Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

Комиссар - к блокаде.

Читаю я эти ваши Интернеты. Вижу очередные тексты по поводу того, что идеологии у нас в обществе нет (от того и беды), и что она нужна (тогда бед не станет).

Ну нате. Не саму идеологию, на неё у меня ни времени, ни дерзости. Всего лишь моё многословное уютное мнение по тому же самому поводу.

Секретарь герцога из х/ф "Тот самый Мюнхгаузен" после известия о войне с Англией

Я исхожу из того, что идеология - это воспроизводимый рассказ группе людей о

а) существующем в ней обществе*,
б) отношениях внутри этого общества и
в) отношениях членов этого общества с окружающим миром (другими обществами, природой).

* - напоминаю, что под обществом я понимаю возможность совместных действий в группе людей.

Идеология нужна для того, чтобы облегчить совместные действия в группе людей, то бишь

а) снизить стоимость повторения обычных совместных действий и
б) увеличить вероятность появления новых.

Если грубо, то идеология обществу нужна затем, чтобы некоторое новое, ранее невиданное предприятие не требовало бы совместно съеденного на протяжении нескольких лет пуда соли. Чтобы предприятию для начала хватило бы обоюдной зиги при первой встрече.

Совместные действия могут быть основаны на четырёх ценностях; на любой из них по отдельности и на комбинации таковых. Эти ценности: превосходство, польза, свобода и справедливость. Группа, совершающая совместные действия, может получиться соответственно через подчинение, найм, отчуждение (от чего-то внешнего или общего) и уравнение (по отношению к чему-то внешнему или общему).

В первых двух случаях без идеологии вполне можно обойтись, хватает приказа или оплаты. В третьем и четвёртом случае идеология незаменима, без неё объединение попросту невозможно. Мне представляется, что свобода и справедливость без пользы и превосходства не способны поддерживать сколько-нибудь многочисленные и постоянные группы (прости меня, "Туманность Андромеды").

Однако достаточно многочисленные и устойчивые группы, заданные подчинением либо наймом, могут попробовать снизить себестоимость своего существования, обратившись к отчуждению от чего-то внешнего/общего по отношению к группе или уравнению перед этим внешним/общим.

Итого, идеологией обзаводятся затем, чтобы не тратить лишние силы на хлёст кнутом и/или не тратить лишние деньги на оплату услуг. Стараются создать такой рассказ об отношениях внутри группы и её отношениях с внешним миром, который обессмыслил бы внутри неё сопротивление приказам или снизил стоимость найма. Рассказ должен быть воспроизводимым, чтобы его более или менее одинаковым выдавали разные люди в разных местах при разных обстоятельствах и не обязательно от души.

Это была теория вообще. Теперь теория на местности.

В современной Российской Федерации ни "командирам", ни "нанимателям" (их ещё называют "силовиками" и "либералами") идеология не нужна. Перед ними не стоит задача удешевления модуса операнди. Ни приписываемое им противостояние друг с другом, ни отношение населения к их действиям по отношению к населению не обостряют ситуацию настолько, чтобы обзаводиться комиссарами.

Насчёт противостояния, реального или виртуального - это к конспирологам: счастливые люди, всё знают.

Я, несчастливый, лучше про население, которому комиссары вообще-то нужны, а командиры платить за них не хотят.

Население стартовало из страны, в которой дефицита с идеологией не наблюдалось. Да, идеологического разнообразия тоже, однако речь идёт именно о том, что удешевление сотрудничества тех, кого, с теми, кто - было неотъемлемой частью общества. Вроде воздуха, который всегда был, которого полно вокруг, которого не может не быть.

Боролись отнюдь не с этим воздухом. Боролись не с удешевлением совместной деятельности как с продуктом идеологического двигателя, а за пёструю раскраску этого двигателя и за полифонию его рокота.

Полагаю, что читатель в подходящем возрасте помнит и программу "500 дней", и оправдание "либерализации цен". То самое "потерпеть ради светлого будущего" рулило от души, Нагульнов бы оценил.

Однако движок стал барахлить. Стал барахлить потому, что он такое же достижение цивилизации, как и всякий механический двигатель: его надо смазывать, чинить, менять детали, выдерживать режимы работы... а если деньги на всё это уведены за границу, то работать обслуживаемый движок станет хуже, а продукта, зависимого от этого движка, станет меньше. Цена продукта пойдёт вверх.

Цена пойдёт вверх не для тех, кто (я уже сказал, им идеология пока всерьёз не нужна), а для тех, кого. Для тех, кого растили в условиях идеологического изобилия (повторю, не путать с разнообразием). Теперь те, кого пытаются договариваться с себе подобными и учить новые поколения, исходя из презумпции всепроникающей идеологизации общежития и из её, идеологизации, совершенной обязательности и необходимости. А их нет. Беда.

Ну и здравствуй, "священное прошлое".

Чем дальше, чем более я рассматриваю "бои за историю" не как аспект политического противостояния или плацебо от него, а как процесс "освящения" всего, что когда-то случилось "под запись", независимо от окраски. Процесс, идущий из-за нехватки того, что получается "освятить" прямо сейчас к сколько-нибудь различимой собственной выгоде.

Грубо говоря, "бои за историю" суть разбор и перелицовка давешних излишков готовой идеологической продукции при её нынешнем дефиците. Разбор неликвидов, вплоть до "святых девяностых".

Сам этот разбор можно выдавать за "примирение", упирая на то, что "освящать" пытаются всё, что ни попадя. Можно и не выдавать, потому что самый простой и дешёвый, а значит, и самый распространённый, доступный любому кретину способ "играть на повышение" тех или иных исторических реалий, которые ему нравятся - изгадить им современное и противоречившее. Тогда это будет "поисками исторической истины" и "множеством взглядов на историю".

И, конечно же, прекрасным способом занять время и траффик.

Далее по законам жанра ЖЖ-шного поста "про политику" мне надо бы описать некоторый "изм", который в самом скором времени возобладает в умах россиян, после чего состоится в российском обществе и окажет глобальное влияние на всё и вся, вплоть до центра Галактики... не стану.

Буду коварнее и проще. Оглашу весь список, пожалуйста.

1. Идеология может быть востребована что "командирами", что "нанимателями" только тогда, когда некоторое дело станет не по достоинству/карману без

а) содействия населения, причём настолько массового/дорогого, что не обойтись без
б) идеологии как способа распространить/удешевить это содействие.

2. Этим делом может оказаться только переживание природного катаклизма, социального катаклизма и/или конфликта с внешним противником, которое распадается на

а) подготовку к такому переживанию,
б) само переживание и
в) объяснение и приятие его итогов.

3. Фактором, критически усиливающим ущерб во всех указанных случаях (природа, общество, враг), становится концентрация населения РФ в городских агломерациях. Расплатой за приемлемо медленный рост количества точек управления становится слишком медленный рост, а то и уменьшение количества целей для средств поражения,

а) не только работающих по площадям или сообществам, но и осуществляющих быстрое и точечное вредоносное воздействие, а так же
б) наносящих ущерб через разлаживание процесса, разрыв его связей, а не через прямое уничтожение ресурсов такового.

4. Сценарий/набор реалий, требующий сложной, дорогостоящей и упорядоченной деятельности всего населения по

а) предотвращению воздействия таких факторов,
б) пережитию этого воздействия настолько, насколько не получилось его предотвратить, и
в) приятию пережитого по его итогам,

известен населению РФ как "блокада". Не в смысле медленных хитрых планов тех или иных суверенов, санкциев с эмбаргами и тому подобного, а та самая, ленинградская. Когда вражеские снаряды выводят из строя водоснабжение. А то, что снаряды не 150 мм, а с приставкой "гиперзвуковые", это уже частности.

5. Итого ещё раз, если кому-то (может, и мне) приспичит сочинить какой-нибудь новый "изм" или набор "измов", или возродить старые заслуженные марки, или извратить их:

а) расселение без потери качества населения, оно же освоение территории, в том числе повторное;
б) упреждающее проектирование новых поселений/предприятий, способных достаточно долго существовать в условиях недостаточно стабильной связи с остальным обществом без потери качества человеческого материала;
в) система образования, способная достаточно быстро переучивать достаточно много людей;
г) основанные на такой системе образования средства экстренного подбора достаточно компетентного персонала для упомянутых поселений/предприятий;
д) несводимая к обезлюживанию роботизация производств с учётом ограничений по достаточно эффективному прикрытию площадей от вражеской артиллерии* и переходу к производству достаточно сложной артиллерии собственной;
* - надеюсь, среди моих читателей нет таких, которые сводят артиллерию к артиллерии ствольной.
е) доказательство "достаточности" или "недостаточности" для каждого из пунктов выше.

И объяснение/задание всего этого, собранное в рассказ обществу о нём самом. Причём рассказ столь высокого качества, что его можно будет прочитать с сельской трибуны, не приходя в сознание, и рассказ на слушателей подействует так, как задумано.

Действия же рассказа добиться возможно, только если каким-то образом предложить населению ценности свободы и справедливости дополнительно к ценностям превосходства и пользы, которые господствуют и продолжат господствовать в обозримом и необозримом будущем. Предложить как присутствующие в обществе, влияющие на совместную деятельность ограничения, а не как волшебные слова, которые "народу нравятся".

Будет это оформлено в какие-то анархо-гендеризм или благоздравие c чинопопием - "второй сложный" и маловажный вопрос вообще-то. Так можно и до драки из-за цветов государственного флага доспориться. Скамейки в них начать раскрашивать, в цвета.

Впрочем, мешать не стану.

Спасибо за внимание.


Tags: история, общество, ссылка, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments