?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Те рацеи, которые я развожу на предмет этики, по закону жанра должны сопровождаться предложениями на тему «как нам обустроить Россию» в мечтах автора о мемориальной доске*. И в процессе разведения я не нашёл причин не порассуждать о том, какой должна быть правильная тюрьма. Про суму... простите, про гарантированный прожиточный минимум... я как-нибудь потом, хотя и от неё не зарекаюсь.

* - ну мне-то ладно, а вот мемориальная доска Солженицыну должна быть. Одна. Напротив здания администрации президента РФ. Чтобы помнить вечно: не высылать из страны. Сами должны бежать.

Сразу хочу сказать, что не стоит рассматривать запись как план технически возможной реформы соответствующих заведений в обозримом будущем; это очень приблизительное описание их желательного состояния со всеми особенностями взгляда на него из отдалённого прошлого, то бишь настоящего.

Дорого, неуклюже, прельстительно - и совершенно не понятно, как достичь. Зато правильно. И, имхо, страшновато.

Кадр из Ва-банк-2

Тюрьма – это анти-, то бишь вместообщественное учреждение, один из подвидов "не-улицы": ячейка общества или сборка из таких ячеек для предупреждения насилия в общественной жизни.

Общественная жизнь, напоминаю, это совместные действия в группе людей, совершённые с учётом возможных совместных действий в группе людей.

А насилие в общественной жизни - это действия согласно императиву «я буду делать по отношению к другим то, чего они не делают по отношению ко мне».

Тюрьма, таким образом, есть решение общества по защите общественных отношений от насилия как одного из видов ненормального поведения, то есть поведения, не соответствующего ожиданиям окружающих.

И решение это достигается не усилением асимметрии в отношениях между людьми, присутствующими в тюрьме, не увеличением масштабов унижения или использования ближнего своего, а напротив, отучением от таких практик через отмену их возможности.

Проще говоря, я не считаю тюрьму способом наказания через унижение в рассрочку. Равно я не считаю её местом, где через систематический обмен усилий на внешнее поощрение (например, "ударный труд") можно добиться смены модуса операнди в преследовании своих жизненных целей.

Я считаю, что пресловутое "перевоспитание", изменение качества человеческого материала в интересах общества здесь возможно только через обратный подход - не усиление превосходства и пользы, а устранение их и отучение от них.

Какие черты будут присутствовать у такого решения?

В-главных, это форсированная симметрия отношений обитателей тюрьмы.

Можно сказать, что тюрьма тем лучше, тем «тюрьмее», чем менее присутствуют в жизни её членов отношения власти и собственности, а также, предупреждая «парадокс Камеррера», чем меньшее влияние на поведение обитателей тюрьмы оказывают соображения превосходства и пользы.

Такого положения дел можно достичь только через захват, занятие, аннексию всей тюремной жизни ценностями справедливости и свободы или, что то же, через сведение жизни в тюрьме к поступкам из коммунальной или культурной сфер.

Тогда насилие окажется принципиально невыгодной жизненной стратегией, и от него, по крайней мере теоретически, человека можно будет отучить - читай: «исправить» его за некоторый срок пребывания в тюрьме.

Чтобы подробнее обрисовать намеченный подход, приведу список требований к нему, в настоящее время не страдающих особой выполнимостью. Особо отмечу, что требования эти важны в совокупности - это не перечень разных предложений, а разные стороны одного и того же.

Во-первых, "кто не работает, тот не ест". Буквально: если обитатель тюрьмы отказывается выполнять некоторый объём работ, назначенный ему персоналом тюрьмы, то он лишается еды. Если он саботирует эти работы по качеству или объёму, то он лишается еды. Подчеркну, что корректное выполнение этого требования возможно только при действительном разборе вышестоящей инстанцией случаев саботажа (или объявлений голодовки) с обязательными подтверждениями уровня видео. И, разумеется, назначенный объём работ должен быть заведомо выполним для того, кому он назначен, а рацион должен быть заведомо, с запасом достаточен для поддержания здоровья при выполнении этого объёма на протяжении тюремного срока. Иначе это пытки.

Во-вторых, соответствие рациона и работы должно быть предельно простым. Проще говоря, невыполнение дневного задания влечёт за собой отказ в суточном пайке, но перевыполнение не влечёт никаких десертов. Никакой торговли. Из пункта "во-первых" следует возможность отсрочки лишения рациона в связи с разбирательством случая саботажа, но это и есть тот самый предел простоты. Из "сделал или нет" следует "накормили или нет". Всё.

В-третьих, минимум личных вещей и никаких материально полезных личных вещей. Одежда, зубная щётка - всё тюремное, с заявленным сроком или количеством раз пользования (уточнения п. 1 всецело относятся и к этим вещам). В собственности - только мелкие талисманы и портреты родителей.

В-четвёртых, работа в тюрьме должна быть бессмысленной для работающего. Речь не идёт о занятиях абсурдных и явно бесполезных, но о том, что работающий не должен знать конечного продукта, в который он вкладывает свои усилия, умения и внимание. Либо стандартные детали, пригодные везде и для всего, либо детали и сборки, назначение которых работающему не понятно, либо перегонка неизвестного сырья в чуть менее сырое состояние, либо... не уверен, что бег в колесе динамо-машины не будет воспринят как пытка*. И да, персоналу тюрьмы должно быть запрещено просвещать работающего по этой теме, "чем я тут занимаюсь".

* - великолепный образ майнинга на бумаге в столбик, увы, не мой. И даже не Вернора Винджа, хотя у него было нечто похожее по дешифровке.

В-пятых, одиночные камеры размером немногим более кровати. Место для ночного сна, часа до и часа после.

В-шестых, множество... не знаю, как назвать... "публичных комнат"?.. в которых обитатели тюрьмы и будут проводить время, оставшееся от работы и сна. На несколько человек каждая. С планируемой тасовкой личного состава по публичным комнатам каждый день - планируемой в т. ч. через ГСЧ, извините за рифму. Это уже футуризм как есть: насколько я понимаю, достаточно простых и дешёвых процедур обеспечения и контроля таких перемещений пока не существует - самое близкое к цели, что приходит в голову: открытие машиной правильной двери правильному лицу, распознанному с камеры. В публичных комнатах, разумеется, общий терминал службы новостей - дальше я объясню, почему не телевизор; доступ к частным терминалам. Книги, наушники...

В-седьмых, сама еда: питательная паста в пакетах или ещё что-нибудь из мечтаний о светлом будущем. Никакого поварского искусства, никаких столовых, минимальное разнообразие вкусовых добавок. Еда возможно скорее портящаяся, начиная со вкуса. Пакеты саморазрушающиеся. Выдача и потребление в камере и/или на рабочем месте.

В-восьмых, управляемая симуляция новостей из внешнего мира. Я не шучу: контент с общего терминала должен идти в форме, привычной для гражданина страны, но отношение контента к действительности должно быть обратно пропорционально строгости содержания в тюрьме. То есть при самом жёстком тюремном режиме новости должны начинаться с сообщения о визите эльфийского короля в заповедник хрюкочущих зелюков, с последующим интервью аналитиков о перспективах отношений эльфов и марсиан*. Смысл: игра на повышение ценности равного человеческого общения по контрасту с вещанием. Способы достижения: машинные генерация, оформление и текущая настройка возможно большего количества "новостного контента" под надзором возможно меньшего количества людей-психологов и людей-воспитателей.

* - это не подобие Книги из стефенсоновского "Анафема". Связность и логика у сообщений может и должна оставаться, - более того, сообщения по своему содержанию вполне могут быть замаскированными поучениями правильному - однако их оформление, не уступая в поверхностности "нормальным" новостям, не должно иметь отношения к "реальному" окружающему миру, который известен или был известен адресату.

В-девятых, запрет на передачу имярек любыми способами, кроме устного, сообщений о состоянии внешнего мира датой позже начала тюремного срока имярек. Не уверен, что официальный внутренний календарь тюрьме вообще нужен.

В-десятых, условная "тюремная библиотека". Второе главное средство того самого "перевоспитания" - первым была тасовка личного состава по публичным комнатам. Требования к содержимому "библиотеки" - точнее, к тому, чего она не должна содержать - сформулировать и перечислить достаточно легко. Сложнее сделать вывод: можно ли найти достаточно текста, музыки и видео, (не)удовлетворяющих этим требованиям, или надо всё делать с нуля.

В-одиннадцатых, подлежат наказанию попытки торговли (не путать с частными договорённостями, та же разница, что между вещанием и старыми добрыми сплетнями), некоторые разновидности игры и попытки унижения соседей по производственному помещению или публичной комнате через физическое насилие или оскорбление. Наказание здесь достаточно очевидно: лишение общения (карцер) и полное или избирательное ограничение доступа к благам культуры (библиотеке). Намного менее очевидны достаточно дешёвые средства сколько-нибудь оперативного отслеживания таких попыток. Честно скажу, я не могу их вообразить.

В-двенадцатых, карцер должен быть в первую очередь помещением, в котором ничего не происходит, и где нельзя ничего изменить. Постоянный уровень освещения, невозможность процарапать надпись на стене и проч.. Никаких цепей, холодов, мокрети и скелетов в углу, никаких пыток, никаких окон, телевизоров и книг, а единственное внешнее событие за день – выдача пайка (в разное время). Так, чтобы через неделю сам вид других людей, что-то делающих, казался благодатью.

В-тринадцатых, «полное или избирательное ограничение доступа к библиотеке» подразумевает не отключение частного терминала, а замену на нём запрашиваемой библиотечной информации описанным выше абстрактным «новостным контентом» - возможно, с проверкой его потребления хотя бы по затраченному времени и восстановлению доступа к библиотеке по итогам такой проверки.

В-четырнадцатых, сведение общения обитателей тюрьмы с тюремным персоналом к совершенному минимуму, к нулю и к отрицательным величинам. Видеонаблюдение, обезличенные голоса в динамиках, безымянные «силовики», запакованные в доспехи с забралом, быстродействующие газы и тому подобное. Минимизация переживания актуального и неизбежного унижения перед персоналом тюрьмы.

Пожалуй, всё. Рискну предположить, что тема раскрыта не полностью, - её масштабы, мягко говоря, не соответствуют ЖЖ-шному трёпу на досуге - и предупрежу некоторые вопросы.

Главное предупреждение: я не имею даже приблизительного представления о том, как решить задачи, поставленные минимум в пяти пунктах из перечисленных жирным шрифтом, и подозреваю, что при сколько-нибудь внимательном рассмотрении это число увеличится. И я не уделял внимания вопросам внедрения такой системы: стоимости этого внедрения, адаптации к внедряемому уже сложившегося контингента и так далее, далее, далее... Это всего лишь игра воображения.

Предупреждение поменьше: на Бёрджесса не ссылаться, у него заявленные средства работы с человеческим материалом могут быть применены не только к человеческому материалу, а это подопытных унижает. Предложенное мною можно устроить только с людьми, а с собаками уже нет.

Предупреждение совсем маленькое: распространять сказанное на общество в целом - не надо. Не для того я старался, описывая работу с частью общества - такую, чтобы уже её результаты помогали развитию общества в целом, усложнению и разнообразию той самой общественной жизни.

Советский плакат с освобождённым негром.

Я считаю эти усложнение и разнообразие благом, если что.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. В комментариях мне было поставлено на вид моё недостаточное знакомство с предметом (оно такое и есть, если что). Я попросил ссылки на более или менее доходчивые пособия, и уважаемый комментатор их предоставил: насколько я могу судить по предварительному просмотру, учебные пособия на ссылках написаны с желанием, чтобы читатель понял, о чём в них идёт речь. Смею заверить по собственному опыту: такое бывает далеко не всегда - не в смысле читатель не понимает, а в смысле автор не старается.

"От сумы да от тюрьмы не зарекайся", и я выношу эти ссылки в головной пост.

1. "Уголовно-исполнительное право России...", учебник для ВУЗов.

2. "Психология преступного поведения", учебное пособие.

Кроме того, было порекомендовано посмотреть первую и последнюю советские редакции Исправительно-трудового кодекса РСФСР, и, разумеется, нынешнюю редакцию Уголовно-исполнительного кодекса, желательно с примечаниями. Что естественно, потому что анализ явления сводится к сопоставлению его описаний.

Так что, если я когда-нибудь вернусь к теме, то возвращение будет в силах тяжких.

ПостСубСкриптум. А уж то, что редакцию ИТК образца 1936 года я буду читать внимательно именно применительно к историческому экскурсу работы "Поведение", это само собой.



Comments

17ur
25 янв, 2018 09:56 (UTC)

Беломорканал - неудачный пример. Весьма специфическое время, связанное с форсированным и массовым изменением качества рабочей силы. Оно кончилось.

Насчёт неживой природы... как именно повысить свой статус в обществе можно через установление превосходства над неживой природой? У Сизифа не получилось.

Осмысленная профессия не является обязательным следствием ударного труда. Более того, дешёвый ударный труд - завзято выполняемые простые операции - как раз отупляет человека и снижает его шансы найти работу сложную и интересную.

Про эльфов и марсиан - совершенно верно. Я как раз и написал, что целью такого решения будет снижение ценности вещания в пользу личного общения, отучение от ящика.
merk7
25 янв, 2018 14:43 (UTC)
"форсированным и массовым изменением качества рабочей силы" - а современная автоматизация/роботизация/интернетизация не является предвестником такового изменения? Предвестником уничтожения простых (в алгоритмическом смысле) профессий вроде профессии дворника, водителя, продавца? Предвестником некоторой деурбанизации (удаленная работа без необходимости личного присутствия на заводе).

У Сизифа не получилось, у Стаханова получилось. И я говорил об ударном труде, а не о дешевом. Преступники - люди изобретательные, пусть что-нибудь изобретают. Роботов каких-нибудь. Если не хватает знаний - можно записаться на вечерние курсы по механике, электротехнике, программированию.

Разумеется, это не касается совершенно не исправимых людей - психов, маньяков, особо жестоких убийц, рецидивистов, криминальных авторитетов. Но для подавляющего числа осужденных вполне можно тюрьму заменить "трудовой армией", "штрафбатом", направить их буйную энергию в общественно-полезное русло.

"в пользу личного общения" - все закончится тем, что в среде заключенных образуются позиции "рассказчиков" т.е. лиц, наиболее информированных о реальном состоянии дел на воле. И получится то же самое вещание. Между прочим, реальная информация о внешнем мире станет объектом интеллектуальной собственности и источником превосходства.
17ur
25 янв, 2018 15:38 (UTC)

Насчёт роботизации - туше. Тема тюремного труда в связи с изменением качества труда на воле - интересна даже без моих завихов здесь.

А вот насчёт информации Вы не совсем правильно поняли. Я не говорю о полном запрете информации извне, я говорю о запрете информации извне, кроме устной. То есть рассказывать о делах снаружи на свидании, в т.ч. по скайпу - только в путь. Замечу, кстати, что это будет в основном информация о близких, о знакомых, а не содержание выпусков новостей о том, как президенты ручкаются.

Позиции рассказчиков в придуманной мною тюрьме, конечно, окажутся - только это будут не те, кто информированы, а те, кто могут составить повествование из известного. А это уже не вещание, не репортаж, это и в самом деле рассказ, достижение культуры, которое в обрисованном мною антураже только приветствуется.

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger