?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Под катом очередная итерация моей хомячьей, кустарной, диванной, пиджин-философии, более чем наполовину состоящая из того, что здесь уже многажды было. Написано для себя, а не убрано в приват исключительно потому, что приватных записей в моём журнале не бывает.

Я просто шлифую точку зрения. Или ощупываю его кочку.

Вот она. Язык неуклюжий, я предал ясность точности.

Общество я полагаю состоящим из ячеек типа "семья", "школа", "тюрьма" и "армия". Всякая устойчивая группа людей устойчива постольку, поскольку в ней присутствуют одна или несколько подгрупп со свойствами таких ячеек, и устойчива постольку, поскольку эти свойства выражены.

Свойства ячейки обусловлены её задачей недопущения "наружу" частного поведения, которое не соответствует уровню ожиданий, существующему вне ячеек этого типа.

Четыре типа ячеек общества защищают общество от членов подгрупп со свойствами этих ячеек. Под защитой общества я понимаю сохранение возможности совместных действий в группе людей, частью которой является подгруппа, и увеличение разнообразия действий, возможных в группе.

Число "четыре" здесь соответствует двум типам угроз совместному действию (насилие и паразитизм) и двум модальностям этих угроз ("может" и "хочет").

Ненамеренный паразитизм. "Семья" защищает общество от детей, стариков и калек, а вообще от людей, которые и хотели бы соответствовать требованиям общества, но у которых здесь и сейчас нет сил, возможностей или способностей, чтобы им соответствовать.

Намеренный паразитизм. "Школа" защищает общество от людей, у которых есть силы и способности соответствовать требованиям общества, но которые не хотят тратить свои силы и способности на это соответствие, считая иные жизненные стратегии более выгодными. Школа эти иные жизненные стратегии систематически обесценивает: как инфляцией знаний об окружающем мире, так и через приучение к выполнению заданий, бессмысленных с точки зрения упомянутых стратегий.

Ненамеренное насилие. "Армия" нужна для защиты общества от героев, которые не способны к ограничению своего усилия в обществе и, сами того не желая, превосходят ожидания окружающих от себя.

Намеренное насилие. "Тюрьма" предназначена для защиты общества от тех, кто умышленно прикладывает к совместным действиям физические или умственные усилия, неожиданно большие с точки зрения остальных участников этих совместных действий.

Один и тот же человек может быть членом разных подгрупп, в которых в различной мере выражены свойства ячеек разных типов. Противоречия между типами ячеек и их требованиями могут быть переживаемы человеком, как собственное "душевное" неустройство. Человек обычно склонен разрешать эти противоречия для себя и других разделением времени, а когда не выходит, то над получившимся смешением извне потешаются либо плачут. "Милый, скажи мне что-нибудь пугающее..." - "СМИРРРРНА!!" - "Ой, а теперь доброе что-нибудь..." - "Ну, вольно..."

Далее я вынужден ввести в рассмотрение пятую сущность: пространство между ячейками, то самое "наружу", которое принадлежит обществу, и которое упомянутые ячейки, собственно, защищают от того, что творится внутри них. Я буду называть это "наружу" - "улица".

Под "улицей" я понимаю все совместные действия, возможные только в презумпции понятности соучастника. Если по-простому, то "улица" - это все те дела, когда не ждёшь от соучастника чего-то, чего сам на его месте не сделал бы. Скажем, не кинулся бы на остальных прохожих с ножом и криком "Аллах акбар".

В четырёх перечисленных выше типах ячеек общества это условие не выполняется. Например, в "семье" условный родитель, сам давным-давно приученный условно ходить в условный туалет, готов к тому, что условный ребёнок до условного туалета не дойдёт и испачкает условные трусики. И так далее.

Ещё один пример: "Вождь краснокожих" О'Генри построен на том, что "уличная" группа, готовившаяся стать "семьёй", оказалась не готова к тому, чтобы стать "армией".

"Улица" нужна обществу для защиты устойчивых групп друг от друга. Для такой защиты "улица" предоставляет отдельно взятому человеку как минимум время, а, возможно, и помощь для перехода между подгруппами, если в тех в разной мере выражены свойства различных типов ячеек.

Не буду описывать все 12 задач адаптации (между четырьмя типами) или их же, приведённых к 8 задачам (четыре типа к "улице" и "улица" к четырём типам): точнее, не буду приводить примеры из произведений искусства. Искусство, кстати сказать, есть одно из главных "уличных" решений общества по времени перехода между ячейками и помощи таковому.

Сама по себе устойчивость той или иной группы, существующей и среди людей, и в материальном мире вообще, может быть достигнута тремя путями.

Во-первых, это безраздельное доминирование одного типа ячейки общества в группе. Какая-то семья есть практически полностью "семья", какое-то учебное заведение есть исключительно "школа" и т. д.. В качестве иллюстрации можно привести некоторые типические диалоги между родителями и учителями на тему "кто что должен".

Во-вторых, это баланс между свойствами подгрупп некоторой группы как ячеек разных типов. Из определений ячеек видно, что их практики, их свойства противоречат друг дружке, а значит, могут друг дружку отменять и компенсировать, не давая внешней среде использовать "перекос" в группе для её разрушения. Я буду называть такие группы "уличными группами", потому что ещё не набрался наглости захватить слово "предприятие".

В-третьих, это баланс между свойствами группы как целого, когда внутри группы отсутствуют неразличимы извне подгруппы с ярко выраженными свойствами ячеек разных типов. При этом сама группа может проявлять свойства того или иного типа ячейки применительно к внешним обстоятельствам. Можно сказать, что это баланс "улицы" всей группы как таковой, который много медленнее баланса "уличной группы". То есть сама "улица" в некоторой группе меняется из-за внешних обстоятельств, а до подгрупп со сколько-нибудь выраженными свойствами ячеек ("во-первых") эти внешние обстоятельства даже не добираются непосредственно.

Пожалуй, пока хватит. Далее у меня в планах описать с этой кочки зрения суверенитет общества, о котором я опять-таки немало распространялся в своём журнале. А то как-то неудобно: философствуешь, философствуешь, а вешать ещё никого не призвал... нет уж: философия, политика, брызги слюней в монитор, флаги и символы - чтобы всё как у людей.

Отдыхать так отдыхать.

Спасибо за внимание. Хотя чего Вас понесло под кат, я же для себя.


Comments

( Всего-то 6 — добавить )
pannopm
26 ноя, 2017 12:33 (UTC)
"Когда не ждёшь от соучастника чего-то, чего сам на его месте не сделал бы" = отзеркаленное "золотое правило нравственности"

Edited at 2017-11-26 12:35 (UTC)
foxhound_lj
27 ноя, 2017 10:54 (UTC)
Это называется "четвёртая этическая система". "Золотое правило нравственности" — третья.
lab_sr
26 ноя, 2017 12:43 (UTC)
Не моё щенячье, но у меня к помянутым четырём "всплыло" ещё "стая" и "власть". Исключительно подкатовое и наподумать (для себя).
deadkittten
26 ноя, 2017 17:56 (UTC)
> Во-первых, это безраздельное доминирование одного типа ячейки общества в группе.
А как насчёт школы-интерната и Суворовского училища? Такие двойные формы тоже устойчивы и появляются весьма часто...
timark
30 ноя, 2017 09:27 (UTC)
Как-то механистически получилось. Не по-битловски.
(Анонимно)
3 дек, 2017 13:13 (UTC)
ещё не набрался наглости захватить слово "предприятие
Можно наложить лапу на слово "артель", устарело, никому вродь не нужно, а однако хорошее и годное.)

Всего доброго и спасибо.
( Всего-то 6 — добавить )

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger