Я тоже попробую о вечном. Не отрываться же от коллектива. Приношу свои извинения, ибо задержался с пробой к собственно столетию. Впрочем, и к лучшему. Никогда не понимал, откуда берутся круглые даты на планете с 365.2 или даже 365.3 днями в году.
Знамёна, однако, уже заняты, вечные истины высказаны, на священное помолено, прошлое осмыслено, будущее предсказано, масштабы освоены... куды бедному автору податься? Придётся ему о мелком.
Я даже кота в тексте упомяну. Чужого, правда.
Постараюсь для народа.
Чураясь трибун и трибунов, напомню, что под "народом" я понимаю следствия медленной совместной деятельности группы людей и саму группу людей, на которой эти следствия сказались. Следствия дел, измеряемых годами и поколениями. А "общество" складывается из деятельности повседневной: дел минутных, часовых, суточных и, может быть, недельных; дел, много более быстрых, нежели дела, как-то образующие "народ".
Всякий человек может одновременно принадлежать и "обществу", и "народу". Это значит, что никакой человек не застрахован от того, что со стороны ему выскажут мнение о его "быстрых", повседневных делах с "медленной" точки зрения. Или от того, что его сиюминутную точку зрения заведут на столетия прошлые и будущие.
Даже если это точка зрения "да отстаньте вы от меня".
Человека такое в любом случае может выбить из колеи. А выбитый из колеи человек есть прекрасный источник дохода. Можно наличными, можно расположением к нужным убеждениям в вопросах деловых, политических, социальных. Чтобы шёл человек стройными рядами. Или чтобы не шёл и не рядами, а сидел вразброс и не петюкал. Или чтобы петюкал и тем ограничивался.
"Столетие революции" - очевидный повод для пинков, выбивающих из колеи. Повод для инвестиций в Ваше беспокойство, усиленное и оформленное фильмами, книгами, памятниками.
А ну признавайся, ты за красных или за белых? Как ты вообще можешь жить, так и не определившись со словами "революция" и "переворот"? Народ царя спасённого видеть желает или что? Какие исторические эпохи ты выделяешь в бурном двадцатом столетии и почему?
И так далее. Потом настанет столетие революции и ещё один день, за ним столетие и два дня... уже настало, надо же. Ну, я текст не в один и не в два захода писал.
Ниже я выскажу нечто вроде предложения, перпендикулярного подавляющему большинству тех пылких воззваний и откровений, которые я приморился уже читать к дате.
Видите ли, я очень плохо понимаю своих предков. А ещё я не боюсь эту плохизну признать.
Я плохо понимаю своих предков не потому, что они были другими людьми, а потому, что они жили в другой обстановке. И ту обстановку, в которой они жили, они считали само собой разумеющейся.
Ну да, они ложились спать вечером и знали, что утром проснутся, а вокруг мало что изменится. В подавляющем большинстве случаев их догадка оказывалась верной. Про меньшую часть случаев снимали кино и писали книжки со всем положенным отвлечением. Кино получалось "для всех", что тоже не совсем то: мои-то предки не "все", мои-то - мои.
И мне от моих собственноличных предков про ту обстановку почти ничего не известно по той самой причине.
Если от них до меня про что и дошло, так про события неординарные, ненормально радостные или горестные, за душу берущие. А про обычное-то, повседневное, чего распространяться?
Теперь по недосмотру предков мне это знание ("предки жили в раю", "предки жили в аду" и весь спектр между) норовит продать множество офеней, и у каждого свой расчёт меж ушей. Продать со скидкой, с нагрузкой, в рассрочку, с абонентской платой, в фирменной упаковке, при торговой марке и голографической подсветке.
Красные, белые, революция, переворот, новая эпоха мировой истории, Россия, которую мы потеряли - и далее согласно каталогу. "Налетай, торопись, покупай живопись".
"Живопись" мне интересна только и исключительно как сведения о моих ближних и дальних родственниках по восходящей линии. Почему? Потому, что именно они, восходящие родственники, отвечают за немалую часть того, что я есть здесь и сейчас и чем собираюсь быть, пока не умру. Они надо мной работали все эти десятки и сотни лет (хотя и не знали, что именно надо мной), поэтому сведения об их будничной рабочей обстановке для меня критически важны.
Даже аргументы "за" и "против" какой-нибудь теории или какого-нибудь прочтения исторических событий сводятся именно к этим сведениям: а что я узнаю нового о жизни своих? - того, что они сами мнили неважным? - того, чего теперь нет вокруг, но что сказалось во мне? Не ушло ли с этим "теперь нет вокруг" что-то нужное и полезное мне здесь и сейчас, в нашем светлом будущем?
И узнать мне это надо бы, обойдясь без выплаты ренты в виде осмысления очередной самой гениальной теории, самой истинной истории, их опровержений...
...однако этого уже не избежать. Поздно. Истинных истин у каждого полно, и у каждого они для всех. Только спросите. А хоть и не спрашивайте - сами прибегут. Те же предки - и их, и Ваши - в эти истины впряжены и бодро скачут, опять-таки служа кучеру лишь экстраординарными событиями из своей жизни. Сами экстраординарные события расторопно перепродаются, редактируются и обновляются. Жизнь бьёт ключом. Время идёт.
И вот насчёт идущего времени и бьющей жизни у меня есть следующее неочевидное соображение: мы все умрём. Не только я. Даже Вы. И лет через сто потомкам будет интересно то, что вокруг Вас нынче настолько обычно, что копейки не стоит и в Ваши фотки попадает цветными пятнами за Вашей спиной.
И Вы сами будете им любопытны отнюдь не
Интерес у Ваших потомков окажется в том, что Вы, прикладывая руку (и другие части тела) к их созданию и воспитанию, нынче об этих цветных пятнах и их ТТХ думаете, но не удосуживаетесь сказать.
И, удовлетворяя этот интерес, за Вас прицелится говорить новая итерация владельцев истории, сшибая деньги с Вашего потомства. Будет Вашим ртом стонать от горя или от счастья... почему стонать? Потому, что аффекты дороже продаются.
Как Вы уже догадались, моя скромная идея состоит в том, чтобы Вы сократили кормовую базу офеней будущего на Ваше потомство. Чтобы потомки через сто лет о нынешнем житьи-бытьи спрашивали у Вас, а не у офеней, и тратили деньги и мозги на нечто, нужное им самим, а не офеням.
Вы ведь хотите, чтобы Вашим потомкам было хорошо?
Спиритические сеансы я, как атеист и материалист, вынужден исключить из способов опроса. Нужно что-то другое.
Ответить на вопрос "что другое" можно только в связи с ответом на вопрос "как". Как можно сохранить в долговечной и удобоваримой форме сведения о повседневной ерунде, необходимые и достаточные для того, чтобы её не спутали с повседневной ерундой на сто лет моложе?
Из этого "как" следует очередное "что". Что вообще сохранять, какую повседневную ерунду? Вдохновения ради можно спросить родителей, у кого живы: что изменилось одновременно и сильно, и постепенно? Чего родители хватились? Кроме молодости, конечно. Исчезновению чего они сперва вздыхали с облегчением, а потом всё-таки сокрушались?
Рискну утверждать, что весьма скоро Вы выйдете на темы с общими названиями вроде "распределение времени по множеству действий по поддержанию личного пространства", "расход внимания при будничном использовании транспорта" или "изменение количества настроек в системах жизнеобеспечения".
Примера для, Вам на посмеяться. Наше время. Моё место. У нас тут в подъездах недавно установили светодиодные лампочки с включением по звуку. Я сперва не догонял решение, потому что поднимался на свой четвёртый бесшумно аки ниндзя, и датчики срабатывали не везде. Так что я первую неделю всерьёз думал, что там микроконтроллер на уровне подъезда с отсчётом времени, а программа написана через задницу. Теперь щёлкаю пальцами на каждом этаже, когда темно. Ещё белый кот с рыжими пятнами, что живёт на третьем, отучился мяукать под своей дверью на весь подъезд. Видать, срабатывало.
Вот эти три строчки я бы для вечности сохранил. С котом. И ещё множество им подобных трёхстрочек по другим поводам, гораздо более скучных и Вам совершенно нелюбопытных. "Это все и так знают".
Повседневная ерунда, как я и говорил. Потому и усилия по её увековечению кажутся чем-то совершенно излишним: мнится, что она до конца Вселенной останется столь же дешёвой, доступной и неизбежной. Это вполне может быть верно для Вашей личной Вселенной, но никак не для Вселенных Ваших правнуков.
Значит, теперь вспоминаю вопрос "как отчитаться по таким мелочам для вечности?" и... и надо ли мне проговаривать решения для такого сохранения на сто лет?
Ввод, каталогизация, сшивание, собственно хранение, доступ? Аспекты технический, программный, финансовый, правовой? - да, такое подлежит регулированию законодательным актом, а то и не одним.
Вот и я думаю, что не надо проговаривать. "Это все и так знают" или, по меньшей мере, представляют себе нынешние возможные решения, правильно или нет. Аналоги-то на виду.
И возражения тут опять-таки видны с ходу, и ответы на эти возражения видны, и всякие частные спорные завитушки видны и предсказуемы, вроде доступа родственникам по ДНК, когда достигнут того же возраста, в котором автор записывал.
Смешно, да. Пока не поймёте, что нет другой альтернативы навязыванию истории как готового продукта, изготовленного теми, для кого Вы сами - не хомо, страшно вымолвить, сапиенс, а ресурс вроде нефти, газа или посетителя сайта.
Мы нынешние этого избежать уже не способны, и потому нам может казаться, будто иначе уже нельзя. Однако можно попытаться сыграть с "длинным временем" в историю частную и кустарную, облегчить давление на будущие поколения, несмотря на все "исторические события". Можно попробовать создавать свой народ самим в меру своего разумения. Это в силах нас нынешних.
Скучная, повседневная, мелкая, дешёвая ерунда. Не проникновенные воззвания ко всему свету, не вечные истины без гарантийного ремонта, не сверхценные наставления (вот уж что точно не понадобится) и вообще не вопли из могилы, а так, берестяные грамоты о хрусте французских булок в пионерлагере по бесплатной путёвке.
Своё.
Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. Всё о тех же датчиках в подъезде. Четвёртая строчка. Они меня напрягают тем, что я вижу свет включённым раньше, нежели осознаю законченным движение, которое ассоциирую со щелчком пальцами. Ну да, техника выставляет напоказ ограниченные ТТХ мяса. У нас тут, в 2017.