Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Music:

Записать, пока не забыл.

Отражение военных реалий в литературе. Литература всё же оторвана от боевых действий, которые описывает и, в конечном счёте, оказывается более инерционной, чем техника-стратегия-тактика. Литература адекватна, когда хитовые образы в ней соответствуют хитовым образам на поле боя. Если они расходятся, сразу появляется весь букет: и милитаризм, пугающий одних, и пацифизм, оскорбительный для других...

Собственно "ура!" и "вперёд на врага" (гусары, штыковые и прочее) перестало быть хитовым с изобретением шрапнели и пулемётов - не сразу, конечно, но перестало. Однако чисто тактически необходимым оно быть не перестало. России "повезло" - это расхождение удачно замазывалось сильнейшей идеологизацией изображаемого конфликта. А вот Франции - увы... и побрели в 1940-м французские колонны в плен в необмятых шинелях.

Следующая стадия - боевая техника, которая была хитовой, пока её было сравнительно мало и обновлялась она сравнительно быстро, а её основная функция была - защита от пулемётов (если уж быть совсем точным - избежание актуальной угрозы). "Сердца пламенный мотор", "экипаж машины боевой", "Парень из нашего города" и прочее. Однако жуткие месива Второй Мировой отменили и это - однако идеологическая составляющая и тут помогла СССР перемочься. Небольшой дополнительный толчок - воздушные и заатмосферные реактивные фенечки.

Эти стадии пройдены - однако запрос на них остаётся, ибо "если завтра война". Если "романтику штыковых" удачно поддерживают всяческие эпопеи о спецназе, где полно ближнего боя, то с технической романтикой у нас охуенная дыра - во-первых, нетути сейчас в мире конфликтов, в которых большая часть видов советской боевой техники была бы нужна (масштабные операции с бронетехникой типа "перед нами всё цветёт, за нами всё горит"), а во-вторых, техника в основном советская, а не российская - доедаем-с.

Если же говорить про стадию актуальную, то хитом сейчас являются картинки распределения информации и вмешательства в это распределение - всякие суперагенты, которым с другой стороны земного шарика рассказывают, что их ждёт за углом, а также хакеры-крякеры, способные взломать код ширинки штанов президента США из телефонной будки в песках Сахары. На это достаточно удачно вешается та же "романтика штыковых" - в конце фильма/книги с криком "кия" и ударом ноги повержен очередной ацкий диктатор (обычно обставленный советской бронетехникой, которой герои избегли). Кстати, нынешние "спецназовские сериалы", что цифровые, что бумажные, выглядят убого именно потому, что там не расписывается обильно и красиво процесс сбора, анализа и поставки инфы... Рафинэ этого пути - Матрица и борьба с нею.

Отсюда можно и описать достаточно покупные сеттинги для произведений искусства - как эксплуатирующие старые стереотипы, так и закрывающие дыры в них. Если же попробовать экстраполировать...

Во-первых, нынешняя стадия перестанет быть актуальной, когда умение работать с инфой и мешать этой работе станет слишком обыденным. Во-вторых, следующая стадия будет характеризоваться возвращением романтики "пламенных моторов" (у кого они будут к тому времени). В-третьих, на этой стадии будут живописаться средства, которые позволяют избегнуть и суперагентов с наушниками, в которых говорят всякую гадость из Лэнгли, и Гейтса, залазящего во всякий компьютер, и, думаю, идеологической обработки централизованных масс-медиа - демократических, тоталитарных, любых.

Я попытался свести это всё в сеттинг - получается нечто очень странное, касающееся далеко не только военной темы. Любопытно, можно ли на основании этого предвидеть какие-то изменения в реальном мире. Напишу рассказ-утопию, если никто не возражает, отложив в сторону Бивора и некоторые иные дела, которые будуть в будущем, будуть...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments