?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Конференция скоро, и мне секцию вести: работы чуть выше головы. Использую не слишком продолжительное свободное время для переноса сюда с моего HDD нескольких кратких заметок, пригладив и сшив их по пути. И да, они опять по "Поведению".

...Капитализм для общества представляет собой экономизацию общественной жизни, то есть применение ценности Пользы (она же Выгода) в качестве меры человеческих поступков при воображении, организации и осуществлении всякого совместного действия.

"Ненаказуемо", однако стартовые условия здесь оказываются решающими не только внутри, но и между обществами. Бедные становятся беднее относительно богатых, богатые богаче относительно бедных.

То, что экономизация общественной жизни есть необходимое условие научно-технического прогресса и использования его результатов для повышения абсолютного, а не сравнительного уровня жизни - утверждение весьма спорное.

На уровне обществ капитализм ведёт к формированию капитализма ядерного, центрального и капитализма внешнего, периферийного - и такое будет идти даже в случае скрупулёзно соблюдаемых правил "честной игры", когда "рынок решает"; просто в силу различия условий "честной игры" (климат, дороги, плотность населения и проч.). Экономизация общественной жизни в разных обществах будет давать разные результаты (условных Форда и Березовского) не потому, что "люди такие", а из-за количества солнечных дней в году.

Соревнование обществ не сводится к соревнованию экономик. Пропаганда обратного есть предложение умереть вместе с детьми "во имя общего блага", если так будет угодно биржевым маклерам.

Опираясь на работу "Поведение", можно утверждать, что существуют ещё три подхода к оценке общественной жизни: к тем самым воображению, организации и осуществлению совместных действий - как счесть их правильными, если не через ожидаемую или принесённую пользу.

Во-первых, это подход "от власти", когда мерой оказывается Превосходство, а совместное действие направлено на его утверждение для себя и расшатывание для других - участников совместного действия или его объектов. Такой подход ближе всего к подходу "от пользы", потому что тоже подразумевает асимметрию в отношениях, наличие "тех, кто" и "тех, кого". Храбрость, подвиги, войны, покорение природы, иерархия, вождизм... "Дыс ыс Спарта".

Распространение такого подхода на критическое большинство совместных действий - и повседневных, и редких, и всего лишь воображаемых в юношеской постели - в общем приведёт к результату, схожему с капитализмом, включая дифференциацию обществ по начальным условиям, однако такой результат всё же будет альтернативен капитализму, а значит, может быть использован в обществе, которое не удовлетворено своим положением на периферии.

Во-вторых, это подход "от справедливости", когда Справедливость и оказывается мерой общественной жизни: в простейшей ипостаси "равенства" или более сложных. Надо отметить, что здесь в отношениях присутствует симметрия, которая эффективно обесценивает в пропаганде "справедливости" всяческие обещания "выигрыша" у обществ центрального капитализма, "победы" над ними.

Это просто способ отказа от рынка через распространение требований "справедливости" на совместные действия; способ, помимо прочего, будет выражен в назначении некоторым обществом "справедливой" цены на товары и услуги, производимые в нём - как правило, в принципе неприемлемой для мировой капиталистической системы ("что эти туземцы себе позволяют").

В-третьих, это подход "от культуры", когда мерой общественной жизни оказывается Свобода. Парадокс, но здесь всякое совместное действие в идеале должно быть последним: найти клад именно для того, чтобы разбежаться и всю оставшуюся жизнь не видеть этих рож рядом с собой. Общественная жизнь понимается чем-то, от чего надо освободиться.

Культура здесь при том, что она предоставляет средства ощутить нечто, не прикладывая усилий к его совершению. Например, получить адреналин от просмотра кинобоевика, самому не стреляя в террористов. Соответственно, задача культуры в обществе, альтернативном капиталистическому - это усилить переживания свободы от общества так, чтобы совместные действия по освобождению от него вообще имели смысл: добытая по итогам "мелочь свободы" должна переживаться как совершенное освобождение. Хотя бы до выхода из кинозала.

Итого.

Всякий альтернативный капитализму прожект может быть разложен на перечисленные выше составляющие с назначением им сравнительной важности.

И наоборот, из перечисленных выше составляющих такой прожект может быть собран. Точнее, множество разных проектов в зависимости от сравнительной важности составляющих.

Разумеется, любой из изложенных выше подходов может быть описан как приоритет некоторой ценности (Превосходства, Справедливости, Свободы) в степени, в которой мы имеем счастье наслаждаться Пользой сейчас. Такое описание, конечно же, будет считаться антиутопией. В отличие от нынешнего рая.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Нет, конференция не по экономике. В экономике я разбираюсь ещё хуже Вас недостаточно хорошо.



Comments

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger