?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

В работе "Поведение", на которую я вряд ли когда-нибудь устану ссылаться, ненависть определена как неприятное переживание, которое прекратится тогда, когда переживающий субъект вернёт своё.

Я согласен с цитируемым ниже описанием ненависти.


Экран, заполненный множеством слов "ненависть" красными буквами

"Желание вернуть своё принципиально отличается от желания присвоить чужое. Оно возникает в ситуации, когда своё продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не "обратное присвоение" (своё не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). Ненависть предполагает, что "правильное положение вещей" восстановится само, как только будет убрана помеха.

Ненависть всегда направлена на прошлое. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего ещё не произошло. С этой точки зрения прошлое в целом является универсальным объектом ненависти.

Ненависть является личным чувством: ненавидят не что-то, а кого-то. Ненависть - это ненависть к участникам отношений.

Ненависть является наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников."

Однако ранее в той же работе понятие "своего" было разделено согласно восприятию индивидами общественных отношений.

Ещё одна цитата:

"Своим человек может называть, во-первых, то, что принадлежит ему (вещь, территорию, ребенка, место за столом, профессию, должность, и так далее). Это понимание "своего" в смысле "собственности"...

Кроме того, своим человек может называть то, к чему принадлежит он сам (семью, народ, организацию, партию, поколение, что угодно). В первом случае можно говорить о собственности, во втором - о принадлежности или причастности. Ясно, что смысл слова "своё" здесь меняется: когда кто-то говорит "это моя вещь", это значит совсем не то же самое, что и "мой народ". Здесь речь идет не об имуществе, но, напротив, о принадлежности к некоторой общности или коллективу.

Далее, человек может называть своим то, с чем находится в отношениях власти или подчинения... Совершенно очевидно, что выражение "мой начальник" (впрочем, как и "мой подчиненный") имеет иной смысл, чем "моя вещь" или "мои друзья".

Наконец, существует и четвертый смысл слова своё. Он проявляется, когда человек говорит про что-нибудь "это моё право". Речь не идет о какой-либо собственности, об отношениях с коллективом, или о властных отношениях. Здесь речь идет о свободах, которыми "обладает" индивид в обществе..."

Приведённое разделение задаёт "второй сложный" вопрос о ненависти.

Если есть разные понятия "своего", то и желание его вернуть, убрав некую помеху, в этих четырёх случаях будет иметь некие отличия. Что можно сказать об этих отличиях?

Сначала два замечания.

Во-первых, ненависть подразумевает представление ненавидящего о том, как "должно быть" - о том, что "восстановится само". А это представление имеет два оттенка: "должно быть" в результате осмысленных целенаправленных усилий или "должно быть" в силу "законов природы", в том числе "законов общества".

"Если ненавидимый не будет намеренно блокировать выпады ненавидящего, не будет обесценивать его усилия, то эти усилия увенчаются успехом, и цель будет достигнута" или "если вон тот ненавистный чувак, который мне никто, отойдёт в сторону, то его тень не будет падать на меня, и у меня будет хороший загар".

Различие между "врагом" и "просто помехой" задаёт разные представления о ненависти. Границу между этими представлениями можно увидеть в легенде о Сизифе, если поставить вопрос "почему камень скатывается обратно".

Во-вторых, если прошлое оказывается универсальным объектом ненависти, а ненависть есть личное чувство, то задачу распространения ненависти в обществе (не путать с собственным переживанием ненависти) может решить только рассказ о состоявшихся делах плохого человека, он же обвинение. Отсюда при распространении ненависти получаются

а) очень большой соблазн очеловечивания прошлых трагедий и катаклизмов,
б) обязательность поиска виновного в них даже ценой упрощения рассказа с потерей его смысла и следующая отсюда
в) критическая уязвимость к манипуляциям.

Кто сказал "бои за историю"? Извините, послышалось.

Теперь о том, что сама ненависть составляет четыре... толка?... в зависимости от того, восстановлением которого именно "своего" она лечится.

Во-первых, это отсутствие доступа к некоторой своей вещи. Тут будет два оттенка ненависти, завязанных на то, считают ли другие эту вещь [ещё] принадлежащей ненавидящему... проще говоря, воспринимают ли они его попытки получить к ней доступ как попытки её вернуть или попытки её отнять.

Во-вторых, это помеха к возвращению в общность: "из-за тебя свои меня не признают своим".

В-третьих, это помеха к возвращению в иерархию: "из-за тебя мои сервы/мой лорд не признают меня своим лордом/сервом". Случай с "лордом" понятнее, потому что вкуснее, а "серв" так и норовит слиться в случай "во-вторых" - "свои меня не берут к себе даже в статусе серва". Однако я здесь говорю не о статусе "своего", а именно о статусе "серва" с его специфическими плюшками: не надо думать за себя и т. д., так что здесь тоже получаются два оттенка.

В-четвёртых и самых сложных, это невозможность реализации своей свободы. Вынуждение меня к какому-то действию, которого в отсутствие объекта ненависти я мог бы и не совершать, причём окружающие этот отказ поняли бы. "Я тебя ненавижу потому, что из-за тебя они не соглашаются с моим отказом делать то-то и то-то, а такой отказ - моё право".

Итого выходят уже не четыре, а шесть толков из-за асимметрии отношений власти и собственности. В каждом толке два оттенка по свойствам объекта ненависти (пассивное или активное препятствование возвращению своего), отсюда двенадцать сюжетов ненависти.

Рискну утверждать, что такая классификация - вещь нужная.

В её отсутствие, например, неразличение

а) возвращения в общность и
б) возвращения в иерархию

ведёт к отождествлению "русского мира" и "российского государства", задаёт уязвимость к обвинениям русских в "рабском сознании", "имперских амбициях" и т. п..

В другой пример можно поставить различие между

а) возвращением доступа к чему-либо и
б) возвращением возможности отказа что-то делать,

когда признание этого различия задаёт разговор о последствиях "гайдаро-чубайсовской приватизации" между носителями очень разных убеждений, фанатами очень разных "-измов". Разговор достаточно абстрактный, чтобы не скатываться к взаимным обвинениям с оскорблениями и мордобоем (надоело уже), то бишь разговор с возможностью договориться.

В заключение не могу не отметить, что "возбуждение ненависти" в РФ ходит в уголовных преступлениях (пресловутая 282 статья УК РФ). В статье нет возбуждения ненависти к конкретному человеку из-за его положения в обществе, однако оно элементарно сводится к "принадлежности к какой-либо социальной группе".

Это означает, что двенадцать сюжетов ненависти - если уж ими развлекаться в каких-то публичных дискуссиях - для начала подлежат изложению в терминах вроде "обеспечения доступа к". Без употребления самого слова на "Н".

Займусь как-нибудь.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 2 — добавить )
hoholusa
19 дек, 2017 22:58 (UTC)
За что ненавидят евреев ?
karpion
21 дек, 2017 01:03 (UTC)
Очень зависит от того, кто именно ненавидит. Поляки - за работу на должности управляющих имениями ((C) газета "Еврейское слово", номер не помню).

В России ненависти к евреям практически нет (не считая маргиналов). Но с высокой вероятностью будет - за то, что очень многие евреи оказались выгодополучателями с тех дел, что творят олигархи (Роман Абрамович = крупнейший спонсор еврейских организаций).

Если Вас интересует ещё какая-то группа людей, которые ненавидят евреев - спросите, попробую ответить.
( Всего-то 2 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger