Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

НеЛыцкое.

Завален работой по уши и выше. Просто запишу мысль. Она здесь уже была, но я её продолжу.

Необходимость создания нового контента в условиях недостатка контента и в условиях его избытка образует разные социальные паттерны, которые сохраняются и тогда, когда условия, их породившие, уже перестали быть.

В условиях недостатка контента ценится само его восполнение: "ты, главное, придумывай, заполняй пустоту, а обоснования уже как-нибудь потом".

Таким образом возникают отношения собственности применительно к выдуманному как обезличенная, повсюду срабатывающая форма вознаграждения выдумщика обществом. Владение, пользование, распоряжение: чтобы это срабатывало во всём диапазоне условий, возможных в данном обществе, под них стараются завести вещи, известные каждому, вплоть до (или начиная с?) предрассудков и суеверий.

Выдуманное/собственность понимается как нечто целое и цельное. Совершенство предмета отождествляется с совершенством его формы, ненарушенностью его границ. Сама способность выдумывать почитается свойством индивидуума: отдельно взятого, внутренне непостижимого человека.

Стороннее поощрение выдумки тоже записывается на счёт какой-то цельной сущности: гений, бог, чёрт, "жизнь" и проч.. Отсюда получаются фетишизация, мистификация формы: "мне оно привиделось именно с такой завитушкой", символика и бренды как "пузырь на рынке креатива" и т. п..

Если такому научились, то по преодолении недостатка контента тот же подход применяется для борьбы с его избытком, то бишь кто-то с именем, фамилией (или порядковым номером в династии, или революционным псевдонимом) выдумывает, воображает, принимает из потустороннего мира цельный и законченный вариант того контента, что обществу якобы "действительно нужен". Так он проводит границы с тем, от чего надо избавляться или, по крайней мере, не поощрять.

Протестантство, ваххабизм, разновсякий тоталитаризм в его западном понимании, в том числе с приставкой "анти-" - всё это, по моему скромному мнению, борьба с избытком книг способами общественной жизни, наработанными во время их недостатка. Просто потому, что другими способами не обзавелись - да и кажутся они чем-то неприличным ("как, книги жечь?!"), а потому позволенным только упоротой публике. Отсюда, если книги жечь действительно надо, то даже приличной публике приходится упарываться (для десоветизации нужны хохлы, да).

Альтернатива.

Если общество состоялось в условиях избытка контента, то оно живёт в презумпции "всё, что нам нужно, мы можем сделать из того, что у нас уже есть".

Новое отнюдь не отрицается, однако оно понимается не как единая вещь, не как список чертежей нового изделия, сразу и полностью нашёптанный из мирового эфира, но как пересборка существующего, перестановка кусков мозаики или их поворот с целью вписать в дыры на картине, взаимная корректировка формы таких кусков.

Избавление от излишнего контента происходит не на уровне всей сборки, но на уровне отдельных деталей; не через выдачу нового, лаконичного священного писания из горящего куста, но через внесение поправок в действующие законы и протоколы. Они, законы и протоколы, становятся многословнее для тех, кто читает их полностью, хотя путь через них для тех, кому они действительно нужны для какого-то дела, укорачивается (ссылки и повторения).

Соответственно, и само новое понимается не как небывалая вещь, - самостоятельная, ото всего отдельная и требующая ото всех и вся определить отношение к себе - но как небывалая расстановка прежних вещей и людей, - может быть, и штучная, "в отдельно взятой стране" - полученная через небывалое умение правильно обращаться с вещами и людьми ("единственно верное учение"), при этом начиная с себя ("делание", "сознательность").

Таким образом общество вознаграждает тех, кто первый и лучше всего научился этим умениям. Отношения собственности здесь выступают инструментом, но не фетишем.

Завихом такого общества из-за наработанных привычек станет постепенное уменьшение разнообразия книг (вариант: его рост, не успевающий за ростом потребности общества в нём), обессмысливание существующих в обществе отношений наподобие истирания или обтачивания постоянно переставляемых деталей - и попытки решать эту проблему с опорой на прежнюю презумпцию "всё, что нам нужно, мы можем сделать из того, что у нас уже есть". То есть проблему недостатка книг стараются решать способами борьбы с их избытком.

Отсюда вполне легко и просто получаются одновременно официальная идеологически заданная цензура и самая читающая страна мира. Самодостаточный реформизм тоже получается легко и независимо от цветов флага.

Всё.

На кой я это записываю? Потому, что столетие революции на дворе. Почему не делаю конкретных выводов? По тому же самому. Прикидываю рамку, в которой помянутое столетие можно будет обдумать для себя. Хотелось бы на уровне поглубже, нежели борьба цветов, символов и непреложных истин. Скучно с ними, с цветами и с миссионерским кретинизмом несением истины в тёмный, дикий и непросвещённый народ.

Да, и на всякий случай. Забегая вперёд и объясняя название записи. Почему "неЛыцкое", вековечная хвала Евгению Ю. Лукину?

Потому, что я отнюдь не о том синтезе воззрений, доминировавших в обществе в разные периоды русской истории, о котором любят рассуждать и "православные сталинисты", и те демофобы, для которых "православные сталинисты" сходят за оправдание их демофобии (антиватничества). Я вообще считаю такой синтез принципиальной ошибкой независимо от его предполагаемой упаковки.

Скорее уж я пытаюсь поставить задачу обустройства конкуренции между очень разными воззрениями (их прежними и новыми изводами), претендующими на одни и те же массовые, древние предрассудки. Хорошо бы она, конкуренция, при всей своей неизбежности обходилась нашему обществу возможно дешевле, а то и приносила пользу.

Мечты, да.

Спасибо за внимание.



Tags: искусство, культура, литература, общество, политика, ссылка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments