?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Рассуждение об армии.

Ниже я попробую обосновать, почему современному обществу - уж какое есть - нужны частные военные компании, добровольцы, наёмники... и так далее, синонимы подберите сами.

Отряд наёмников из фильма Плоть и Кровь

Я не говорю о том, что их официальное признание и регламентация на уровне государственного законодательства не вызовут негативных последствий. "Будут". Я говорю, что отсутствие этого признания, отсутствие этой регламентации и основанной на них открытых общественной и предпринимательской деятельностей по развитию соответствующей отрасли - икнутся гораздо хуже, потому что вопрос фундаментальный.

Поводом к рассуждению, конечно же, стал n+1-й комментарий недавнего сирийского инцидента с упоминанием "ЧВК Вагнера", прочитанный мною на просторах Рунета. Однако само слово "сирийский" в рассуждении будет употреблено единожды. То есть трижды, считая с этим абзацем.

Рассуждение же вот оно.

Во-первых, в понятии "армии" необходимо отличать его сущность от его формы.

Как сущность армия есть общественное явление, следствие некоторого набора решений по сохранению и развитию общества. Решений, прошу заметить, отнюдь не целенаправленных: общество армию не создаёт, в обществе она получается, она возникает как цепочка событий и явлений, претендующих на всё большее постоянство, всё большую воспроизводимость.

По форме же, по совокупности ограничений вышеприведённой сущности, армия есть государственное учреждение, назначение которого состоит в присвоении сувереном армии как общественного явления, то есть во владении-пользовании-распоряжении армией в отношении с другими суверенами, существующими или воображаемыми (природа как "княжество мира сего" и проч.).

Во-вторых, армия возникает как средство освобождения общества от ненамеренного насилия.

Насилие, напомню, это несимметричное отношение между двумя субъектами "я буду делать с тобой то, чего ты со мной не делаешь". Насилие, очевидно, может быть намеренным, когда человек не хочет сдерживать руку, и необдуманным, когда человек - по молодости или по специфическому жизненному опыту - не может ограничить свои усилия в отношениях с другими при том, что не желает причинить им вред. "За руку схватит - рука вон". Сила и навыки есть, способности к их оценке и точному применению нет.

Армия появляется через "поди набей соседям морду - и доброе дело сделаешь, и сдерживаться не надо". Это, конечно, крайнее упрощение - даже в малочисленном племени штучное проявление армии может быть основано на сложных и взаимосвязанных решениях так, что потом "поди набей соседям морду" будущему набивальщику вполне может показаться своей идеей, а все остальные будут искренне отрицать, что навели человека на мысль.

Собственно, сказки про подвиги героя против невиданного чуда-юда за тридевять земель... да, оно. И все эти первобытные посвящения во взрослые одной из своих целей имеют впечатывание чёткого отличия своих-тутошних-обычных, с которыми надо поприличнее, от всяких потусторонних чудес.

Картинка с лешим и добрым молодцем

В-третьих, как только подлежащих битью соседей осознают достаточно похожими на себя, а не чудами-юдами, то армия как явление вбирает в себя не только местных дурковатых силачей, но и вполне злонамеренный народ. "Здесь я с людьми плохо поступать не могу, а там - с такими же, как выяснилось, людьми - таки да. Вот радость-то".

То бишь армия становится не только... ээээ... средством выделения насилия из общества наружу, но и средством реализации вполне обдуманных жизненных стратегий, а значит, делом предсказуемым, воспроизводимым и существующим даже тогда, когда немалая часть общества с ней не пересекается и про неё не помнит. Вещью она становится. Предметом.

В-четвёртых, потом как-нибудь я подробно объясню свою нынешнюю точку зрения на государство. Сейчас коротко: государство для меня есть средство переработки суверенитета как общественного явления, возникающего до государства и способного существовать без него, в другое общественное явление - общественный порядок, который в сколько-нибудь сложном виде без государства существовать не может, о чём бы там всякие анархисты ни мечтали.

Государство (с моей точки зрения) для собственного выживания (читай: успеха некоторого множества частных жизненных планов) обязано помочь армии стать всё более осязаемым предметом, то есть прибавить ей предсказуемости, воспроизводимости, постоянства... и использовать этот предмет, то есть причинять ему ущерб, оббивать его ради собственной выгоды: воевать и/или готовиться к войне с другими государствами, существующими или метафорическими.

Трудовых армий тов. Троцкого это тоже касается.

В-пятых, здесь возникает проблема, ибо такая огосударствленная армия всё хуже решает задачу освобождения общества от ненамеренного насилия. Она способна в какой-то мере такое насилие предупредить, работая с молодёжью (это и есть "место силы" призывной армии), но уже не предоставляет способа избавиться от состоявшегося деятельного безоглядного идиота. Такой идиот опасен для окружающих, и дожидаться момента, чтобы отправить его на зону за "неумышленное" - это смирение с растратой и порчей человеческого материала. Порчей и идиотом, и самого идиота.

Нехода из фильма Верные Друзья

Масштабы этой проблемы растут прямо пропорционально связности общества: дурак теперь может и в блоге писать (выключил монитор, отразился в нём и грожу отражению пальцем), и видеоролики снимать "делай, как я"...

А государственная армия тем временем стала чересчур мощна, так что её "неправильное" использование есть угроза самому суверенитету общества; государственная армия стала так удобна/предсказуема для суверена, что в каждый конкретный момент у личного состава суверена нет резона от этого удобства отказываться - а описанная выше проблема нарастает без всплесков, процентами статистики самых разных явлений; потом будет поздно.

В-шестых, именно поэтому современному обществу нужны частные военные компании, товарищества добровольцев и прочее такое же. Обществу необходимо восстановление армии как общественного явления, как средства для предупреждения необдуманного насилия внутри и для вывода его вне общества. Такого средства, которое не присвоено государством и не развито им, хотя да, ограничено действующими на территории государства законами и соответствующими тем международными соглашениями.

В-седьмых, предупрежу некоторые комментарии... попытки приложить установленные в СССР и унаследованные РФ рамки к делам сирийским - это провал прикладывающих. Забудьте про высокие идеалы и про хитромудрые расклады во всём множестве их непримиримых версий. Я понимаю, Вам с идеалами и раскладами привычнее. Но всё же.

Речь идёт всего лишь о здоровьи общества, а это здоровье всегда основано на предотвращении, выделении, изоляции, купировании и перенаправлении ненормального поведения. Здесь - чтобы буйный сосед за рубежом в людей стрелял, желательно в плохих, а возвращался физически и психически здоровый, тихий и добрый. В том, что соответствует такому положению дел, надо помогать, в том, что ему мешает - препятствовать.

Низко? А как же. Вот только без такой низкой точки зрения никаких высоких потом не будет, потому что все остальные способы работы с непреднамеренным насилием станут обходиться высокосвязному обществу всё дороже и дороже, а там и до идей о грузоподъёмности Боливара недалеко.

В-восьмых и последних, я не обсуждаю здесь предложения по законодательству, следующие из приведённой точки зрения.

Разрешённые направления деятельности (охрана, восстановление общественного порядка, "принуждение к миру" и т. д.); государство как единственный наниматель для работы на территории РФ с отдельными законами на всякий типичный повод найма; ограничения по численности; вопросы сговора между компаниями; права собственности на тренировочные площадки; нулевая толерантность со стороны правоохранительных органов; "чёрный список" нанимателей, пересматриваемый государством отнюдь не единожды за год; центры кондиционирования/реабилитации личного состава с организацией разнонаправленной общественной деятельности вокруг них; страховка; налоги; спонсорство; реклама (ага, и искусство в т.ч.); разведка; хранение материального обеспечения на территории РФ и за рубежом...

По любому из перечисленных вопросов можно составить здоровенный доклад, выдать его публике, получить разнос от людей, намного лучше разбирающихся в вопросе, а потом выслушивать предложения от них самих и потихоньку записывать.

Рука с пером что-то пишет.

Так что не стану обсуждать. Исключительно за отсутствием места, да.

Спасибо за внимание.



Comments

tsoka
15 фев, 2018 11:49 (UTC)
Оффтоп: ув. Джаггернаут, можно ли вам отправить на отзыв (формальный или нет, на усмотрение) автореферат кандидатской по социальной философии?
17ur
15 фев, 2018 11:59 (UTC)
Ха. К. т. н. здесь, из тех, что расписываются крестиком, потому подозреваю, что от формального отзыва пользы не будет совсем. Если неформальный, который скорее всего выродится в список вопросов, возможно дурацких, то уточните временной фактор, источники просматривать.

В личке скинул адрес, если вдруг что.

Edited at 2018-02-15 12:04 (UTC)
tsoka
15 фев, 2018 12:08 (UTC)
НР утверждает, что отзывы от не-философов и тем более не-гуманитариев только раздразят диссовет, хотя на словах все за междисциплинарность. Я, в общем-то, и так в работе, фактически, обвиняю их в бездействии и некомпетентности (убрано во второй слой, по настоянию НР). Так что да, отзыв неформальный - и временной фактор уже не так важен, т.е. как вам будет удобно.

Edited at 2018-02-15 12:14 (UTC)
fon_rotbar
15 фев, 2018 13:09 (UTC)
фактически, обвиняю их в бездействии и некомпетентнос
\о,
17ur
15 фев, 2018 20:02 (UTC)

НР прав. У меня диссовет был вполне доброжелателен, причём по причинам, меня касающимся косвенно. Однако я насмотрелся на то, как люди влетают на ровном месте.

А если временной фактор не важен, то, может, после автореферата я и саму работу попрошу почитать. Именно для поддержания междисциплинарности между отдельно взятых ушей.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger