Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

О будущем.

Не о светлом и не о наступающем, не о моём и не о Вашем. А вообще. О.

Замануха: с изобретением нового слова. Или хорошо забытого старого, потому что вроде бы я его здесь уже предлагал.

1. Время - это смена состояний системы. Планета вращается вокруг Солнца и собственной оси, клетки тела накапливают ошибки при воспроизводстве так, что тело стареет... а человек думает о времени. Более того, иногда задаёт его сам: например, вытаскивает верный "смит-и-вессон" из кобуры и заявляет: "считаю до трёх. Раз, два..."

2. Будущее системы - её следующее состояние. То, что будет после смены. "Три". Это будет по-прежнему система как

а) набор составляющих её частей - не обязательно тот же набор не обязательно таких же частей; и
б) устройство как набор связей между этими частями - не обязательно тех же связей по связанному и не обязательно тех же связей по способу связи.

3. Общество - это возможность совместных действий в группе людей или, если взглянуть с другой точки зрения, список всех возможных совместных дел в группе людей.

На этот список можно навешивать дополнительные атрибуты вероятности действия, его воспроизводимости и всего такого прочего, а можно эти атрибуты сделать дополнительными измерениями в конфигурационном пространстве, где расположен этот список. Там и так уже полно осей: кто, с кем, как, в какую погоду и т. д.. Многомерное пространство, непросчитываемое.

4. Будущее общества - это следующее состояние общества, состояние после текущего состояния. С "новыми" людьми как составляющими системы, с "новыми" связями между людьми и с возможностью "новых" совместных действий связанных между собой "новых" людей.

5. Индикатором смены состояний общества я признаю устойчивое перераспределение возможностей между действиями. Это дело происходит не сразу, у него есть как минимум две стадии.

Сначала дела привычные, вероятность которых близка к 100%, эту вероятность теряют. Думаю, Вы помните анекдот о блондинке с её 50% вероятностью встретить динозавра, выйдя на улицу. Подставьте вместо общего "выйти на улицу" "пойти в булочную", а вместо "динозавра" "махновца", и анекдот потеряет немалую часть своей прелести, став скучной и страшноватой (для блондинки) правдой. Обстановка на некоторой территории между 1913 и 1918 годами изменилась очень и очень сильно, в первую очередь утеряв такое свойство, как предсказуемость (то самое распределение вероятностей).

Состояние общества меняется. Утерянная делами привычными возможность пристаёт к делам новым, непривычным, ранее значившимся только в мечтах и выдумках, и то не у всех, а у тех, у кого хватало времени мечтать и выдумывать - да и сами мечты и выдумки получались из ранее выученного.

Иными словами, случиться в такие времена может слишком многое. Некоторые это приветствуют - время возможностей и всё такое. Другие пытаются остаться в живых и не опомоиться в процессе. Литература по теме: Алексей Н. Толстой, "Похождения Невзорова, или Ибикус". Доходчиво.

Затем происходит обратное, то бишь наведение порядка. Под действием самых разных причин затвердевает новый корпус привычных совместных дел, сколько-то совпадающий или несовпадающий с прежним, а на периферии этого корпуса присутствуют дела маловероятные - может быть, из прежних привычных ("хруст французских булок"), а может быть, и совсем новые, неизведанные. По этому корпусу можно судить уже и о составе новой, наступившей, "будущей" системы, и об её устройстве.

6. Важно понимать, что будущее наступает независимо от того, насколько и чем новый корпус привычных дел отличается от старого. За смену засчитывается то, что перетряхнуло... если хотите, что прошла судорога по Шигалёву. Не она сама, не её лозунги и даже не техника её исполнения, а то, что она вообще была. Другое дело, что отношение людей к наступившему будущему может быть самым разным, и слов для этого отношения придумано достаточно: "реставрация", "консервация", "революция", "реформы"... список можно продолжать, а возможности для жонглирования его пунктами с целью манипулирования аудиторией безграничны*.

* - можно только радоваться и восхищаться, что я своей аудиторией не манипулирую. Номер моего яндекс-кошелька... забыл, извините. Так что пока можно только радоваться и восхищаться.

7. Однако независимо от выбранных для описания будущего слов это отношение к будущему должно быть правильным, то есть соответствовать существующему в некотором обществе понятию о правде, о справедливости.

Понятие это всегда первично по отношению к актуальной обстановке вокруг, сколь угодно изменившейся. Обстановка подлежит объяснению и редакции соответственно этому понятию.

Отсюда следует, что "четыре этики" задают разные понятия о будущем, причём разные понятия на уровне общества, в котором та или иная этика преимущественна.

8. Перед изложением материала из "Поведения" забегу вперёд и скажу, что будущее как будущее интересно только "четвёртой", "северной" этике и только как изменение списка угроз. Три остальные этики с будущим мошенничают, засчитывая в правильное действие отказ от понимания и обсуждения описанной в п. 5 ситуации. Объяснимо: о таком даже думать неприятно.

9. "Первая" a.k.a. "южная" этическая. Императив: "я должен относиться к другим так, как они относятся ко мне". Понятие об истине как о соответствии иному, о симметричном отношении к реальности: "я должен уподобиться реальности". Такие общества "лишены исторической памяти", а значит, не способны воспринимать будущее.

"Общества Первой этической системы могут меняться, но незаметно для себя. Такие перемены, кстати говоря, могут быть достаточно быстрыми. Но они всегда вынуждены, инерционны, - в лучшем случае они происходят как попытки приспособления к меняющейся среде. Другое дело, что именно приспосабливаться общества такого типа могут и умеют, причем даже лучше, чем другие."

10. "Вторая", она же "восточная". Императив, "золотое правило этики": "я не должен относиться к другим так, как они не относятся ко мне". Понятие об истине: "я не должен противоречить реальности". Здесь "историческая память" верховодит как понятие о некогда бывшем "золотом веке", а текущие изменения могут быть оценены через сравнение их итога с тем самым "золотым веком", приближение к нему или удаление от него. Идея "светлого будущего" здесь возможна как замысел сколько-нибудь точного воспроизводства "золотого века" - и да, её можно излагать и через слова о будущем (особенно импортированные), и через "возвращение в рай".

11. "Третья", "западная". Императив, категорический: "другие должны относиться ко мне так, как я отношусь к ним". Понятие об истине: "реальность должна уподобиться мне". Здесь актуальное отрицание будущего замаскировано его показным приятием. В "Поведении" отмечено, что

Данная этическая система ориентирует людей на настоящее, происходящее сейчас. Прошлое рассматривается как "уже прошедшее" и в силу этого уже не имеющее большого значения: "вчерашний обед - это сегодняшнее дерьмо". Разумеется, мир в целом (как сумма прошлого) перестает быть образцом гармонии и становится просто источником ресурсов. Зато огромное значение приобретает человек со всеми его желаниями и прихотями, которые становятся невероятно значимыми.

и, далее,

Очевидно, что западное общество является историческим. Более того, история играет в нем не меньшую, а то и большую роль, нежели на Востоке, хотя прошлое оценивается по-другому: прошлое для Запада не идеал для подражания, а нечто неразвитое, ограниченное, во всех отношениях несовершенное. Запад не подражает прошлому, а отталкивается от него.

Ту же самую мысль, но гораздо подробнее излагает А.И.Фурсов в "Операции "Прогресс"". Он делает и вывод из неё: условный "Запад" обезвреживает своё будущее через подмену его настоящим, обвешивая то всё увеличивающимся количеством свистков и погремушек и занимая настоящим всё оставшееся время. Изящный термин по ссылке: "жюльвернизация". Новые модели, новые линейки, тактовая частота, уменьшение размеров - и каждый раз "прорыв", "революция", "прошлое умерло, да здравствует будущее". Продолжением жюльвернизации и её обратной стороной оказывается Герберт Уэллс: тот экстраполирует до упора в стену, до окончания оставшегося времени, до элоев и морлоков и гаснущего Солнца.

В этой рамке было очень любопытно ознакомиться с пониманием схемы

"долларовых взаиморасчетов, с ее запредельным уровнем обязательств (включая военные расходы) и уже распределенной на десятки лет вперед прибылью (фондовый рынок)."

и далее с разъяснением, что

В основе капитализации фондового рынка лежат не текущие потоки стоимости и сбережения, а стратегии развития и ожидания прибыли. Перемещение денег во времени меняет схему управления рисками, роль силового ресурса многократно возрастает. В классической модели рынка режим принуждения обеспечивает физическое исполнение сделки, в фондовой – порядок на протяжении периода ожидания завершения сделки.

а ознакомившись, пойти, открыть томик Гилберта К. Честертона и вспомнить классический текст по неприятию будущего, предисловие к "Наполеону Ноттингхилльскому". Особенно момент

"А был еще такой мистер Бенджамин Кидд, каковой утверждал, что главное и надежнейшее занятие рода человеческого – забота о будущем, заведомо известном. Его продолжил и мощно развил Уильям Боркер, перу которого принадлежит бессмертный абзац, известный наизусть любому школьнику – о том, как люди грядущих веков восплачут на могилах потомков, как туристам будут показывать поле исторической битвы, которая разыграется на этом поле через многие столетия."

Я думаю, что читатель уже вспомнил о "пятичленке" и "единственно верном учении". Или о "S.N.U.F.F."'e В.О.Пелевина.

12. И "северная", "четвёртая" этическая. Императив: "другие не должны относиться ко мне так, как я не отношусь к ним". Следующее отсюда понятие об истине как отношении к реальности: "реальность не должна мне противоречить".

Именно здесь будущее, как нечто, отделённое от настоящего масштабным переформатированием корпуса привычных дел (пробегом пушистого северного зверька), признают для определения правильности поведения, частного и группового. Признают, разумеется, как следствие настоящего, как следствие суммы существующих угроз, которые были реализованы или предотвращены. Как сумму тех самых противоречий между реальностью и теми, кто её оценивает.

Или, давайте уже доверну, как сумму состоявшихся и возможных побед и поражений. То бишь в "четвёртой этической" даже в процессе её формирования будет велик спрос на сколь угодно хаотичные оценки происходящего. Лишь бы это были оценки всего-и-сразу с точки зрения

а) появления угрозы,
б) её воплощения (поражения),
в) её предотвращения или
г) снятия угрозы (победы).

Добро пожаловать в российские ток-шоу и особенно в Рунет. Оно. За это разновсяких комментаторов, трубящих кардинальные победы или всесокрушающие поражения, которые то ли уже, то ли вот-вот... за это мы их и любим, эта правда за ними и есть, ей они и стараются угодить. Что, впрочем, не отменяет претензий ни по качеству, ни по предвзятости.

13. Признаваемое "севером" будущее, однако, не может быть описано, как декорации или поведение в них, как некий новый набор привычек, - в теории тот может полностью совпасть с прежним - но как три списка угроз: те, от которых удалось спастись, те, которые всё-таки состоялись, и те, которые появились в этом наступившем будущем.

Этот подход, по моему мнению, вполне успешно, причём очень разными людьми очень разных воззрений, применяется в очень разной оценке "прошлого будущего", в сколько-нибудь качественных разнонаправленных тезисах по российской истории, особенно по временам резких перемен. Я бы даже сказал, что всё, что ему, подходу, не соответствует, уже давно отступило на позицию обеспечения потешных "боёв за историю" и "пропаганды": с визгами, клочьями шерсти и выработкой эндорфинов у благодарных зрителей и слушателей.

Ну, и хватит пока. Из изложенного многое следует, но даже о такой вещи, как "борьба за мир", она же "гибридная война", и о том, почему в приведённом рассмотрении она получается вещью хорошей и правильной... мне ещё надобно подумать на забаву читателю.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Песца звать Alopex Lagopus, при этом Lagopus'ами звать ещё кучу всякого зверья и птичья. Я к тому, что где-то здесь есть место для некоей упорядоченной системы взглядов, которую принято ассоциировать с наукой, хотя бы с приставкой "псевдо-"... так вот, упорядоченные взгляды об угрозах в рамке "четвёртой этической" или вообще я бы предложил называть "алопексией". В яндексе нет, я проверял, там только какое-то лекарство, названное, похоже, от недостатка букв в алфавите.
Tags: общество, ссылка, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments