?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Конференция скоро, и мне секцию вести: работы чуть выше головы. Использую не слишком продолжительное свободное время для переноса сюда с моего HDD нескольких кратких заметок, пригладив и сшив их по пути. И да, они опять по "Поведению".

...Капитализм для общества представляет собой экономизацию общественной жизни, то есть применение ценности Пользы (она же Выгода) в качестве меры человеческих поступков при воображении, организации и осуществлении всякого совместного действия.

"Ненаказуемо", однако стартовые условия здесь оказываются решающими не только внутри, но и между обществами. Бедные становятся беднее относительно богатых, богатые богаче относительно бедных.

То, что экономизация общественной жизни есть необходимое условие научно-технического прогресса и использования его результатов для повышения абсолютного, а не сравнительного уровня жизни - утверждение весьма спорное.

На уровне обществ капитализм ведёт к формированию капитализма ядерного, центрального и капитализма внешнего, периферийного - и такое будет идти даже в случае скрупулёзно соблюдаемых правил "честной игры", когда "рынок решает"; просто в силу различия условий "честной игры" (климат, дороги, плотность населения и проч.). Экономизация общественной жизни в разных обществах будет давать разные результаты (условных Форда и Березовского) не потому, что "люди такие", а из-за количества солнечных дней в году.

Соревнование обществ не сводится к соревнованию экономик. Пропаганда обратного есть предложение умереть вместе с детьми "во имя общего блага", если так будет угодно биржевым маклерам.

Опираясь на работу "Поведение", можно утверждать, что существуют ещё три подхода к оценке общественной жизни: к тем самым воображению, организации и осуществлению совместных действий - как счесть их правильными, если не через ожидаемую или принесённую пользу.

Во-первых, это подход "от власти", когда мерой оказывается Превосходство, а совместное действие направлено на его утверждение для себя и расшатывание для других - участников совместного действия или его объектов. Такой подход ближе всего к подходу "от пользы", потому что тоже подразумевает асимметрию в отношениях, наличие "тех, кто" и "тех, кого". Храбрость, подвиги, войны, покорение природы, иерархия, вождизм... "Дыс ыс Спарта".

Распространение такого подхода на критическое большинство совместных действий - и повседневных, и редких, и всего лишь воображаемых в юношеской постели - в общем приведёт к результату, схожему с капитализмом, включая дифференциацию обществ по начальным условиям, однако такой результат всё же будет альтернативен капитализму, а значит, может быть использован в обществе, которое не удовлетворено своим положением на периферии.

Во-вторых, это подход "от справедливости", когда Справедливость и оказывается мерой общественной жизни: в простейшей ипостаси "равенства" или более сложных. Надо отметить, что здесь в отношениях присутствует симметрия, которая эффективно обесценивает в пропаганде "справедливости" всяческие обещания "выигрыша" у обществ центрального капитализма, "победы" над ними.

Это просто способ отказа от рынка через распространение требований "справедливости" на совместные действия; способ, помимо прочего, будет выражен в назначении некоторым обществом "справедливой" цены на товары и услуги, производимые в нём - как правило, в принципе неприемлемой для мировой капиталистической системы ("что эти туземцы себе позволяют").

В-третьих, это подход "от культуры", когда мерой общественной жизни оказывается Свобода. Парадокс, но здесь всякое совместное действие в идеале должно быть последним: найти клад именно для того, чтобы разбежаться и всю оставшуюся жизнь не видеть этих рож рядом с собой. Общественная жизнь понимается чем-то, от чего надо освободиться.

Культура здесь при том, что она предоставляет средства ощутить нечто, не прикладывая усилий к его совершению. Например, получить адреналин от просмотра кинобоевика, самому не стреляя в террористов. Соответственно, задача культуры в обществе, альтернативном капиталистическому - это усилить переживания свободы от общества так, чтобы совместные действия по освобождению от него вообще имели смысл: добытая по итогам "мелочь свободы" должна переживаться как совершенное освобождение. Хотя бы до выхода из кинозала.

Итого.

Всякий альтернативный капитализму прожект может быть разложен на перечисленные выше составляющие с назначением им сравнительной важности.

И наоборот, из перечисленных выше составляющих такой прожект может быть собран. Точнее, множество разных проектов в зависимости от сравнительной важности составляющих.

Разумеется, любой из изложенных выше подходов может быть описан как приоритет некоторой ценности (Превосходства, Справедливости, Свободы) в степени, в которой мы имеем счастье наслаждаться Пользой сейчас. Такое описание, конечно же, будет считаться антиутопией. В отличие от нынешнего рая.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Нет, конференция не по экономике. В экономике я разбираюсь ещё хуже Вас недостаточно хорошо.



Comments

17ur
24 янв, 2018 12:36 (UTC)
Re: добавлю, пока не забыл

Справедливость - это "каждому своё", "каждый получил" НЕ "одно и то же", а "то, что хотел".
slava_think
24 янв, 2018 17:24 (UTC)
Re: добавлю, пока не забыл
Для каждой этической системы справедливость своя, то есть для коммунальной всем поровну, как в инфраструктуре, для ассиметричных систем - должны действовать справедливые правила неравенства, приемлимые для таковой с последующим выравниванием диспропорций без массового геноцида (ограничение распоряжение собственностью, наследство не абы как - т.е.компенсаторные механизмы частичной коммунальности), для сферы власти - механизмы ответственности, ротации и т.п. Т.е. справедливость не является принадлежностью одной системы. И зло в каждой системе свое, с позиции 4 системы его хорошо видно. Одно из непониманий эпохи застоя в том, что для полноценной жизни человек должен реализовываться в каждой сфере деятельности - то есть, кроме "основной" работы должен в обязательном порядке (а не как общественная нагрузка от личного хочу - не хочу) - участвовать в воспитании нового поколения (передача опыта), управлять собственностью (средствами производства), управлять социумом (микро-и макро-), т.е. организация жизни (хотя бы в виде вектора усилий) в идеале должна вести в сторону многопрофильности деятельности, оцениваемой социумом (тоже не тривиальная задача). Такой один из выводов этич.подхода...

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger