?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

О будущем.

Не о светлом и не о наступающем, не о моём и не о Вашем. А вообще. О.

Замануха: с изобретением нового слова. Или хорошо забытого старого, потому что вроде бы я его здесь уже предлагал.

1. Время - это смена состояний системы. Планета вращается вокруг Солнца и собственной оси, клетки тела накапливают ошибки при воспроизводстве так, что тело стареет... а человек думает о времени. Более того, иногда задаёт его сам: например, вытаскивает верный "смит-и-вессон" из кобуры и заявляет: "считаю до трёх. Раз, два..."

2. Будущее системы - её следующее состояние. То, что будет после смены. "Три". Это будет по-прежнему система как

а) набор составляющих её частей - не обязательно тот же набор не обязательно таких же частей; и
б) устройство как набор связей между этими частями - не обязательно тех же связей по связанному и не обязательно тех же связей по способу связи.

3. Общество - это возможность совместных действий в группе людей или, если взглянуть с другой точки зрения, список всех возможных совместных дел в группе людей.

На этот список можно навешивать дополнительные атрибуты вероятности действия, его воспроизводимости и всего такого прочего, а можно эти атрибуты сделать дополнительными измерениями в конфигурационном пространстве, где расположен этот список. Там и так уже полно осей: кто, с кем, как, в какую погоду и т. д.. Многомерное пространство, непросчитываемое.

4. Будущее общества - это следующее состояние общества, состояние после текущего состояния. С "новыми" людьми как составляющими системы, с "новыми" связями между людьми и с возможностью "новых" совместных действий связанных между собой "новых" людей.

5. Индикатором смены состояний общества я признаю устойчивое перераспределение возможностей между действиями. Это дело происходит не сразу, у него есть как минимум две стадии.

Сначала дела привычные, вероятность которых близка к 100%, эту вероятность теряют. Думаю, Вы помните анекдот о блондинке с её 50% вероятностью встретить динозавра, выйдя на улицу. Подставьте вместо общего "выйти на улицу" "пойти в булочную", а вместо "динозавра" "махновца", и анекдот потеряет немалую часть своей прелести, став скучной и страшноватой (для блондинки) правдой. Обстановка на некоторой территории между 1913 и 1918 годами изменилась очень и очень сильно, в первую очередь утеряв такое свойство, как предсказуемость (то самое распределение вероятностей).

Состояние общества меняется. Утерянная делами привычными возможность пристаёт к делам новым, непривычным, ранее значившимся только в мечтах и выдумках, и то не у всех, а у тех, у кого хватало времени мечтать и выдумывать - да и сами мечты и выдумки получались из ранее выученного.

Иными словами, случиться в такие времена может слишком многое. Некоторые это приветствуют - время возможностей и всё такое. Другие пытаются остаться в живых и не опомоиться в процессе. Литература по теме: Алексей Н. Толстой, "Похождения Невзорова, или Ибикус". Доходчиво.

Затем происходит обратное, то бишь наведение порядка. Под действием самых разных причин затвердевает новый корпус привычных совместных дел, сколько-то совпадающий или несовпадающий с прежним, а на периферии этого корпуса присутствуют дела маловероятные - может быть, из прежних привычных ("хруст французских булок"), а может быть, и совсем новые, неизведанные. По этому корпусу можно судить уже и о составе новой, наступившей, "будущей" системы, и об её устройстве.

6. Важно понимать, что будущее наступает независимо от того, насколько и чем новый корпус привычных дел отличается от старого. За смену засчитывается то, что перетряхнуло... если хотите, что прошла судорога по Шигалёву. Не она сама, не её лозунги и даже не техника её исполнения, а то, что она вообще была. Другое дело, что отношение людей к наступившему будущему может быть самым разным, и слов для этого отношения придумано достаточно: "реставрация", "консервация", "революция", "реформы"... список можно продолжать, а возможности для жонглирования его пунктами с целью манипулирования аудиторией безграничны*.

* - можно только радоваться и восхищаться, что я своей аудиторией не манипулирую. Номер моего яндекс-кошелька... забыл, извините. Так что пока можно только радоваться и восхищаться.

7. Однако независимо от выбранных для описания будущего слов это отношение к будущему должно быть правильным, то есть соответствовать существующему в некотором обществе понятию о правде, о справедливости.

Понятие это всегда первично по отношению к актуальной обстановке вокруг, сколь угодно изменившейся. Обстановка подлежит объяснению и редакции соответственно этому понятию.

Отсюда следует, что "четыре этики" задают разные понятия о будущем, причём разные понятия на уровне общества, в котором та или иная этика преимущественна.

8. Перед изложением материала из "Поведения" забегу вперёд и скажу, что будущее как будущее интересно только "четвёртой", "северной" этике и только как изменение списка угроз. Три остальные этики с будущим мошенничают, засчитывая в правильное действие отказ от понимания и обсуждения описанной в п. 5 ситуации. Объяснимо: о таком даже думать неприятно.

9. "Первая" a.k.a. "южная" этическая. Императив: "я должен относиться к другим так, как они относятся ко мне". Понятие об истине как о соответствии иному, о симметричном отношении к реальности: "я должен уподобиться реальности". Такие общества "лишены исторической памяти", а значит, не способны воспринимать будущее.

"Общества Первой этической системы могут меняться, но незаметно для себя. Такие перемены, кстати говоря, могут быть достаточно быстрыми. Но они всегда вынуждены, инерционны, - в лучшем случае они происходят как попытки приспособления к меняющейся среде. Другое дело, что именно приспосабливаться общества такого типа могут и умеют, причем даже лучше, чем другие."

10. "Вторая", она же "восточная". Императив, "золотое правило этики": "я не должен относиться к другим так, как они не относятся ко мне". Понятие об истине: "я не должен противоречить реальности". Здесь "историческая память" верховодит как понятие о некогда бывшем "золотом веке", а текущие изменения могут быть оценены через сравнение их итога с тем самым "золотым веком", приближение к нему или удаление от него. Идея "светлого будущего" здесь возможна как замысел сколько-нибудь точного воспроизводства "золотого века" - и да, её можно излагать и через слова о будущем (особенно импортированные), и через "возвращение в рай".

11. "Третья", "западная". Императив, категорический: "другие должны относиться ко мне так, как я отношусь к ним". Понятие об истине: "реальность должна уподобиться мне". Здесь актуальное отрицание будущего замаскировано его показным приятием. В "Поведении" отмечено, что

Данная этическая система ориентирует людей на настоящее, происходящее сейчас. Прошлое рассматривается как "уже прошедшее" и в силу этого уже не имеющее большого значения: "вчерашний обед - это сегодняшнее дерьмо". Разумеется, мир в целом (как сумма прошлого) перестает быть образцом гармонии и становится просто источником ресурсов. Зато огромное значение приобретает человек со всеми его желаниями и прихотями, которые становятся невероятно значимыми.

и, далее,

Очевидно, что западное общество является историческим. Более того, история играет в нем не меньшую, а то и большую роль, нежели на Востоке, хотя прошлое оценивается по-другому: прошлое для Запада не идеал для подражания, а нечто неразвитое, ограниченное, во всех отношениях несовершенное. Запад не подражает прошлому, а отталкивается от него.

Ту же самую мысль, но гораздо подробнее излагает А.И.Фурсов в "Операции "Прогресс"". Он делает и вывод из неё: условный "Запад" обезвреживает своё будущее через подмену его настоящим, обвешивая то всё увеличивающимся количеством свистков и погремушек и занимая настоящим всё оставшееся время. Изящный термин по ссылке: "жюльвернизация". Новые модели, новые линейки, тактовая частота, уменьшение размеров - и каждый раз "прорыв", "революция", "прошлое умерло, да здравствует будущее". Продолжением жюльвернизации и её обратной стороной оказывается Герберт Уэллс: тот экстраполирует до упора в стену, до окончания оставшегося времени, до элоев и морлоков и гаснущего Солнца.

В этой рамке было очень любопытно ознакомиться с пониманием схемы

"долларовых взаиморасчетов, с ее запредельным уровнем обязательств (включая военные расходы) и уже распределенной на десятки лет вперед прибылью (фондовый рынок)."

и далее с разъяснением, что

В основе капитализации фондового рынка лежат не текущие потоки стоимости и сбережения, а стратегии развития и ожидания прибыли. Перемещение денег во времени меняет схему управления рисками, роль силового ресурса многократно возрастает. В классической модели рынка режим принуждения обеспечивает физическое исполнение сделки, в фондовой – порядок на протяжении периода ожидания завершения сделки.

а ознакомившись, пойти, открыть томик Гилберта К. Честертона и вспомнить классический текст по неприятию будущего, предисловие к "Наполеону Ноттингхилльскому". Особенно момент

"А был еще такой мистер Бенджамин Кидд, каковой утверждал, что главное и надежнейшее занятие рода человеческого – забота о будущем, заведомо известном. Его продолжил и мощно развил Уильям Боркер, перу которого принадлежит бессмертный абзац, известный наизусть любому школьнику – о том, как люди грядущих веков восплачут на могилах потомков, как туристам будут показывать поле исторической битвы, которая разыграется на этом поле через многие столетия."

Я думаю, что читатель уже вспомнил о "пятичленке" и "единственно верном учении". Или о "S.N.U.F.F."'e В.О.Пелевина.

12. И "северная", "четвёртая" этическая. Императив: "другие не должны относиться ко мне так, как я не отношусь к ним". Следующее отсюда понятие об истине как отношении к реальности: "реальность не должна мне противоречить".

Именно здесь будущее, как нечто, отделённое от настоящего масштабным переформатированием корпуса привычных дел (пробегом пушистого северного зверька), признают для определения правильности поведения, частного и группового. Признают, разумеется, как следствие настоящего, как следствие суммы существующих угроз, которые были реализованы или предотвращены. Как сумму тех самых противоречий между реальностью и теми, кто её оценивает.

Или, давайте уже доверну, как сумму состоявшихся и возможных побед и поражений. То бишь в "четвёртой этической" даже в процессе её формирования будет велик спрос на сколь угодно хаотичные оценки происходящего. Лишь бы это были оценки всего-и-сразу с точки зрения

а) появления угрозы,
б) её воплощения (поражения),
в) её предотвращения или
г) снятия угрозы (победы).

Добро пожаловать в российские ток-шоу и особенно в Рунет. Оно. За это разновсяких комментаторов, трубящих кардинальные победы или всесокрушающие поражения, которые то ли уже, то ли вот-вот... за это мы их и любим, эта правда за ними и есть, ей они и стараются угодить. Что, впрочем, не отменяет претензий ни по качеству, ни по предвзятости.

13. Признаваемое "севером" будущее, однако, не может быть описано, как декорации или поведение в них, как некий новый набор привычек, - в теории тот может полностью совпасть с прежним - но как три списка угроз: те, от которых удалось спастись, те, которые всё-таки состоялись, и те, которые появились в этом наступившем будущем.

Этот подход, по моему мнению, вполне успешно, причём очень разными людьми очень разных воззрений, применяется в очень разной оценке "прошлого будущего", в сколько-нибудь качественных разнонаправленных тезисах по российской истории, особенно по временам резких перемен. Я бы даже сказал, что всё, что ему, подходу, не соответствует, уже давно отступило на позицию обеспечения потешных "боёв за историю" и "пропаганды": с визгами, клочьями шерсти и выработкой эндорфинов у благодарных зрителей и слушателей.

Ну, и хватит пока. Из изложенного многое следует, но даже о такой вещи, как "борьба за мир", она же "гибридная война", и о том, почему в приведённом рассмотрении она получается вещью хорошей и правильной... мне ещё надобно подумать на забаву читателю.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Песца звать Alopex Lagopus, при этом Lagopus'ами звать ещё кучу всякого зверья и птичья. Я к тому, что где-то здесь есть место для некоей упорядоченной системы взглядов, которую принято ассоциировать с наукой, хотя бы с приставкой "псевдо-"... так вот, упорядоченные взгляды об угрозах в рамке "четвёртой этической" или вообще я бы предложил называть "алопексией". В яндексе нет, я проверял, там только какое-то лекарство, названное, похоже, от недостатка букв в алфавите.

Comments

( Всего-то 9 — добавить )
fon_rotbar
8 мар, 2018 12:35 (UTC)
и особенно в Рунет. Оно.
Учение то, похоже, всесильно...
17ur
8 мар, 2018 19:43 (UTC)
Re: и особенно в Рунет. Оно.

Это либо я с ума схожу, либо как-то очень удачно сошлись несколько текстов, на которые я сослался в посте. В "...букваре..." из самочувствия, кстати, это тоже затрагивается; Нил Стефенсон развлекается от души. У него там, кстати, вполне себе крыловский НМП, разве что поизощрённее.
way_qi
8 мар, 2018 16:35 (UTC)
Не оспаривая основной текст...
...с которым я полностью ознакомился и осознаю его независимость от данной придирки, смею напомнить, что
"1. Время - это смена состояний системы." - верно только для классической механики. Социомеханика, полагаю, опирается в первую очередь на неё, но раз уж дальше идёт

"Планета вращается вокруг Солнца и собственной оси...", что влезает в область механики релятивистской, в которой это мягко говоря не так.
17ur
8 мар, 2018 19:50 (UTC)
Re: Не оспаривая основной текст...
Всякая аналогия - ложь, чем угодно можно объяснить что угодно, если объяснять достаточно долго (здесь меня можно упрекнуть в длине текстов).

Замечу, однако, что релятивистская механика использует то самое отождествление "обычного" пространства с математической абстракцией пространства конфигурационного и далее добавляет в него ось - по Минковскому это t на c. В тексте я упоминаю схожий приём... хотя это нулевое приближение, сколько-нибудь всерьёз такой подход я просто не потяну, головы не хватит.

ПОЗДНЕЕ. Да, и переход от классической к фондовой модели рынка - тоже оно.

Edited at 2018-03-08 19:54 (UTC)
way_qi
9 мар, 2018 17:00 (UTC)
Re: Не оспаривая основной текст...
Я, конечно, ни разу не физик-теоретик, но насколько я понимаю ОТО, добавление оси времени у Минковского - ни разу не абстракция, а фундаментальное свойство физической реальности.

Что касается вынос релятивистской механики на социальный уровень - это было бы очень круто, но, по-моему, никто ещё за такое всерьёз взяться не решился.
darkhon
8 мар, 2018 20:07 (UTC)
Интересно. Дополню к своей редакции "Поведения", которое с твоими дополнениями, моими примечаниями и удалённой абстрактной антисоветчиной оригинала:
http://warrax.net/00/povedenie.pdf
http://warrax.net/2016/07/povedenie_warrax.zip (fb2)
17ur
9 мар, 2018 07:02 (UTC)

Спасибо. Это ещё навскидку. "Поведение" писали до того, как Рунет приобрёл нынешние масштабы, и до нынешних орд предсказателей, которые "ну вот и всё, теперь всё" ("будет хорошо"/"пропало"), попросту не было, то бишь не было этой формы полюдья "четвёртой этической".

Однако сейчас она есть, и от этого полюдья вполне можно отталкиваться при формировании уже собственно поведения, этичного в рамках "северной".
commenter2017
28 мар, 2018 07:10 (UTC)
Тогда получается что мысль это тоже физическая величина включенная в дефиницию времени. Ибо сидя не двигаясь и даже не дыша :)) - но подумав - мы изменили свое состояние, эрго сдвинулись во времени? Насколько?

И - хотелось бы понять единицы, обьемы или количество сдвига, прожитого времени в единицах мысли :))
nkgb
13 июл, 2018 20:29 (UTC)
Признаваемое "севером" будущее, однако, не может быть описано, как декорации или поведение в них, как некий новый набор привычек, - в теории тот может полностью совпасть с прежним - но как три списка угроз: те, от которых удалось спастись, те, которые всё-таки состоялись, и те, которые появились в этом наступившем будущем.

По идее, это также объясняет высочайшую популярность и обсуждаемость всех и всяческих прогнозов/предсказаний/прорицаний/ипростобреданатемубудущего, причем у людей которых обсуждаемые проблемы реально говоря вообще затронуть не должны?
( Всего-то 9 — добавить )

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger