?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Рынки, построенные на праве субъекта продать всё, чем субъект владеет, и на праве субъекта купить всё, что субъект хочет - это очень разные вещи.

Право всё продать включает в себя и возможность объявить вовне о намерении продать что угодно, и неспособность потенциального покупателя избежать таких заявлений. Проще говоря, рекламировать можно всё и везде: улица аннексирована торговыми предприятиями, и те норовят вломиться с улицы во всякий дом, во всякое собрание и во всякую голову.

"Рынок покупателя" в отличие от "рынка продавца" ограничивает рекламу торговыми площадями. Более того, реклама получается правомерна лишь тогда, когда обращена на человека, объявившего о своём намерении купить нечто (скажем, войдя в соответствующий магазин) - и, соответственно, рекламировать можно только это нечто, этот товар или набор товаров на посещаемой торговой площади.

Что это было? Это был запрос на развитие культуры потребления. Покупатель для успеха своего замысла должен уметь объяснить, что ему нужно, - так, чтобы не оказаться мишенью лишних, бессмысленных и утомительных для него увещеваний. А для этого покупатель сам должен понимать, чего именно он хочет, и должен уметь говорить об этом так, чтобы не выставить себя в нежелательном свете перед себе подобными.

Скажем, если человек желает купить "Мону Лизу" за авторством да Винчи, то на самом деле ему нужны некоторые переживания от себя и от окружающих; а того же самого можно добиться, купив другие вещи, доступнее.

Если перейти от замечания об уникальном к общему рассуждению о бренде и слоганах, то на "рынке продавца" они суть средство экономии сообщения. Покупателя превращают в животное, которое откликается на краткий узнаваемый свисток.

"Рынок покупателя" отнюдь не воспрещает бренды и слоганы, однако видит их частью рассказа не о продукции, а о предприятии, её выпускающем, как о части общества. Более того, правильно представленные, такие рассказы перестают быть рекламой per se и вполне могут выступить в качестве того развлечения, которое нынче для публики составляют повествования о неуспешных семьях с известными именами. Забавный культ Илона Маска и опровержения оного можно рассматривать как примитивную форму таких историй. Вряд ли я дождусь, когда такое можно будет рассказывать о магазинах в моём посёлке...

Обязательно надо отметить, что "рынок покупателя" на протяжении человеческой истории не мог быть осуществлён чисто технически - по крайней мере, для более или менее богатого набора товаров.

Продавец обычно располагал возможностью зазывать, бесконечно долго и бесконечно громко повторять имя своего товара или своего малого набора товаров, а покупатель не мог составить множество доступных разным продавцам запросов по весьма различным предметам, а затем долго следить за этими запросами, публиковать их, править и закрывать по мере удовлетворения.

В свою очередь продавец и представленный им производитель не могли сколько-нибудь быстро и дёшево просматривать и анализировать значительное количество таких запросов и их статусов, внося на их основе поправки в деятельность своих предприятий.

Сейчас, с развитием вычислительных мощностей, такое стало возможным. Хотя я искренне сомневаюсь и в том, что покупатель задумывается о такой перспективе, и в том, что продавец её приветствует. Разве что в общем, в порядке восхищения "прогрессом".

В заключение я замечу, что "рынок покупателя" ничуть не менее "свободен" и не более "регулируем", чем "рынок продавца". Он сложнее, его труднее развить и настроить: так же, как подъезд многоквартирного дома сложнее и труднее в настройке пещеры первобытного племени. Впрочем, я не сомневаюсь, что многим пещера представляется чем-то неизбежным и даже романтичным: "разве можно иначе", "естественная человеческая свобода" и так далее.

"Рынок покупателя" - это просто другой принцип.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 1 — добавить )
livnikk
14 янв, 2018 12:30 (UTC)
Надо отметить, что в природе воспроизводится "рынок продавца", поскольку к продаже доступно только то, что производят и никак иначе. "Рынок покупателя" возможен исключительно как общественная надстройка. В принципе сейчас есть предпосылки для создания такового, тут вы правы. Это прежде всего - возможность классификации товаров (тем более что бюрократия пытается это реализовать через различные коды отчетности). Но реализация подобного будет натыкаться на мощное противостояние со стороны лоббистов продавца, сами же покупатели лобби основать не могут, кроме как через "наказ власти".
В переводе на русский-бытовой: хрен там до победы социализма это проканает.
17ur
14 янв, 2018 15:45 (UTC)

"Рынок продавца" - это тоже общественная надстройка, к природе отношения не имеющая. Машинное производство есть, компьютерных сетей нет...
livnikk
15 янв, 2018 07:44 (UTC)
Рынок продавца развивается как и любое другое явление в обществе, но изначально он обусловлен тем, что продается только то, что УЖЕ имеется к продаже. Т.е. нет на рынке того, что может и хотелось бы, да вот никто не предложил, и только поэтому и не хочется. Спрос на то, чего не было в предложении не может сформироваться. Предложение в создании рынка первично, именно оно делает потребность - спросом.
Т.о. в отличие от "рынка покупателя", "рынок продавца" возникает объективно и имеет базовый характер.
17ur
15 янв, 2018 09:10 (UTC)

Эхм. Любой "рынок" - это общественная надстройка, продукт решения о распределении через обмен. Есть и другие решения.

livnikk
15 янв, 2018 15:58 (UTC)
Распределение - объективная необходимость. Обмен - оптимальная форма на начальных этапах, когда величина сообщества начинает превышать рамки общины. В общине можно жить единым хозяйством, а на уровне более 1000 чел - уже нет.
Возникновение обмена происходит на базе имеющихся тмц. Т.е. производство диктует варианты, а на их основе потребности формируют потребление, в дальнейшем преобразующееся в спрос, по мере формирования надстройки рынка.
Я это к тому, что диктат продавца - первичен, сначала имеем "плюшки", потом оцениваем потребность в них и выставляем цену. Как итог - прарынок.
17ur
15 янв, 2018 17:14 (UTC)

Когда я слышу слово "оптимальный", я хватаюсь за пистолет. Критерий?
livnikk
15 янв, 2018 20:20 (UTC)
Критерий - уравновешивание сравнительной ценности.
В небольшом сообществе это может решаться через авторитет старейшины, баланс "сдержек и противовесов" управляющего или соотнесением с традиционной справедливостью. В большом сообществе демократия перестает работать по причине отсутствия личных связей и оценок. Как только потеряна личная оценка - будут возникать сомнения в справедливости перераспределения. Либо их придется чем-то давить, например авторитетом или силой, либо... предлагать мен, как вариант определения эквивалента между полученным и отданным. Мен же формирует динамичную шкалу ценности благ из их потребности.
17ur
18 янв, 2018 14:02 (UTC)

"Уравновешивание сравнительной" - это "масло масляное".

Вопросы.

Почему переход "небольшого" сообщества в "большое" предполагается обязательным? Одно из решений - это как раз расселение и контроль численности.

И более важный вопрос: а что, авторитет или сила не являются благами? В них нет потребности? Почему тогда "оптимальным" вдруг оказывается именно "мен" вещами, а не авторитетом или силой? Критерий оптимальности? "Сколько вешать в граммах"?

Я подскажу: Вы, имхо, упускаете специализацию как жизненную стратегию.
livnikk
18 янв, 2018 15:41 (UTC)
Масло, как масло, речь идет о балансе отношений. Сами по себе отношения - сравнительны, а вот их баланс, это уже результат уравновешивания.

Переход из небольшого в большое закономерен, вызывается развитием коммуникаций и технологий, которые приводят к увеличению плотности населения. Нельзя жить рядом и как бы в другом сообществе. Расселение как метод становится доступен уже после прохода индустриализации, которая как раз требует скученности.

Авторитет и сила, это скорее характеристики, которые помогают в получении благ. Их достаточно сложно продать/передать/уступить. Авторитет и сила никак не выясняют какой баланс оптимален, они лишь помогают удерживать некое состояние за счет расходования собственного ресурса. Т.е. установив значительно расходящиеся меры и нормы, можно их держать авторитетом и силой, но чем больше расхождение с оптимумом, тем скорее эти авторитет и сила будут исчерпаны.

Отнюдь, мои слова никак не противоречат специализации. Очень хорошая и правильная стратегия. Если повезет.
kouzdra
14 янв, 2018 12:37 (UTC)
На сам деле на слабоконкурентном рынке нет ни того ни другого - и большую часть истории примерно так и было - купцы везли то, что они уверены смогут продать (иначе риски становились слишком велики), а покупатели когда ехали на рынок точно знали что им надо.
17ur
14 янв, 2018 15:43 (UTC)

Так рынок продавца - это пресловутый "свободный рынок", бессмысленный до машинного производства. А то, что сейчас этот "свободный рынок" производят в нечто естественное и неизбежное с начала времён - "люди работают".
karachee
14 янв, 2018 14:25 (UTC)
Хороший бы получился сюжет для серии "Черного зеркала".
17ur
14 янв, 2018 15:41 (UTC)

А что это такое?
karachee
14 янв, 2018 20:39 (UTC)
Сериал британский, каждая серия - модель очередной антиутопии.

https://www.lostfilm.tv/series/Black_Mirror/
17ur
15 янв, 2018 09:05 (UTC)

Я вот сейчас телевизор включил, там люди, вращая глазами, поют плохо рифмованную песню про то, как вкусно есть в какой-то сети быстрого питания.

Это, надо понимать, утопия...
hoholusa
14 янв, 2018 15:29 (UTC)
Рынок покупателя успешно работает для рынка наркотиков.

А вот попытки ввести рынок покупателя сверху ("сухой закон") как-то не сработали.
17ur
14 янв, 2018 15:46 (UTC)

Вообще-то наркотики - это предельный случай "рынка продавца", когда в голову покупателю удалось влезть напрочь и навсегда.
hoholusa
14 янв, 2018 16:41 (UTC)
С другой стороны, покупатель сам пустил продавца себе в голову. Ведь в 99% случаев покупателя не заставляют насильно курнуть или кольнуть, да и с последствиями такого шага он обычно ознакомлен. И полное отсутствие рекламы...
17ur
14 янв, 2018 17:10 (UTC)

Полное отсутствие рекламы? - эхм... Вы себя в детстве помните, сколько глупостей Вы натворили, потому что в компании, потому что это безопасно, потому что это все так... реклама, она не только телевизор.
kuzia_aka_zmey
15 янв, 2018 06:15 (UTC)
Вопрос из серии правильно ли я понимаю что..
Тогда если смотреть на современность, то что то похожее на рынок покупателя есть на поле цифровых продуктов (в частности комп. игр) и электронных медиа.
Излишне напористая реклама просто приведет к тому что игру будут брать с торрентов и продаваться она будет хуже.
А вот мотив купить игру чтобы поддержать разработчика есть и если не основной, то существенный. Также и ярмарки, вроде Стима которые умудряются продавать даже откровенно беззащитные шедевры потому что покупать слишком удобно/приятно.
С сетевыми медиа тоже вроде что то подобное. Всегда можно найти информацию (даже копию той что продают), но приличный "либерал" будет донатить дождю, а приличный "патриот" ... ну не знаю Спутнику погрома, какому нибудь.
17ur
15 янв, 2018 09:17 (UTC)

Играм повезло в том, что обратная связь у них на уровне развлекательных медиа (книги, фильмы), а порядок разработки и коллектив разработчиков к ней более восприимчивы, чем отдельно взятые писатели или набор ОЧЕНЬ специализированных работников кино - или, того хуже, "работников искусства" на казённых дотациях.

В результате у игровиков явочным порядком возникает "а давайте сделаем то, что от нас просят", а упрёк "вы не сделали того, что мы хотели" видится чем-то естественным, в то время, как те же киношники в ответ на такое задницу покажут с весёлым смехом.

С медиа, то есть с продажей новостей... у меня в черновиках лежит прожект... есть большая разница между тем, ЧТО ТАКОЕ новости, и тем, ЧТО ХОЧЕТ покупатель.
( Всего-то 1 — добавить )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger