесь Стивен Кинг. У него есть вещь "The Stand": сугубо западный человек рассказывает про то, как сугубо западным людям и одному чёрту почти неизвестного происхождения живётся после пандемии. Спойлер: никак. У автора "хорошие" выжившие не составляют общества, а просто сбиваются в кучу с прицелом на бесконечный пикник. Собравшиеся под чёртом "плохие" выжившие, помимо прочего, заводят у себя школу, потому что "так надо", о чём "хорошие"даже не думают: "потом как-нибудь".

Вообще у "хороших" там настроение "отдохнём от этой беготни". Вся же трагедь состоит в том, что отдых обеспечен слишком большим количеством сопливых трупов, а тамошняя версия бога заставила некоторых из выживших ещё и побегать сверхурочно, в качестве бонуса спалив "плохих" ядерным взрывом (школьников туда же), то есть автор не удержался - и выше я попробовал объяснить, почему.

Можно сравнить это со "Swan Song" Роберта Маккаммона: там речь идёт о ядерной зиме после того, как НАТО и ОВД наконец-то выяснили отношения. Там тоже присутствует чёрт, там "плохие" с пулемётами пытаются добраться до "хороших" без пулемётов. Спойлер: и добираются. Однако у Маккаммона "хорошие" и становятся "хорошими", наткнувшись на нечто совершенно новое. Пафос "Лебединой песни" заключён в том, что Нечто Совершенно Новое из скопища людей, умирающих на развалинах поодиночке, создаёт общество, потому что эти люди находят, ради чего жить вместе.

И при том, что Кинг как автор лучше Маккаммона, "Swan Song" для меня, русского, кроет "The Stand" как бык овцу, потому что в первом случае западный человек пишет о том, что ему близко и понятно; о том, как по нему и должно быть - а Кинг во втором производит впечатление человека с повязкой на глазах, топчущегося в ярко освещённой (для меня) комнате на страх мебели и посуде. Дисковерер, мать его.

ЦУП, старая фотография.

А о Спутнике, перепугавшем юного Кинга, я как-нибудь потом. И о Т-34, и об АК, и о шуваловских "единорогах", и о борьбе со стилягами, и о бритьи бород боярам. И, может быть, даже о ямах на дорогах (единственное число - "ям"). Всё это одно и то же, знаете ли.

Впрочем, дорогие северо-восточные варвары, я полагаю, что ещё до того, как я соберусь рассудить обо всех перечисленных и многих других прекрасных вещах, вы и сами догадаетесь, что я хотел бы о них сказать.

Спасибо за внимание.



Comments

kv_85c
5 окт, 2017 14:08 (UTC)
Вариант три - людей больше, чем вещей. Те же неурожаи в ЗРИ перед Аттилой, например. И не только там. Землетрясения, ураганы как вариант.
17ur
5 окт, 2017 16:39 (UTC)

Это всё первый, "вещей не хватает".

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger