?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

1. Что такое вещь? Что такое предмет? Филип К. Дик выдал примерно следующее: "реальность - то, что не уходит, когда ты перестаёшь в это верить" ("Reality is that which, when you stop believing in it, doesn't go away"). С таким пониманием трудно не согласиться, не впадая в солипсизм. Однако из согласия следует, что всякая вещь в своём неубираемом остатке представляет собой возможность неожиданности: возможность отбить об неё большой палец ноги, поднявшись ночью в туалет.

Всякая вещь получается тем, на что можно напороться, а её ТТХ могут быть исчерпывающе перечислены через описание того, как на неё можно напороться, и того, что при этом получится ощутить.

2. Что такое репутация? Репутация - это набор ожиданий А от Б. Репутация у Б может быть только "в глазах" конкретного А, а не вообще.

При этом и А, и Б вовсе не обязательно быть отдельно взятыми людьми, индивидами. Сидящие на трубе могут оказаться и учебными заведениями, и предприятиями, и странами, и народами, и дворовыми компаниями. Переживать упомянутые ожидания и их соответствие или несоответствие тому, что случилось на самом деле, такое А насчёт Б станет у себя "в глазах" не как целое, а через своих отдельных членов, а переживания эти будут распространяться и транслироваться среди А подобно другим частным переживаниям.

3. Оказывает чья-либо репутация влияние на поведение человека и способных к совместным действиям групп? Да, она сказывается на предвидении поведения тех, с кем или против кого придётся действовать, в чьём присутствии или в чьём окружении произойдут будущие события.

Отрицание влияния таких ожиданий на испытывающего их человека сводится к отрицанию самой способности человека планировать, воображать и предугадывать. Иными словами, оно бессмысленно.

4. Является ли репутация вещью? Можно ли на неё напороться? Исчезает ли репутация-А-в-глазах-Б, если В в неё не верит и о ней не думает? Да, напороться можно. Нет, она не исчезает. Мнение Б об А может оказать влияние на действия Б по отношению к В, даже если сам В это мнение во внимание не принимает.

Значит, репутация как набор ожиданий существует как предмет, как вещь.

5. Может ли измениться мера предметности, степень вещественности репутации? Может ли стать ощутимее действие репутации-А-в-глазах-Б на вставшего среди ночи в туалет В? Да, конечно, может. Для такого изменения надо добиться изменений в хранении сведений о поступках А и в распространении этих сведений. Должны появиться дополнительные возможности по запоминанию поведения А и по его изучению.

Если технические и/или гуманитарные средства хранения сведений о поступках в обществе позволяют оформлять эти сведения подробнее и хранить их дольше;
если средства распространения сведений о поступках позволяют заниматься этим распространением в значимых для общества масштабах неспециализированным группам и частным лицам;
если такое распространение получается вести выборочно по содержанию и нацеленно по адресату,

то мера предметности репутации приближается к такой мере у материальных вещей. Приближается так, что с помощью репутации можно добиваться своих целей или мешать добиваться их другому не менее эффективно, нежели с помощью клинка. И такая возможность образуется уже не в тесных сообществах "наверху" или "на полях" общества (оркестр, урежьте тему из "Игры престолов"), а становится доступна "обыкновенному" человеку в "повседневной" жизни.

6. Увеличивается или уменьшается мера предметности репутации для "обыкновенного человека" в последние годы? Увеличивается, причём стремительно и в масштабах, непредставимых для этого человека образца столетней давности - и непредставимых для него даже тридцать лет тому назад, когда в пугалах ещё ходил "Большой Брат". Условия пунктом выше выполняются и по хранению, и по распространению.

7. Возможны ли отношения между людьми и/или группами (субъектами) по поводу репутации? В самой паре А и Б, где эта репутация обретает форму, и/или в окружении этой пары, и/или между кем-то из пары и кем-то из окружения? Вопрос был риторическим, а ответ безусловно утвердительным. Не верите мне, спросите Яго.

8. Отношения между субъектами по поводу вещи суть отношения собственности. Если репутация есть вещь, то отношения между субъектами по поводу репутации - своей или чужой, в своих или чужих глазах - суть отношения собственности.

Если репутация становится вещью в мере, в которой она не была вещью сто или двести лет тому назад, то и отношения между субъектами по поводу репутации становятся отношениями собственности в мере, в которой они не были такими отношениями сто или двести тому назад. Или тридцать. То есть не были такими отношениями собственности тогда, когда и про собственность, и про репутацию сочиняли ныне действующие законы, освящали традиции и допускали прецеденты.

9. Я вынужден отметить, что слово "революция" стараниями рекламных агентств паки и паки опошлено, так что оно уже не означает для слушателя тех слома и уничтожения прежнего порядка вещей, которое революция означала на протяжении веков - и означала это ещё исторически недавно, когда кому-то пришло в голову словосочетание "информационная революция".

Я искренне надеюсь, что читатель не станет отрицать информационной революции, во время которой нам выпало жить. Сужу по себе. Я, например, ещё в десятом классе (в одиннадцатом по-нынешнему) считал, что сколько-нибудь мощного ПК - мощнее БК-0010.01Ш - у меня не будет никогда. То есть вообще никогда, на протяжении всей моей жизни. Об Интернете в десятом классе я не думал. Так что мне трудно отрицать информационную революцию. Другим, помоложе, может быть проще.

А сейчас я всего лишь пытаюсь донести до читателя следующую мысль: уничтожение старого порядка в обществе "информационной революцией" происходит в том числе через распространение отношений собственности и ранее найденных по ним решений туда, где в вещи - а значит, в собственность - стало превращаться то, что раньше для большинства людей было комбинацией неумело подобранных слов и ненадёжных воспоминаний.

10. Можно ли не соглашаться с таким изменением положения дел? Сколько угодно. Однако учёт своей и чужой репутации в разметке "владение-пользование-распоряжение", поиск и внесение поправок в своё и чужое поведение с опорой на такой анализ не утеряют своих преимуществ в новом времени от чьего-то несогласия с таким подходом. И они не станут менее действенны в приложении к самому несогласному, желающему придерживаться представлений о репутации времён очаковских и покоренья Крыма.

Добро пожаловать в динозавры.

11. Здесь начинаются "вторые сложные вопросы". Возможные формы собственности для репутации, износ при пользовании ею, аренда, пропаганда как потлач и т. д.. А за ними идут "третьи", то есть применение изложенных рассуждений к заголовкам свежих новостей и к планов громадью, своему или чужому.

Потом. Не забегая вперёд. А то неправильно поймут.

12. Впрочем, и так поймут неправильно. Не Вы, уважаемый читатель. Другие. Другим непременно покажется, будто я провозглашаю изменение содержания репутации, а не её важности. Что я констатирую переопределение "хорошего" и "плохого человека" и/или призываю к такому переопределению. Почему им так покажется? А воевать не с чем.

Спасибо за внимание.



Comments

( Всего-то 8 — добавить )
nil_0
6 фев, 2018 14:11 (UTC)
Можно примеров того, как с репутацией обращаются как с собственностью?
(Анонимно)
7 фев, 2018 17:12 (UTC)
В чем отличие от 1980 года или от 1936 года?
17ur
7 фев, 2018 19:05 (UTC)

Не знаю. Там сильно из-за допинга урезАли?
(Анонимно)
7 фев, 2018 21:25 (UTC)
Репутация не ограничивается допинговой чистотой. Скажем, в 1936 МОК продал часть свое репутации Рейху, закрыв глаза на всякие нехорошие вещи, творимые фашистами.
17ur
9 фев, 2018 08:19 (UTC)

...и кто тогда такие вещи считал нехорошими? Попаданцы на машине времени?
hoholusa
10 фев, 2018 02:25 (UTC)
"Овеществление" репутации приводит к тому, что она может быть отделена от источника и потребителя, кристаллизирована в некую "эмотаблетку"
way_qi
10 фев, 2018 16:54 (UTC)
Всё вроде как логично, но...
... пункт 6 как минимум нуждается в обосновании, а как максимум сильно натянут на глобус. Распространяются-то не только pro-репутационные сведения, но и contra-, причём вторые как бы не более массированно.
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger