?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Конференция скоро, и мне секцию вести: работы чуть выше головы. Использую не слишком продолжительное свободное время для переноса сюда с моего HDD нескольких кратких заметок, пригладив и сшив их по пути. И да, они опять по "Поведению".

...Капитализм для общества представляет собой экономизацию общественной жизни, то есть применение ценности Пользы (она же Выгода) в качестве меры человеческих поступков при воображении, организации и осуществлении всякого совместного действия.

"Ненаказуемо", однако стартовые условия здесь оказываются решающими не только внутри, но и между обществами. Бедные становятся беднее относительно богатых, богатые богаче относительно бедных.

То, что экономизация общественной жизни есть необходимое условие научно-технического прогресса и использования его результатов для повышения абсолютного, а не сравнительного уровня жизни - утверждение весьма спорное.

На уровне обществ капитализм ведёт к формированию капитализма ядерного, центрального и капитализма внешнего, периферийного - и такое будет идти даже в случае скрупулёзно соблюдаемых правил "честной игры", когда "рынок решает"; просто в силу различия условий "честной игры" (климат, дороги, плотность населения и проч.). Экономизация общественной жизни в разных обществах будет давать разные результаты (условных Форда и Березовского) не потому, что "люди такие", а из-за количества солнечных дней в году.

Соревнование обществ не сводится к соревнованию экономик. Пропаганда обратного есть предложение умереть вместе с детьми "во имя общего блага", если так будет угодно биржевым маклерам.

Опираясь на работу "Поведение", можно утверждать, что существуют ещё три подхода к оценке общественной жизни: к тем самым воображению, организации и осуществлению совместных действий - как счесть их правильными, если не через ожидаемую или принесённую пользу.

Во-первых, это подход "от власти", когда мерой оказывается Превосходство, а совместное действие направлено на его утверждение для себя и расшатывание для других - участников совместного действия или его объектов. Такой подход ближе всего к подходу "от пользы", потому что тоже подразумевает асимметрию в отношениях, наличие "тех, кто" и "тех, кого". Храбрость, подвиги, войны, покорение природы, иерархия, вождизм... "Дыс ыс Спарта".

Распространение такого подхода на критическое большинство совместных действий - и повседневных, и редких, и всего лишь воображаемых в юношеской постели - в общем приведёт к результату, схожему с капитализмом, включая дифференциацию обществ по начальным условиям, однако такой результат всё же будет альтернативен капитализму, а значит, может быть использован в обществе, которое не удовлетворено своим положением на периферии.

Во-вторых, это подход "от справедливости", когда Справедливость и оказывается мерой общественной жизни: в простейшей ипостаси "равенства" или более сложных. Надо отметить, что здесь в отношениях присутствует симметрия, которая эффективно обесценивает в пропаганде "справедливости" всяческие обещания "выигрыша" у обществ центрального капитализма, "победы" над ними.

Это просто способ отказа от рынка через распространение требований "справедливости" на совместные действия; способ, помимо прочего, будет выражен в назначении некоторым обществом "справедливой" цены на товары и услуги, производимые в нём - как правило, в принципе неприемлемой для мировой капиталистической системы ("что эти туземцы себе позволяют").

В-третьих, это подход "от культуры", когда мерой общественной жизни оказывается Свобода. Парадокс, но здесь всякое совместное действие в идеале должно быть последним: найти клад именно для того, чтобы разбежаться и всю оставшуюся жизнь не видеть этих рож рядом с собой. Общественная жизнь понимается чем-то, от чего надо освободиться.

Культура здесь при том, что она предоставляет средства ощутить нечто, не прикладывая усилий к его совершению. Например, получить адреналин от просмотра кинобоевика, самому не стреляя в террористов. Соответственно, задача культуры в обществе, альтернативном капиталистическому - это усилить переживания свободы от общества так, чтобы совместные действия по освобождению от него вообще имели смысл: добытая по итогам "мелочь свободы" должна переживаться как совершенное освобождение. Хотя бы до выхода из кинозала.

Итого.

Всякий альтернативный капитализму прожект может быть разложен на перечисленные выше составляющие с назначением им сравнительной важности.

И наоборот, из перечисленных выше составляющих такой прожект может быть собран. Точнее, множество разных проектов в зависимости от сравнительной важности составляющих.

Разумеется, любой из изложенных выше подходов может быть описан как приоритет некоторой ценности (Превосходства, Справедливости, Свободы) в степени, в которой мы имеем счастье наслаждаться Пользой сейчас. Такое описание, конечно же, будет считаться антиутопией. В отличие от нынешнего рая.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Нет, конференция не по экономике. В экономике я разбираюсь ещё хуже Вас недостаточно хорошо.



Comments

karpion
19 янв, 2018 23:43 (UTC)
Про "любой ценой" - это Вы откуда взяли?
(Удалённый комментарий)
karpion
20 янв, 2018 16:17 (UTC)
Пруф на тенденцию дать можете?

Желание иметь альтерантиву (и готовность платить за её наличие) имеется в:
  1. демократии;
  2. рыночной экономике;
  3. науке.
(Удалённый комментарий)
karpion
24 янв, 2018 19:51 (UTC)
Фраза "Тенденция в ЖЖ весной 2014 года проявилась на отличненько У ВСЕХ без исключения." - это не пруф, а голословное утверждение.

Поиск "особого пути" - это нормальное занятие для всех, кроме гегемона: он уже нашёл свой путь и теперь пытается навязать его остальным.

Про науку я вообще ничего не понял. Обычно там считается хорошим тоном исследовать все возможные (перспективные) пути, т.е. проверять все альтернативы. Именно этим наука и отличается от религии, где поиск альтернатив сильно не приветствуется - ну так и разница в результатах наглядна и очевидна.
17ur
24 янв, 2018 12:29 (UTC)

Пруфов на уровне ссылки кадр не даст. Не тот уровень.
karpion
24 янв, 2018 19:55 (UTC)
Re: Пруфов на уровне ссылки кадр не даст. Не тот уровень.
Здравия желаю, товарищ Капитан Очевидность. ;)

Но потребовать пруфы - я был обязан. Дабы глупость каждого всем была видна.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger