?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Те рацеи, которые я развожу на предмет этики, по закону жанра должны сопровождаться предложениями на тему «как нам обустроить Россию» в мечтах автора о мемориальной доске*. И в процессе разведения я не нашёл причин не порассуждать о том, какой должна быть правильная тюрьма. Про суму... простите, про гарантированный прожиточный минимум... я как-нибудь потом, хотя и от неё не зарекаюсь.

* - ну мне-то ладно, а вот мемориальная доска Солженицыну должна быть. Одна. Напротив здания администрации президента РФ. Чтобы помнить вечно: не высылать из страны. Сами должны бежать.

Сразу хочу сказать, что не стоит рассматривать запись как план технически возможной реформы соответствующих заведений в обозримом будущем; это очень приблизительное описание их желательного состояния со всеми особенностями взгляда на него из отдалённого прошлого, то бишь настоящего.

Дорого, неуклюже, прельстительно - и совершенно не понятно, как достичь. Зато правильно. И, имхо, страшновато.

Кадр из Ва-банк-2

Тюрьма – это анти-, то бишь вместообщественное учреждение, один из подвидов "не-улицы": ячейка общества или сборка из таких ячеек для предупреждения насилия в общественной жизни.

Общественная жизнь, напоминаю, это совместные действия в группе людей, совершённые с учётом возможных совместных действий в группе людей.

А насилие в общественной жизни - это действия согласно императиву «я буду делать по отношению к другим то, чего они не делают по отношению ко мне».

Тюрьма, таким образом, есть решение общества по защите общественных отношений от насилия как одного из видов ненормального поведения, то есть поведения, не соответствующего ожиданиям окружающих.

И решение это достигается не усилением асимметрии в отношениях между людьми, присутствующими в тюрьме, не увеличением масштабов унижения или использования ближнего своего, а напротив, отучением от таких практик через отмену их возможности.

Проще говоря, я не считаю тюрьму способом наказания через унижение в рассрочку. Равно я не считаю её местом, где через систематический обмен усилий на внешнее поощрение (например, "ударный труд") можно добиться смены модуса операнди в преследовании своих жизненных целей.

Я считаю, что пресловутое "перевоспитание", изменение качества человеческого материала в интересах общества здесь возможно только через обратный подход - не усиление превосходства и пользы, а устранение их и отучение от них.

Какие черты будут присутствовать у такого решения?

В-главных, это форсированная симметрия отношений обитателей тюрьмы.

Можно сказать, что тюрьма тем лучше, тем «тюрьмее», чем менее присутствуют в жизни её членов отношения власти и собственности, а также, предупреждая «парадокс Камеррера», чем меньшее влияние на поведение обитателей тюрьмы оказывают соображения превосходства и пользы.

Такого положения дел можно достичь только через захват, занятие, аннексию всей тюремной жизни ценностями справедливости и свободы или, что то же, через сведение жизни в тюрьме к поступкам из коммунальной или культурной сфер.

Тогда насилие окажется принципиально невыгодной жизненной стратегией, и от него, по крайней мере теоретически, человека можно будет отучить - читай: «исправить» его за некоторый срок пребывания в тюрьме.

Чтобы подробнее обрисовать намеченный подход, приведу список требований к нему, в настоящее время не страдающих особой выполнимостью. Особо отмечу, что требования эти важны в совокупности - это не перечень разных предложений, а разные стороны одного и того же.

Во-первых, "кто не работает, тот не ест". Буквально: если обитатель тюрьмы отказывается выполнять некоторый объём работ, назначенный ему персоналом тюрьмы, то он лишается еды. Если он саботирует эти работы по качеству или объёму, то он лишается еды. Подчеркну, что корректное выполнение этого требования возможно только при действительном разборе вышестоящей инстанцией случаев саботажа (или объявлений голодовки) с обязательными подтверждениями уровня видео. И, разумеется, назначенный объём работ должен быть заведомо выполним для того, кому он назначен, а рацион должен быть заведомо, с запасом достаточен для поддержания здоровья при выполнении этого объёма на протяжении тюремного срока. Иначе это пытки.

Во-вторых, соответствие рациона и работы должно быть предельно простым. Проще говоря, невыполнение дневного задания влечёт за собой отказ в суточном пайке, но перевыполнение не влечёт никаких десертов. Никакой торговли. Из пункта "во-первых" следует возможность отсрочки лишения рациона в связи с разбирательством случая саботажа, но это и есть тот самый предел простоты. Из "сделал или нет" следует "накормили или нет". Всё.

В-третьих, минимум личных вещей и никаких материально полезных личных вещей. Одежда, зубная щётка - всё тюремное, с заявленным сроком или количеством раз пользования (уточнения п. 1 всецело относятся и к этим вещам). В собственности - только мелкие талисманы и портреты родителей.

В-четвёртых, работа в тюрьме должна быть бессмысленной для работающего. Речь не идёт о занятиях абсурдных и явно бесполезных, но о том, что работающий не должен знать конечного продукта, в который он вкладывает свои усилия, умения и внимание. Либо стандартные детали, пригодные везде и для всего, либо детали и сборки, назначение которых работающему не понятно, либо перегонка неизвестного сырья в чуть менее сырое состояние, либо... не уверен, что бег в колесе динамо-машины не будет воспринят как пытка*. И да, персоналу тюрьмы должно быть запрещено просвещать работающего по этой теме, "чем я тут занимаюсь".

* - великолепный образ майнинга на бумаге в столбик, увы, не мой. И даже не Вернора Винджа, хотя у него было нечто похожее по дешифровке.

В-пятых, одиночные камеры размером немногим более кровати. Место для ночного сна, часа до и часа после.

В-шестых, множество... не знаю, как назвать... "публичных комнат"?.. в которых обитатели тюрьмы и будут проводить время, оставшееся от работы и сна. На несколько человек каждая. С планируемой тасовкой личного состава по публичным комнатам каждый день - планируемой в т. ч. через ГСЧ, извините за рифму. Это уже футуризм как есть: насколько я понимаю, достаточно простых и дешёвых процедур обеспечения и контроля таких перемещений пока не существует - самое близкое к цели, что приходит в голову: открытие машиной правильной двери правильному лицу, распознанному с камеры. В публичных комнатах, разумеется, общий терминал службы новостей - дальше я объясню, почему не телевизор; доступ к частным терминалам. Книги, наушники...

В-седьмых, сама еда: питательная паста в пакетах или ещё что-нибудь из мечтаний о светлом будущем. Никакого поварского искусства, никаких столовых, минимальное разнообразие вкусовых добавок. Еда возможно скорее портящаяся, начиная со вкуса. Пакеты саморазрушающиеся. Выдача и потребление в камере и/или на рабочем месте.

В-восьмых, управляемая симуляция новостей из внешнего мира. Я не шучу: контент с общего терминала должен идти в форме, привычной для гражданина страны, но отношение контента к действительности должно быть обратно пропорционально строгости содержания в тюрьме. То есть при самом жёстком тюремном режиме новости должны начинаться с сообщения о визите эльфийского короля в заповедник хрюкочущих зелюков, с последующим интервью аналитиков о перспективах отношений эльфов и марсиан*. Смысл: игра на повышение ценности равного человеческого общения по контрасту с вещанием. Способы достижения: машинные генерация, оформление и текущая настройка возможно большего количества "новостного контента" под надзором возможно меньшего количества людей-психологов и людей-воспитателей.

* - это не подобие Книги из стефенсоновского "Анафема". Связность и логика у сообщений может и должна оставаться, - более того, сообщения по своему содержанию вполне могут быть замаскированными поучениями правильному - однако их оформление, не уступая в поверхностности "нормальным" новостям, не должно иметь отношения к "реальному" окружающему миру, который известен или был известен адресату.

В-девятых, запрет на передачу имярек любыми способами, кроме устного, сообщений о состоянии внешнего мира датой позже начала тюремного срока имярек. Не уверен, что официальный внутренний календарь тюрьме вообще нужен.

В-десятых, условная "тюремная библиотека". Второе главное средство того самого "перевоспитания" - первым была тасовка личного состава по публичным комнатам. Требования к содержимому "библиотеки" - точнее, к тому, чего она не должна содержать - сформулировать и перечислить достаточно легко. Сложнее сделать вывод: можно ли найти достаточно текста, музыки и видео, (не)удовлетворяющих этим требованиям, или надо всё делать с нуля.

В-одиннадцатых, подлежат наказанию попытки торговли (не путать с частными договорённостями, та же разница, что между вещанием и старыми добрыми сплетнями), некоторые разновидности игры и попытки унижения соседей по производственному помещению или публичной комнате через физическое насилие или оскорбление. Наказание здесь достаточно очевидно: лишение общения (карцер) и полное или избирательное ограничение доступа к благам культуры (библиотеке). Намного менее очевидны достаточно дешёвые средства сколько-нибудь оперативного отслеживания таких попыток. Честно скажу, я не могу их вообразить.

В-двенадцатых, карцер должен быть в первую очередь помещением, в котором ничего не происходит, и где нельзя ничего изменить. Постоянный уровень освещения, невозможность процарапать надпись на стене и проч.. Никаких цепей, холодов, мокрети и скелетов в углу, никаких пыток, никаких окон, телевизоров и книг, а единственное внешнее событие за день – выдача пайка (в разное время). Так, чтобы через неделю сам вид других людей, что-то делающих, казался благодатью.

В-тринадцатых, «полное или избирательное ограничение доступа к библиотеке» подразумевает не отключение частного терминала, а замену на нём запрашиваемой библиотечной информации описанным выше абстрактным «новостным контентом» - возможно, с проверкой его потребления хотя бы по затраченному времени и восстановлению доступа к библиотеке по итогам такой проверки.

В-четырнадцатых, сведение общения обитателей тюрьмы с тюремным персоналом к совершенному минимуму, к нулю и к отрицательным величинам. Видеонаблюдение, обезличенные голоса в динамиках, безымянные «силовики», запакованные в доспехи с забралом, быстродействующие газы и тому подобное. Минимизация переживания актуального и неизбежного унижения перед персоналом тюрьмы.

Пожалуй, всё. Рискну предположить, что тема раскрыта не полностью, - её масштабы, мягко говоря, не соответствуют ЖЖ-шному трёпу на досуге - и предупрежу некоторые вопросы.

Главное предупреждение: я не имею даже приблизительного представления о том, как решить задачи, поставленные минимум в пяти пунктах из перечисленных жирным шрифтом, и подозреваю, что при сколько-нибудь внимательном рассмотрении это число увеличится. И я не уделял внимания вопросам внедрения такой системы: стоимости этого внедрения, адаптации к внедряемому уже сложившегося контингента и так далее, далее, далее... Это всего лишь игра воображения.

Предупреждение поменьше: на Бёрджесса не ссылаться, у него заявленные средства работы с человеческим материалом могут быть применены не только к человеческому материалу, а это подопытных унижает. Предложенное мною можно устроить только с людьми, а с собаками уже нет.

Предупреждение совсем маленькое: распространять сказанное на общество в целом - не надо. Не для того я старался, описывая работу с частью общества - такую, чтобы уже её результаты помогали развитию общества в целом, усложнению и разнообразию той самой общественной жизни.

Советский плакат с освобождённым негром.

Я считаю эти усложнение и разнообразие благом, если что.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. В комментариях мне было поставлено на вид моё недостаточное знакомство с предметом (оно такое и есть, если что). Я попросил ссылки на более или менее доходчивые пособия, и уважаемый комментатор их предоставил: насколько я могу судить по предварительному просмотру, учебные пособия на ссылках написаны с желанием, чтобы читатель понял, о чём в них идёт речь. Смею заверить по собственному опыту: такое бывает далеко не всегда - не в смысле читатель не понимает, а в смысле автор не старается.

"От сумы да от тюрьмы не зарекайся", и я выношу эти ссылки в головной пост.

1. "Уголовно-исполнительное право России...", учебник для ВУЗов.

2. "Психология преступного поведения", учебное пособие.

Кроме того, было порекомендовано посмотреть первую и последнюю советские редакции Исправительно-трудового кодекса РСФСР, и, разумеется, нынешнюю редакцию Уголовно-исполнительного кодекса, желательно с примечаниями. Что естественно, потому что анализ явления сводится к сопоставлению его описаний.

Так что, если я когда-нибудь вернусь к теме, то возвращение будет в силах тяжких.

ПостСубСкриптум. А уж то, что редакцию ИТК образца 1936 года я буду читать внимательно именно применительно к историческому экскурсу работы "Поведение", это само собой.



Comments

17ur
25 янв, 2018 13:02 (UTC)
Я уже сказал, что это написано именно что с нуля, - исходной посылкой было само наличие общества, и всё. В головном посте указано, что вопрос приспособления существующего контингента к этому решению не рассматривался вообще. Скажем, я просто не представляю себе, как в описанном учреждении будет вести себя человек с опытом "традиционной" тюрьмы.

Что же касается "основополагающих институтов права" и "психологии", то объективная составляющая материалов по ним... несколько меньше, чем кажется. Да, сведения у меня самые поверхностные, однако прорабатывать и историческую, и материалистическую, и позитивистскую позитивную теории права, и ещё какие-то, которые я даже мельком не просматривал - это уже не развлечение.

Насчёт технической составляющей - повторю и подчеркну: изложенное в моём понимании имеет смысл тогда и только тогда, когда техника применяется к людям, а не к телам и не к группам.

Буду признателен, если Вы бросите в комментарии ссылки на сколько-нибудь доступные для дилетанта компиляции тех материалов, которые Вы упоминаете. Учебники, например.

Edited at 2018-01-25 13:22 (UTC)
spy434
25 янв, 2018 17:17 (UTC)
К сожалению, навскидку достойных компиляций полезной информации по той же пенитенциарной специфике для дилетанта так сразу и не припомню. Тем более доступной в сети. Попробую поискать в бумажной своей библиотеке (к сожалению, то что набиралось за годы учебы сгорело при пожаре, а в новую библиотеку мало что из уголовно-правовых вещей вошло за ненадобностью уже). Может что смогу подсказать. Если не закручусь.

Но для начала, как минимум, чтобы понимать формальное положение дел хотя бы в отечественной исправительной системе, могу посоветовать отыскать в сети (хотя бы в Консультанте+) Уголовно-исполнительный кодекс РФ и непременно (для сравнения) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (причем этот не в последней редакции, а хотя бы в первой и последней). Можно и более ранние соответствующие Кодексы. Причем, если в Консультант+ читать документ в он-лайновой версии с 20-00 до 00-00 часов каждого дня, а также в выходные и праздничные дни, при нажатии на восклицательный знак слева от пункта или статьи будет открываться список "постатейных материалов", например решений судов (Верховного, субъектов Федерации, Конституционного, ЕСПЧ), в которых упоминается данный пункт и его трактовка с применением, всякие инструкции и подзаконные акты. Вооружившись этим материалом можно начинать изучение любого пожходящего учебника по уголовно-исполнительному праву. Беглое гугление дало ссылку вот на это учебник под редакцией Зубкова: https://docviewer.yandex.ru/?lang=ru&name=Ugolovno-ispolnitel%27noe_pravo_Rossii._Uchebnik.pdf&tm=1516898529&tld=ru&text=%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202017&url=http%3A%2F%2Fwww.e-reading.mobi%2Fbookreader.php%2F142057%2FUgolovno-ispolnitel%27noe_pravo_Rossii._Uchebnik.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=bad727239a6d80317eb9cc20d2cb92e2&keyno=0

Специалист весьма компетентный. Целиком перечитывать весь учебник, естественно, возможности сейчас нет, но беглое знакомство с оглавлением дает основание его рекомендовать. Как минимум, история вопроса и актуальные проблемы системы там даны достаточно подробно. Только надо "выжимать воду" по поводу всяких обязательств перед Советом Европы и т.п. Предисловие вообще можно смело опускать. Чистый "разгон авторских листов".

Что касается психологии, как общей, так и юридической, особенно в аспекте эффективности пенитенциарной системы, то навскидку ничего рекомендовать не возьмусь. Поскольку я, хотя когда то всякое околоправовое (ОРД) и преподавал, от преподавания юридических дисциплин сейчас далек, корпус источников в голове, естественно, не держу, а свое представление по данным вопросам формировал более четверти века в процессе учебы, службы и работы.

Опять же беглое гугление дало вот такое пособие, например: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10080/2012706.pdf?sequence=1
В разрезе обсуждаемой темы нас особенно интересует 2 глава, поскольку для проектирования в области исправления преступников желательно понимать именно психологию преступного поведения, т.е. внутренние истоки преступных деяний (ну это абстрагируясь от экономики и прочих подобных материй). Для обзора пособие сойдет. Плюс там достаточно ссылок на авторов и теории, чтобы рыть дальше, если это интересно.

Что касается техники, то повторюсь, что весь технический инструментарий уже есть. Но "применение к людям" в прочтении "применение к личностям" технологически невозможно без участия другого человека.
17ur
25 янв, 2018 19:37 (UTC)

Спасибо. Я вынес ссылки в головной текст. Надеюсь, что знакомство с материалом поможет мне и всем, кто к этим ссылкам обратится, не ломиться в открытые двери при очередном досужем рассуждении на темы общественной жизни. Хотя вот биться в закрытые со всем пылом дилетанта я не перестану.

Так что, подозреваю, это был не последний текст, столь... залихватский. "Предупреждаю: я подожгу овин".
spy434
25 янв, 2018 20:36 (UTC)
Ну так закрытые то сами не откроются, если в них не биться! ;))

А из овина главное перед поджогом убрать сено, как приказывал известный герой. Тогда получится, опять же строго по классике, "невинная шалость"! =))

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger